Откровения атеиста

На модерации Отложенный

 

«Простите, я не понял, вы кто?» Обычно тебя встречают такими словами или слегка подозрительным вопросом: «Вы тайный почитатель дьявола?». Нет, таковым я не являюсь. Я просто атеист. Если говорить чисто технически, я гуманист-агностик (с некоторыми уточнениями), но это уже слишком сложно, когда вопросы веры и общества – предотвратить это, впрочем, невозможно - проникают в пабы или обсуждаются за столом во время званного обеда. 

Я многое смог понять после того, как четыре года назад начал объяснять свой атеизм другим людям, и при этом мне приходилось сталкиваться с различными ситуациями – от довольно непохожей реакции верующих людей и постоянно сомневающихся личностей до вопросов о том, каким образом изменились мои собственные ожидания относительно моих единомышленников из числа атеистов. Вот что в результате мне удалось понять – я представляю этот перечень в надежде на то, что он поможет вызвать некоторые сходные чувства у тех людей, которые хотели бы больше говорить о своем атеизме, или же он будет способствовать более глубокому пониманию того, что заставляет человека называть себя атеистом.

1. Люди не понимают, что значит атеизм, и поэтому необходимо постоянно это объяснять.

Я гарантирую, что вы сами являетесь атеистом. Если вы христианин, то вы не верите в языческих богов. То есть, по отношению к ним вы атеист. Если вы язычник, то вы, вероятно, не верите в концепцию Брахмана (а, может быть, вы и верите, потому что религия обладает гибкостью – нравится это кому-то или нет). Впрочем, атеизм просто означает отсутствие веры. В определенном смысле все мы атеисты, просто некоторые люди являются атеистами в большей степени, чем другие.

Однако важно признать, что особенно в последние годы понятие атеизма приобрело другой смысл. Атеизм сегодня часто воспринимается как агрессивное учение, пытающееся настроить людей против религиозных убеждений и веры. В то время как многие атеисты, на самом деле, считают необходимым говорить о том, почему они стали атеистами или почему они являются таковыми, вполне возможно быть атеистом и при этом не обсуждать этот вопрос, и поэтому подобное расширение значения не являются абсолютно точным. Все это плавно переводит нас к следующему пункту.

2. Важно быть идентифицируемым; речь идет о выборе – готовы ли вы высказывать свою точку зрения.

Религия провозглашает себя без необходимости разговоров о ней. Предполагается, что вы религиозны (или, по крайней мере, «духовны») до тех пор, пока вы не заявите обратное. В результате важно – в том числе для противодействия коварному проникновению религиозных привилегий – быть идентифицируемым в качестве неверующего, поскольку именно таким образом вы ведете борьбу с представлением о том, что религия по умолчанию благотворна для общества.

Так, например, идентификация себя как атеиста или нерелигиозного человека в любых официальных документах, вероятно, позволяет довести это сообщение до наших правительств и до наших судей и заставить их задуматься о том, что, говоря о вере в обобщающих терминах, они в действительности не учитывают значительное и постоянно растущее количество людей.

Вопрос о том, будете ли вы открыто говорить о вашем неверии, является личным выбором, и его следует сделать каждому атеисту.

3. Ваш атеизм может быть самым оскорбительным замечанием в ваш адрес (и это нормально).

Я не был полностью готов к тому количеству злобы, которое было продемонстрировано в результате сделанных мной заявлений о моем атеизме. Люди, являющиеся сторонниками фундаментальной религиозной веры, судя по всему, с очень большим трудом воспринимают мою позицию.

На самом деле, неспособность верить воспринимается почти как святотатство, как нечто гнилое, разложившееся и почти непереносимое. Возможно, это происходит потому, что религия имеет столь фундаментальное значение для восприятия многими людьми самих себя, и поэтому атеизм на каком-то основополагающем уровне воспринимается так, как будто его сторонник является, если можно так выразиться, бездушным.

Однако я всегда полагал, что в том случае, если человек, несмотря на оказываемое давление, может продолжать не верить в сверхъестественное как в свой собственный сейсмический поток, то это сомнительная критика, которая вполне тянет на комплимент. В соответствии с этим подходом, все нормально, пока вы не начинаете запихивать свои взгляды в наши глотки. На это я могу сказать, что я еще не видел обходящего все дома атеиста, распространяющего искусно составленные листовки о достоинствах неверия, но когда это произойдет, я буду знать, что настало время занять в этом деле ведущие позиции. Но пока буду считать все это публичным, гражданским дискурсом среди друзей.

4. Слишком часто можно услышать фразу: «Атеизм – это религия».

Но ведь этого не может быть, не так ли? Не может быть по определению. Но когда люди это говорят, они, на самом деле, имеют в виду то, что их смущает появление проповедничества среди атеистических группировок, или они верят в то, что атеисты чему-то поклоняются – обычно науке. Мы привели этот пример, поскольку он так же хорош, как и другие: я с великим почтением отношусь к научному методу, в первую очередь потому, что он работает. Возможно, потребуется немало времени для того, чтобы получить от него ответы, и поскольку он полагается на животное начало в человеке, то на его пути, вероятно, встретится немало темных мест, но в целом сократический подход достоин похвалы.

Однако я ему не поклоняюсь. Он не является божественным, и он не претендует на то, чтобы считаться непогрешимым. Я могу наблюдать за исследованиями, на основе которых были сделаны научные заключения, и со временем, по мере накопления опыта, проверить их для самого себя. Впрочем, эти две вещи не являются тождественными – наука и Бог. Они весьма далеки друг от друга.

5. Люди могут подумать, что у вас нет совершенно никакого морального кодекса; покажите им, почему это означает большую свободу.

Вероятно, это наиболее часто используемое утверждение, когда кто-то начинает говорить об атеизме. Судя по всему, некоторые люди считают, что атеисты, лишенные религиозного морального кодекса, находятся на грани того, чтобы стать убивающими детей каннибалами. К счастью, до этого дело еще не дошло.

Однако нетрудно увидеть (поскольку именно из религии мы очень часто получаем моральные инструкции), что эти две позиции переплетены, хотя религия не имеет особого влияния на мораль. Проявление вашей совести, а также способности к сопереживанию, наряду со строгим использованием логики, достаточно для того, чтобы дать ответ на большинство вопросов по поводу морали, а, возможно, и на все такого рода вопросы, независимо от их сложности. 

Кроме того, я лично считаю отсутствие морального кодекса захватывающим. Это означает, что я вынужден более серьезно задумываться, расширять свой круг чтения и усваивать значительно больше вещей, чем раньше. Вот почему осознание моего атеизма невероятным образом меня обогатило, и именно поэтому, несмотря на отдельные негативным явления, я считаю открытое заявление о своей позиции, а также готовность обсуждать мой атеизм весьма полезными – в конечно счете, ни одна система верований не должна быть неприкосновенной для критики, и мы станем только сильнее, если это признаем.

Стив Уильямс (Steve Williams)