приключения мумии герцога

На модерации Отложенный

«В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем — мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове — завитой парик.

Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.

Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллинн. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллинне, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллиннцев, а жить в долг герцог был истинный мастер.

Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.

И вдруг — как гром среди ясного неба — новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллиннцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога — единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой «залог» в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.

Мумию герцога нашли. . . через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.

Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной «Пляска смерти» Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога — двести лет спустя после его смерти».