И да простятся им долги наша
На модерации
Отложенный
С 2000 года Россией прощено более $140 млрд.
1. Куба — $31,7 млрд
По мнению экспертов, этот долг мы бы назад все равно никогда не получили. А так подкинули «пряник» и укрепили позиции под боком у США.
2. Ирак — $21,5 млрд
Долг списывали дважды — $9,5 млрд (из $10,5) в 2004 и $12 млрд (из $12,9) в 2008. Во второй раз это был уже новый долг, по кредитам, набранным уже после прощения предыдущего долга в 2004 году.
3. Африканские страны — более $20 млрд
Списаны «оптом» в период после 2008 года в порядке «братской помощи».
4. Монголия — $11,1 млрд
Списаны в 2003 году. Оставшиеся $300 млн долга Монголия, правда, тут же вернула.
5. Афганистан — $11 млрд
Долги за поставки советской военной техники, списаны после 2006 года.
6. Северная Корея — $10 млрд
Один из самых последних «подарков», уже после 2012 года. Списали не все, $1 млрд долга за КНДР все же остался.
7. Сирия — $9,8 млрд
Списаны в 2005 году (из $13,4 млрд долга). Взамен был подписан ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа.
8. Вьетнам — $9,53 млрд
Первый из долгов, «прощенных» зарубежным странам уже в «путинское» время, — в 2000 г. Всего вьетнамский долг на тот момент составлял $11,03 млрд, остаток должен быть выплачен к 2022 году. Правда, не напрямую, а через вложения в совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.
9. Эфиопия — около $6 млрд
В 2001 году списано $4,8 млрд из $6 млрд долга, через четыре года — еще $1,1 млрд, то есть почти все.
10. Алжир — $4,7 млрд
Списание произошло в 2006 — 2007 годах. Взамен страна обязалась закупить у нас промышленных изделий на эту или бОльшую сумму.
За последние годы — в 2012-2014, — кроме Северной Кореи и Кубы, был списан долг Киргизии на $599 млн (после этого страна засобиралась вступать в Таможенный союз) и вот теперь $865 млн Узбекистану.
Всего же с 2000 года Россия простила своим партнерам более $140 млрд.
Зачем Россия прощает долги?
«Как будто у нас денег много», удивляются эксперты.
Раньше Россия мотивировала свою позицию тем, что она является членом G20 и G8. О том, что в рамках этих организаций принято себя так вести, что это как бы правило хорошего тона, говорил еще экс-министр финансов Алексей Кудрин, при котором списание долгов было поставлено на поток. Но теперь этот аргумент не работает. Надо бы себя более рационально вести.
— По идее после каждого такого списания, будь то Куба, Никарагуа или Северная Корея, та сторона должна дать российским компаниям режим наибольшего благоприятствования, — говорит Михаил Хромов из института им.
Гайдара, — но я не могу припомнить ни одного примера, чтобы после списания долга в самом деле появлялись какие-то контракты.
Есть другой нюанс — старые советские долги как правило безнадежны. Этим объясняется списание их странам вроде Кубы или Никарагуа.
— Проще списать, чем обслуживать такие долги, — резюмирует Хромов, — но последний списанный долг в 2014 г. Узбекистана (865 млн. долларов) — не советский, новый, и вряд ли этот сосед так уж безнадежен, как Куба.
ВОПРОС ДНЯ
Должна ли наша страна списывать такие деньги?
Михаил Державин, актер театра и кино:
— Всем подряд прощать долги не надо, но странам руководители которые нас не подводили, ведут себя прилично, можно. Разумеется, если это не будет ударом для нашего бюджета. Но я уверен, что в управлении нашей страны сидят умные люди, которые это хорошо просчитывают.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
— Если хочешь, чтоб тебя любили, надо быть чуть-чуть обманутым. В нынешней ситуации, придирчивость не ко времени. Не нужно сейчас приставать к Узбекистану, если он не может отдать долг. То же касается и Беларуси с ее деревенскими хитростями в обход санкций.
Ольга Попова, завкафедрой факультета политологии СПбГУ:
— Мы обязаны поддерживать добрососедские отношения с государствами, в том числе, прощая крупные долги. Чего бы нам этого не стоило. Иначе мы рискуем остаться в изоляции.
Владимир Винокур, певец, актер, преподаватель:
— Узбекистан — одна из республик, знаковых для Средней Азии. Я думаю, что такой шаг оправдан. Это решение благородное и воздастся сторицей. Как говорил мой отец, помогай людям и не жди ответа. Но он обязательно последует.
Николай Петропавловский, депутат Заксобрания Краснодарского края:
— Вообще, прощение долгов — это в христианских традициях. Хотя, я не думаю, что власти руководствуются в этом вопросе религией. В любом случае, мы видим лишь верхушку айсберга, не знаем ни подоплеки, ни предыстории. Поэтому судить о таких решениях, не зная какие выгоды рассчитывает извлечь из этого государство, не правильно.
Отец Геронтий, настоятель подворья Трифонова Печенгского мужского монастыря:
— В том положении, в котором находится сейчас Россия, чтобы нам заполучить прочных союзников, конечно, нужно прощать долги. А с точки зрения религии — мы должны уметь давать в долг так, чтобы в случае его невозврата у нас не скорбело сердце.
Александра, слушатель «Радио КП»:
— Иностранным государствам прощать, конечно, можно иногда, но желательно одновременно и россиянам скостить долги по ипотеке. Хотя бы те, что в валюте.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором