О чем молчит RAND Corporation: судьба ИГ в Сирии уже определена
На модерации
Отложенный
После Катарского кризиса 5 июня военные действия в Сирии приобрели более стремительный характер, обозначив четкий тренд на ликвидацию ИГ*. Этот резкий поворот обусловлен дискредитацией движения «Братьев-мусульман»*, которую устроил Трамп в ходе своего визита в Саудовскую Аравию. Однако не стоит обольщаться относительно исхода сирийской войны, ведь на смену игиловцам готовятся новые силы, формирующиеся на старом террористическом замесе.
Недавнее заявление России о том, что «гражданская война в Сирии закончена», прозвучало резким рефреном на фоне продолжающихся боев на юге страны между правительственными войсками и Свободной сирийской армией (ССА). Эксперты объяснили это заявление тем, что после дипломатического конфликта Катар заключил тайное мирное соглашение с Ираном при посредничестве Турции в обмен на прокладку общего газопровода.
Для Сирии новый союз означает постепенный уход или трансформацию ИГ за счет выхода из него «Братьев-мусульман». Активный процесс вытеснения «Исламского государства» на периферию сегодня и происходит вокруг сирийско-иракских «столиц» - Ракки и Мосула. Террористы бегут оттуда в район города Эль-Маядин в провинции Дейр-эз-Зор. Однако после сорванного наступления США со стороны Иордании боевикам будет труднее удержать город.
Эксперты прогнозируют ИГ судьбу «Аль-Каиды»* в виде подпольной и широко разветвленной организации, которая периодически будет напоминать о себе терактами, либо растворится под прикрытием американской коалиции в среде «умеренной вооруженной оппозиции» или сохранит свое боевое ядро за счет ребрендинга. В любом случае, ИГ, пусть и лишенный катарских корней, будет так же востребован врагами Асада, как и прежде.
Неслучайно старший советник президента стратегического исследовательского центра RAND Corporation Брайян Дженкинс уже резервирует под ИГ в «новой географии» региона «суннитские территории на востоке Сирии и на западе Ирака».
Западная Сирия, по его мнению, останется под контролем Дамаска, а курдский регион может быть сохранен в виде автономии. Таким образом, американцы вновь начали готовить общественное мнение к разделу Сирии.
Такую возможность США призван обеспечить контроль над Раккой, где недавно они сбили сирийский истребитель. По мнению генерала Леонида Ивашова, американцы пытаются «отрезать Ракку от сирийского правительства», чтобы «вести политический процесс по расчленению сирийского государства». Это же подтверждает и аналитик RAND Corporation, говоря о том, что «вряд ли штурм Эр-Ракки при поддержке США закончится передачей города под контроль режима Асада».
RAND Corporation выступает за наращивание военного присутствие США в регионе дисперсии «Исламского государства» от Северной Африки до Афганистана, ссылаясь на изменение характера войны после взятия Ракки. Однако в самом Вашингтоне мнения относительно сирийской кампании разделились.
Если после освобождения Ракки оппозиция Асада «продолжит распадаться на многочисленные соперничающие друг с другом фракции», то американцы смогут сократить свое военное участие. Неоконы настаивают на введении в Сирию наземных войск под предлогом борьбы с «иранской угрозой». Однако российский фактор пока что затрудняет Вашингтону возможность определиться с долгосрочной стратегии в Сирии.
Как бы там ни было, Катарский кризис изменил не только ход войны в Сирии, но и привел к перекройке всего Ближнего Востока. Теперь в Сирии идет противостояние двух блоков: Саудиты-США и Катар-Иран-Турция при значительном влиянии стоящей за Катаром Великобритании, появление которой говорит о том, что в этом конфликте задействованы глобальные финансовые и энергетические интересы.
*«Исламское государство», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида» - террористические группировки, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда
Комментарии