Донбассу грозит катастрофа похлеще Чернобыля, времени очень мало
На модерации
Отложенный
Это часть интервью, данного военным журналистом Константином Машовцом. Полный текст можно прочитать тут.
- - - - -
- Вот вы, например, знаете, что на Донбассе назревает экологическая катастрофа похлеще чернобыльской?
- Что вы имеете в виду?
- Там происходят вполне реальные проседания целых пластов, выброс на поверхность засоренных технических вод. И экологическая катастрофа может охватить регион масштабом от Азовского моря до Ростова-на-Дону включительно. Дело в том, что реально водоотлив осуществляется там сейчас только на некоторых шахтах. Нижние же горизонты уже затоплены. А учитывая, что на одной из шахт когда-то был произведен ядерный взрыв...
- Что еще за взрыв?
- В 1979 году в Енакиево на шахте "Юных коммунаров" (ее еще "Юнком" называют) был произведен атомный взрыв, по мощности сопоставимый с Хиросимой. На месте взрыва образовалась капсула диаметром 29 м, заполненная водой с цезием и стронцием. Это радиоактивные материалы с очень большим сроком полураспада. Сегодня "Юнком" уже затоплен шахтными водами. Он был самой опасной шахтой с точки зрения газонасыщенности, и этим атомным взрывом шахту пытались дегазировать. Но ничего у них не вышло. Взрыв, правда, потерял энергию на 100 м от эпицентра, потому это был подземный взрыв. Однако последствия этого взрыва в геологическом отношении очень опасны. Загазированность и затопление одновременно – можете представить себе, чем это чревато? Это будет гидроудар по поверхности на Донбассе, сравнимый по силе с землетрясением в 3-4 балла. В результате – солончаки, сравнимые по безжизненности с северным Крымом.
- И это все – на тысячах квадратных километров?..
- Да. Возможно проседание на 15 тысячах квадратных километров. И это трансграничные риски, то есть случится это в большей степени за пределами территории Украины.
- Есть ли прогнозы, сколько времени у нас осталось?
- Времени очень мало. Дают от 5 до 10 лет. Если эту байду не прекратить. А проседание уже началось.
- Процесс обратим?
- Уже нет. Очень большую роль в этом сыграли именно военные действия. Предприятия позакрывались, вышла из строя техника, которая совершала водоотлив. И это очень плохо. Грязная шахтная вода с высоким содержанием солей уже сейчас делает непригодной для питья 80% резервных источников питьевой воды в Донецкой области.
Всего с начала 19 века на Донбассе было прорыто 600 шахт с общим количеством до тысячи шахтных стволов – это такие глубокие дырки. Перед началом конфликта действовало 250 шахт. Сегодня уголь добывается из 130, причем две трети из них находятся на неподконтрольных нам территориях. Плюс шахты-копанки. О них тоже не следует забывать. По одним данным, их количество достигает 2 тысяч, по другим – 6-ти. Так что Донбасс, по сути, представляет собой гигантский гидрогеологонасос, который выталкивает жесткую техническую загрязненную воду на поверхность с огромной силой. Если водоотлив не производится (а он не производится). И такие гидроудары сопровождаются землетрясением по всему региону.
Можете себе представить: Донбасс вырабатывал до 80% токсичных отходов Украины. На нем располагалось порядка 4 тысяч вредных технологических производств. В той же Горловке, например, на "Стироле" химические отходы хранились в полуподземных хранилищах. И когда в 1988 году по трещинам с дождями и талой водой эти отходы пошли в горные выработки – спасатели гибли даже в гидроизолирующих костюмах. Токсичные жидкости их просто разъедали... А сейчас это все уже четвертый год находится под артиллерийскими обстрелами. Водоотводом и дегазацией никто целенаправленно не занимается. Представьте себе последствия!
А еще там ведь находится около 1350 терриконов. И 350 из них уже сейчас горят внутри. Представляете себе, как горит террикон?
- Честно говоря, нет.
- Эта огромная гора внутри разогревается до 2 тысяч градусов – и там идет химическая реакция сплава. Какие именно химические соединения и в какой пропорции в результате там образуются, можем только предполагать.
- Страшная картина вырисовывается.
- Честно говоря, я не знаю, чем это все закончится. Если эту войну не прекратить, последствия могут быть самые плачевные. Причем для России они будут куда более катастрофическими, чем для нас. Потому что украинская часть Донбасса и Ростовская область РФ – это геологически единый регион, они находятся на одной геологической плите. Наша плита, украинская, которая начинается западнее Донбасса, под Днепропетровской и Харьковской областями, устоит. Все же, что находится восточнее, вся эта часть юго-восточной Украины и соседствующие с ней территории России – просядут.
Комментарии
Комментарий удален модератором