Аркадий и Борис Стругацкие
На модерации
Отложенный
Желание странного (сборник)
Предисловие.
Второе место в рейтинге живого цитирования всей русской литературы занимает роман братьев Стругацких «Трудно быть богом». На первом – «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». На третьем – «Мастер и Маргарита». Четвертое – «Горе от ума». Если кто не знал. И это не мода. Тому уже многие десятилетия.
Ни одно более из произведений русской литературы всего послевоенного периода (1945–1991 гг.!) сегодня в живом обиходе не цитируется. (Исключение – блестящие «Семнадцать мгновений весны».)
«Барон возмещал потерю жидкости в течение получаса и несколько осоловел». «Благородный дон, большого ума мужчина…» «Ну, в общем, мощные бедра!» «А я так, братья, прямо скажу: книгочей? – на кол тебя!» И далее, более, прочее…
Ни один более из советских писателей этой эпохи нового слова в русский язык не ввел. Слово «сталкер» слышали? «Пикник на обочине» стал устойчивым оборотом.
Ни один современный им советский писатель столько не переводился. Сотни изданий на всех цивилизованных и менее цивилизованных языках мира: точное число трудно поддавалось учету (были на то причины). Они могли быть богаты – но ВААП (Всесоюзное Агентство по Авторским Правам) СССР забирал в пользу государства 97 % (!) гонораров.
Для официальной критики они не существовали. Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы жрали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса».
Между ними и их читателями никогда не стояло чужих мнений и государственных приманок. А в читателях была половина всей молодой интеллигенции страны. Та половина, у которой лоб был повыше, а шоры на глазах поменьше. Потом молодая интеллигенция становилась немолодой, и к читателям добавлялось новое поколение повзрослевших школьников.
Их язык доставлял наслаждение, сюжет затягивал, а мысль заставляла думать. Студенты, инженеры и врачи, юристы и журналисты – слой, из которого в нормальных странах формируется элита, – перекидывались фразами Стругацких, как паролем.
…Это началось в 1962 году. Несколько ранних и рассказов не выбивались из общего потока советской фантастики, хлынувшего с хрущевской оттепелью. Долгие годы до того фантастика была под запретом. Никакие отклонения от генеральной идеологической линии не приветствовались – ни насчет будущего, ни насчет настоящего.
Прорыв! Первый спутник Земли – советский! Первый человек в космосе – наш!
Коммунистическое завтра всего человечества – уже недалеко! Короче, советские космические корабли забороздили просторы Вселенной, сея конфликт хорошего с лучшим.
И тут выходит небольшая повесть А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству». В которой космический перелет сугубо условен и не играет никакой роли. Просто: нормальные люди попали из одного мира в другой. А один из людей – сбежал в будущее из фашистского концлагеря. Как? А не важно. А в конце, устыдившись своего дезертирства, беглец возвращается обратно и погибает в бою.
По нервам – с оттяжкой. Нету вам в будущем светлого будущего, и в других мирах нету, и в других эпохах. И драться за счастье и справедливость, драться с фашизмом и мразью всех мастей и обличий – тебе придется всегда и везде. Вместо приятного отдыха в благоустроенном светлом завтра, ага.
То была эпоха, когда написать честную рецензию на книгу было все равно что написать на нее донос.
Стругацкие никогда не писали фантастику (в расхожем понимании). Стругацкие писали жесткие и пронзительные антиутопии. Единственные в глухой и непробиваемой Советской Империи – они умудрились быть свободными меж всех пишущих.
Под уцененной этикеткой «фантастика» они выскальзывали из загородок и границ в пространство неподцензурного анализа человека и истории. Антиутопия была запрещенным жанром: никакого вольнодумства, Партия укажет и предскажет сама все нужное! Но… «фантастика», юношество, облегченный жанр, Жюль Верн, понимаете…
Заодно с Партией и цензурой Стругацкие (уже как побочный эффект) обманули серьезных критиков и уважающих свое самомнение «авторитетных читателей»: э, фантастика – это недолитература. Такова магия лэйбла для быдла, уважающего свою «культурность» и искренне считающего свои пропотевшие от умственных усилий подмышки солью земли.
А в 1973-м разразился международный скандал с «Гадкими лебедями», невесть как попавшими на проклятый Запад и там опубликованными. И вот уже из всех журналов публиковал Стругацких только молодежно-научпоповский «Знание – сила», и книги по пять лет ждали очереди в издательствах.
«Работая над этой повестью, мы пришли к выводу о невозможности коммунизма», – сказали они о «Хищных вещах века», вышедших в 1964-м. Написанная чуть не полвека назад – это пророческая книга, жестокая и непримиримая. Предсказана и повальная наркомания, и экстрим как единственный способ ощутить остроту бесцельной жизни, и самоубийственный тупик существования ради потребления.
А еще их всегда любили за несгибаемость, за жесткий и активный оптимизм. Герои Стругацких всегда дрались за то, во что верили. Дрались с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она выходила за рамки книги.
...
М. Веллер
Комментарии
А Вы сначала себе произведите генетическое исследование фенотипа, а потом попробуйте что-либо по-еврейски написать. А то сейчас вы жалко смотритесь, как-то убого!
https://7x7-journal.ru/post/29330
https://www.youtube.com/watch?v=VYxqybECeFo
Скажем честно: их редактировали, поддерживали, проталкивали в
значительной части евреи. Восторженную "критику" по их поводу
писали в основном евреи. Фильмы по их произведениям снимали тоже
в основном евреи. Читают их теперь тоже, наверное, по большей
части евреи. Стругацкие -- в основном писатели для евреев, потому
что лучше ложатся на еврейский менталитет, а не на русский, и
потому что евреям свойственно интересоваться в первую очередь
евреями. Это простая констатация. Без оценки.
вом, а количеством. Русским людям хочется быть самими собой,
какие они ни есть, а евреи им в этом мешают: навязываются со
своим "культурным обслуживанием".
Стругацкие отлично бы смотрелись в русскоязычной попсовой куль-
туре даже со своей менталитетностью, но соль в том, что они там
далеко не единственные писатели еврейского происхождения и еврей-
ского склада мыслей. Можно сказать, евреи в массе как раз их же и
подводят: одни -- тем, что слишком настырно втюхивают их русским,
другие -- тем, что даже строчат сами.
Потому, что химера - Пушкин не является нашими Отцами и Дедами. Он не есть Дух Русского Народа. Более того, негроид исказил первоначальный смысл наших народных сказок, в которых заложены космические знания и истинное прошлое нашей РОДины. Мы перестали бояться жидовского АДА, смерти и врагов!
Ясно, резкий скачок солнечной активности.
И что там у Вас могучее? Ваш русский язык на уровне Эллочки- людоедки "из 12 стульев", оттого тут себя и пытаетесь прорекламировать на уровне "просветителя". Такой же экземпляр из передачи "Очевидное-Невероятное".
https://www.youtube.com/watch?v=-KtBX6-67dw
Поздравляю, Вашей убогой популярности "аплодирует" интернет!
По крайней мере не хочется быть таким гуским, как это представляется некоторым ((
Вступает с вами в разговор,
Припомните ему Египет,
И танков старых, бой-разбор.
Конечно, был так смел в пустыне,
Танк Роммеля. Но, до того,
Как разобраться вышел с ними,
Танк, не слабей, чем у него.
На равных драться он - не может.
Бздит. Что тут взять, с того?..
И связываться с этой рожей,
Не стоит, право. Тьфу, в него!
«Эта проклятая раса, не имеющая более своей родины, сво-его правителя, живущая паразитом среди наций, притво-ряющаяся, что признаёт их законы, но послушная в действи¬тельности лишь своему богу Грабежа, Крови и Ненависти, выполняющая повсюду хищную миссию завоевания, которую возложил на неё этот бог, устраивающаяся в каждом наро¬де, как паук посредине своих сетей, чтобы подстерегать свои жертвы, высасывать кровь из всех, жиреть за счёт чу¬жих жизней».
Бойся жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.
Где жид проскачет, там мужик плачет.
Где хата жида, там всей деревне беда.
Грозен жид за горами, а грозней за плечами.
Если бы Бог жида слушал, то давно все христиане перевелись.
Если жиду дал, то весь век ему должен будешь.
Жид — что уголь: не обожжет, так замарает.
Жид в деле, как пиявка на теле.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
Жид всегда кричит от боли, когда кого-то бьёт до боли.
Жид жида хвалит.
Жид и без зубов кусает.
Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.
Жид как верба — где посадишь, там и примется.
Жид как воробей, - где бы ни сел, там и наестся.
Жид как дырявый мешок — никогда не насыплешь
Жид крещёный — недруг примирённый, да волк кормленный.
Жид крещеный — что вор прощеный.
Жид не волк — в пустой сарай не заберется.
Жид обманом сыт.
Жид правды боится, как заяц бубна.
Жид скажет, что бит, а за что — не скажет.
Жид хорош только в могиле.
Жид, как бес: никогда не покается.
Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.
Жид, что крыса — силен стаей.
Жида дружбой не купишь.
Жида перекрестить и под лед утопить.
Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят и христианских детей развратят.
Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.
Жиду в морду двинешь – на весь свет вой подымешь.
Жиду верить, что ситом воду мерить.
Жиды да черти одной шерсти.
Жиды прощаются, но не уходят.
За жидовским языком не поспеть и босиком.
Завел жидов, потеряешь коров.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались.
Искру туши до пожара, жида души до удара.
Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти.
Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.
Кто служит жиду — не минует беду.
Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.
Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.
Любовь жида хуже петли.
Любят в плен жиды сдаваться,чтоб врагу потом продаться.
На жида и вилы ружье.
На языке жида мед, а под языком лед.
Назови жида братом, он в отцы полезет.
Не делай жиду добра — не получишь от него зла.
Не ищи жида – сам придет.
Не подпускай вора к ниве, а жидов — к России.
Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.
Нет розы без шипов, и нет горя без жидов.
Нет рыбы без кости, а жида без злости.
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
От жида и Бог много раз плакал.
Плохо жить, когда жид набежит.
Русские с сошкой, а жиды с ложкой.
Русским — воля, а жидам — петля.
С жидом дружись, а за топор держись.
С жидом знаться — с чертом связаться.
С жидом найдешь, да не разделишься.
С жидом разговориться, что яду напиться.
Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.
Сколько жидов — столько врагов.
Служба жиду — на радость бесам.
У жида два языка — один Богу досаждает, а другой христиан дурачит.
У жида и черт в няньках служит.
У жида лечиться — смерти покориться.
Хочешь жить – гони жида.
Черти и жиды – дети сатаны.
Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.
Антисемитизм - ваше право, но надо же иметь представление, что пишешь на стене.
В этой связи вопрос - Порекомендуйте пожалуйста самое лучшее из Стругацких. (попробую перебороть в себе "аллергию", возможно я не прав в предвзятом отношении)
От щенячьего восторга до угрюмого сарказма... Путь Стругацких...
Все произведения Стругацких хороши. Тот же "Пикник".
Другое дело, что ранних Стругацких, скажем, "Страну багровых туч", например, стоит читать в соответствующем возрасте. В школьном.
Мнение оценочное.
Ни в коем случае не смотрите одноименный фильм, сделанный выжившими из ума Германом и Б. Стругацким, при участии цыплёнка табака Ярмольника. Своим говнотворением они вбили кол в саму книгу. На мой взгляд.
Азимов, Бредбери, Стругацкие, Биленкин - это уже совсем другая эпоха, другая фантастика
Ведь, умнеть - не поздно в любом возрасте...
опять же Аэлита или Гиперболоид инженера Гарина
она будет томима своей несвободой
а вот любить в любом возрасте не только возможно, но и желательно ))
+!
«ВСЁ ПУТЁМ!»
(Монолог вожака стерхов)
Я знаю: буду я – незаменимым!
Ведь, всё у нас одно, за веком – век.
И хочется мне с журавлиным клином,
Рвануться вверх, как самый главный стерх.
Чтобы уйти от упоенья Властью.
От взяток. От чиновничьих проказ.
От заказных судов. От всех напастей…
Взлететь повыше, пусть в последний раз!
И там, вверху, средь бело-серебристых,
Высоких и прозрачных облаков,
Построить замок. А людей нечистых
Оставить на Земле, во тьме веков.
Мне кажется бездумной и жестокой,
Той оппозиции мышиная возня.
И право, их претензии и склоки,
Их суета, не трогают меня.
Я улыбаюсь им с небесной выси.
Мне неприятна мелочность их дел.
Пусть миллион на марш сегодня вышел,
Я – выше этого! И в этом мой удел!
Пусть катятся они, в средневековье!
Пусть, наконец, поймут, что без меня,
Россия не найдёт в душе покоя,
Не обретёт священного огня!
Она не станет Православным Царством,
Коль не дадут усесться мне на трон.
Но стал Вождём я в журавлином братстве
И э...
https://newsland.com/community/4765/content/arkadii-i-boris-strugatskie/5888081#/comment-89106938
"Последний день туготоронов" Татьяны Гнединой.
Виват Мих. Веллеру! -"Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы жрали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса»."!!!
я переписал их вручную. Горжусь этой рукописью. И дочь
свою назвал Дианой. Стругацкие - моё всё...
А на смерь Бориса написал вот это прощальное стихотворение:
ПРОСТИ, УЧИТЕЛЬ!
(На смерть Бориса Стругацкого)
Уходят лучшие... Кончается эпоха
Великих потрясений и надежд.
И от того нам всем сегодня плохо,
Что власть лелеет лишь одних невежд.
И «на коне» опять сидит дон Рэба,
Слуга Господень, интриган и вор.
Ну а Будах-мудрец, страны надежда,
Готов взойти как жертва, на костёр.
С Руматой рядом нет барона Пампы.
И не придёт космический корабль,
Чтоб нас спасти от тягостной расплаты
За всё, что сделали, стремясь в свой личный рай!
Прощай Учитель! Мне сегодня больно
За то, что я остался дальше жить.
Своим уходом Ты сказал: «Довольно!»
А я, увы, не смог так поступить...
20.11.2012г. Игорь Яскевич
Но и сегодня, для молодых, книги Стругацких, это маяк, указывающий в будущее.
Несколько лет назад Б активно участвовал в МП. Он даже выступил со смелым призывом: задавайте мне ЛЮБЫЕ вопросы. Очевидно, привыкнув к окружению поклонников и поклонниц, он верил, что вопросы будут типа: ах, откуда Вы такой гениальный! Большинство - да, но я задал вопрос о Ходорковском, к-рого они порекомендовали в ПЕН, несмотря на его фашизм (я привел цитаты). Вопросы были сформулированы вежливо, но остро. Глянув вскоре в МП, я обнаружил, что исчез ВЕСЬ ФОРУМ с моими вопросами. Вскоре Б извинился перед МПшниками, сказал, что болен и в ближайшее время не может тут писать. Очень скоро умер.
А вот Веллера не люблю со времён его Легенд Невского проспекта. Всё что там написано было много раз пересказано до него - просто компилятор-коньюктурщик
Всё - по песне Высоцкого!
"Поиск предназначения" честно скажу, не одолел. Уж не знаю почему. Не пошло!
Про отвратительнейший говнофильм, здесь не буду. Просмотревшие его вряд ли к книге обратятся. А Ермольник и рад до усера!
У прибалтов были приличные на мой взгляд, исторические фильмы. "Последняя реликвия", "Квентин Дорвард".
Кто нибудь из тех актеров, как мне представлялось.
А ведь С были, можно сказать, родоначальниками средневекового фэнтэзи! Но нет в России размаха. С. Кинг и Дж. Роулинг обязаны славой и капиталами во многом Голливуду. Безусловно, по С нужно много разных экранизаций. Я помню лишь 5, и то не ахти.