Художники и конструкторы

На модерации Отложенный

 

Сегодня много мечтателей о лучшей жизни. Тех, кто отчетливо, без иллюзий видит ужас того, что творится. В относительно благополучных странах, вроде, ну скажем, Израиля, не ужас, а плохость того, что творится. А в менее благополучных – да, ужас. Иначе не назовешь.

А хотят мечтатели, естественно, другого, лучшего. И даже как-то это другое, лучшее себе представляет. В общих чертах. Это пункт первый.

Здесь нужно еще одну важную вещь сказать. Представляют это лучшее разные люди, как это ни может показаться удивительным, почти одинаково – разные люди, разного культурного бэкграунда, разной ментальности и даже разного социального положения, то есть вроде бы с разными, как это именовали марксисты, интересами, с разными "шкурными" интересами, а мечтают примерно об одном и том же. Сами порой на себя удивляются, но мечтают. Почему так происходит – разговор особый и долгий. Чтобы только обозначить тему, процитирую основоположников – "призрак бродит".

Но сегодня не о призраке. Сегодня о том, как призрак обретает плоть.

Мечты порождают образ. Образ прекрасного будущего. Этот образ рвется наружу и, когда мечтатель наделен талантом художника, становится художественным полотном – сказочным, прекрасным городом будущего. Этаким Китежем, в котором везде палаты, городом Солнца. Это пункт второй. Но далеко не последний.

Многих мечтателей одно только мечтание не удовлетворяет. Они хотят мечту воплотить. И мечта начинает у них превращаться в цель. Это пункт третий.

Но тут возникает важная проблема. Автоматически мечта в цель не превращается. Это только у детей "что нам стоит дом построить: нарисуем – будем  жить". У взрослых всё сложнее...

Это знает каждый, кому приходилось воплощать хоть сколько-нибудь масштабный замысел. Сначала возникает образ желаемого результата. Он очень привлекателен – так и манит взять и сделать. И кажется вот – рукой подать. И всё сделается. Само. Если бы знать, какой ухабистой будет дорога к этому манящему пока еще только миражу, многие предпочли бы и не начинать. Но вначале мы этого не знаем.

Потому что образ наш не слишком детализирован. Хотя и достаточно, чтобы можно было начать его воплощать.

А потом начинается эта самая работа по воплощению. И в ходе этой самой работы, по правилам – вначале, над предпроектной и проектной стадиях, а по жизни – часто и в процессе реализации, картина художника превращается в чертежи конструктора, спецификации стройматериалов, план-графики, сметы и договоры с поставщиками... 

И оказывается, что прекрасный сказочный дворец сложен из кирпича, а кирпич надо где-то купить, а тому, у кого ты будешь его покупать, нужно купить глину и увеличить мощность печи обжига и так далее, и тому подобное.

Оказывается, что сказочному дворцу Золушки необходима канализация и вентиляция. И в нем должны быть чердак и подвал, и кухня, и всякие кладовки, и санузлы, раздельные и совмещенные, и прочая, и прочая...

А еще оказывается, что если что-то из этого необходимого не предусмотреть, то у дворца поедет крыша. Или забьется канализация, и сказка утонет в продуктах жизнедеятельности. Или в подвале заведутся мыши. Или – змеи. Или еще что-то не предусмотренное сказочной мечтой случится.

В общем, оказывается, что нужно от мольберта к кульману. А потом одевать фартук и перчатки. И шуровать. Но не просто – а так, чтобы не потерялся прекрасный образ из сказки.

Сегодня, как и уже, минимум, сто пятьдесят лет, одна из главных, если не вообще главная наша проблема в том, что мечтатели-художники никак не хотят превращаться в строителей-конструкторов. И даже не то, что не хотят – не очень-то могут. Тут разные типы личности: трепетная лань и конь. Или даже вол, когда всё в такой грязи, что нужно сменить хилого коня.

Вот мы и видим: то "главное – собственность на средства производства, партия и диктатура", а остальное приложится, то "рынок всё наладит"... Мечтатели, даже когда они кремлёвсие, иначе не могут: не царское это дело в сортах кирпича разбираться и об отвесах-противовесах заботиться... Сегодняшние наши не лучше: главное – без Путина и чтоб выборы свободные... А об остальном – не царское это дело... Мы не купцы, чтобы подсчитывать...

Поделюсь и личным. Мы тут, группа энтузиастов, пытаемся стронуть с места воз работы по практическому созданию "Сетевой республики" – хрустальной мечты об обществе будущего: обществе осознанного развития, обществе любви, обществе правды... Так вот мы всё время упираемся в невозможность перейти от мечты к конструированию. Поговорить, какие сверкающие золотом крыши будут в нашем городе, – это пожалуйста, это с удовольствием. А вот о том, какая инфраструктура нужна для коллективного проекта – никак. Не царское дело... Ментальные барьеры. Не соединяется мечта с планом, прекрасная картина с чертежами... Хоть убей...

Что здесь можно делать? Одно из двух. Или мечтателям нужно становиться и конструкторами, как это и положено архитекторам. Или мечтателям нужно звать на помощь конструторов и делить функции: заказчики и исполнители.

Но второе решение таит известную опасность – конструкторы-"исполнители" склонны выбрасывать мечтателей-"заказчиков". Власть захватывает аппарат. Как это было в начале 20-х годов. И в начале 90-х. И как это обязательно случится, если сбудутся мечты сегодняшних либералов. Эта проблема универсальная...