Мина замедленного действия

На модерации Отложенный

Алексей Венедиктов в телеграме пишет, что Кремль не намерен продлевать федеративный договор с Татарстаном: по моим данным, все так и есть. Это вовсе не значит, что Татарстан провозгласит независимость: наоборот, у него отберут последние признаки самостоятельности, которые и без того с 2007 года носят чисто декоративный характер. Там и оставалось-то звание президента, вкладыш в паспорт на татарском да требование к главе республики татарский знать (впрочем, номинальное). В сущности, все.

История важна не только для Татарстана (чем там завершится дело, мы узнаем через месяц), но и для каждого региона России, в частности — для Москвы. Как известно, первое правило Российской Федерации формулируется коротко: «Никогда не говорить о федерации». А все почему? — Потому что ничем, кроме грубой силы (Чечня) и денег (Чечня, но позже) привлечь регионы федеральный центр не может.

Просто представим, что эти деньги однажды кончились (да, не сейчас и не в ближайшем будущем, но мы же, в отличие от Путина, умеем думать на пару ходов вперед). И что тогда привлекательного будет в России для регионов? То, что Кремль назначает туда своих временщиков? Посмотрите на Республику Алтай — там уже которую неделю полыхает скандал: в Сеть выложены аудио разговоров главы региона, генерала Бердникова, типичного варяга-назначенца, который матом кроет население республики. В нормальной ситуации это повод для мгновенной отставки и новых выборов. Собираются митинги (для Алтая — большие), бурлят коренные жители — и ничего.

Тем более — никакой реакции из центра на своего назначенца, генерал-губернатора. Как вы думаете, будут ли люди симпатизировать этому центру при ослаблении его поводка?

Таких скандалов хватает в каждом регионе, элиты везде ропщут от того, что их права кончаются ровно там, где начинаются интересы федералов, родственников федералов, друзей федералов. Все это — мина замедленного действия, деактивировать которую могла бы подлинная федеративность — выбирайте честно, оставляйте у себя значительную часть налогов (в 90-х тому же Татарстану доставалось 50%), берите себе второй язык (сейчас такой уникальный пример только в Бурятии)...

А вместо этого — уголовные дела за одну только мысль о том, что условный Татарстан — это не только Россия, но и собственно Татарстан.

Между тем, бетонировать федеративные проблемы очень опасно, негибкая система с полностью убитой обратной связью (не будете же вы называть полпредов и прочих временщиков обратной связью) грозит рухнуть при первом толчке.

Собственно, в Москве мы видим те же проблемы: начальники-варяги, чьи интересы идут вразрез с интересами горожан, полная узурпация власти, учет интересов Кремля, а не жителей и дикий страх «непредсказуемого резуля» ((с) Мосгордума) на выборах.

Было бы неплохо, если бы возвращение Российской Федерации началось с Москвы. Это в наших силах — сентябрь 2017, муниципальные выборы, первый шаг.