СССР уехал, а фантасты остались

На модерации Отложенный

Вопрос: Сергей Борисович, Вы сказали, что Англия (прошлого века) была нормальной страной. Тогда возникает вопрос, а СССР был нормальной страной?
Ответ: СССР не был нормальной страной.

 

В Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова города Москвы состоялась презентация книги исследователя С.Б.Переслегина «Первая мировая. Война между реальностями». Организатором данной встречи выступил дискуссионный военно-исторический клуб «Лед и пламя истории», который с настойчивостью достойной похвалы прививает интерес к истории читателям библиотеки и прочей аудитории. В число приглашенных удалось попасть и автору данных строк.

Итак, кратко о госте.

Сергей Борисович Переслегин родился и живет в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета по специальности "физика ядра и элементарных частиц". С 1989 г. занимался вопросами теории систем в Московском институте системных исследований (НИИСИ). В течение ряда лет проводил информационные разработки для корпоративных систем: технология информационных потоков и их структурное обеспечение. В 1996-97 гг. читал циклы лекций по социологии в Казанском университете и Рижском социологическом центре. С 1985 г. — участник Ленинградского семинара Бориса Стругацкого.

Исследователь и теоретик фантастики. Автор более пятидесяти критических и публицистических материалов, посвященных истории и теории фантастической литературы. Лауреат ряда литературных премий. Переслегин — составитель и редактор книг серии "Военно-историческая библиотека". Автор более тридцати работ, посвященных вопросам теории систем и теории стратегии. Руководитель теоретического отдела Исследовательской группы "Конструирование Будущего".

Презентация началась, как водится, со вступительного слова автора. Переслегин рассказал, что обещал написать книгу о Первой Мировой своему отцу и обещание выполнил. Трудность, по словам Переслегина, возникла лишь в том, что в общем и целом Первая Мировая давно уже разложена по косточкам и привнести что-то новое сложно, но писатель-фантаст с данной задачей справился. Изюминкой книги стали, по его мнению, карты-схемы, которые позволяют читателю проследить перемещение войск, образование фронтов, ход и возможности (в том числе и упущенные) тех или иных военных операций. В общем, заметил автор, всю Первую Мировую он постарался рассмотреть как одно растянутое во времени сражение

Сетовал Переслегин и на то, что литературные источники германские, английские и французские были политически ангажированы. В лучшем положении, по мнению писателя, оказались публикации о Первой Мировой советских авторов, т.к. груз ответственности за поражение или победу любой ценой с их плеч был снят, и советские историки писали наиболее откровенно.

Вопрос: Сергей Борисович, а можно ли вообще писать о войне неполитизировано?
Ответ: Как сказал один историк Таптыгин: после Великой Французской революции - исторического события, все крупные события в мире были политические... Но автор имеет право стараться быть, не скажу объективным, но неполитическим.

Рассматривая в ходе презентации карты-схемы, любезно комментируемые автором, действительно создалось впечатление некой политической непредвзятости. Корпуса и бригады, схематично изображенные стрелочками и квадратиками, перемещались то вверх, то вниз по контурной карте местности. Геометрические фигуры то появлялись, то исчезали, неполитизировано унося с собой тысячи жизней солдат, заколотых штыком, убитых шальной пулей, отравленных газами или просто разорванных на части артиллерийским снарядом. Автор заметил, как бы невзначай, что на восточном фронте Первой Мировой русских солдат гибло больше, потому что артиллерии не хватало. Но разве это должно трогать летописца, который "старается быть, не скажу, объективным, но неполитическим?

В ходе презентации писатель-фантаст восхищался действиями командования и германских войск, и русских, и союзников. По словам Переслегина Первая Мировая в отличие от Второй Мировой была войной профессионалов, а Вторая Мировая - войной дилетантов, правда, талантливых. И вообще, фашистская Италия и Германия проиграли войну потому, что у них была плохо поставлена информационная, идеологическая война. У Гитлера не было образа будущего, как выразился автор во второй части своего выступления. Советская фантастика и английский детектив побивали фашистскую фантастику и в итоге самого Гитлера.

Вопрос: Сергей Борисович, считаете ли Вы что фашисты проиграли на Восточном фронте, потому что у них не было фантастики?
Ответ: (после долгого словоблудия)...нет, исход на Восточном фронте от фантастики зависел слабо, а вот исход всей войны зависел.

И на том спасибо господин фантаст, что признали. А то картина сражений Великой Отечественной может предстать перед неискушенными слушателями, как чтение вслух из окопов "Майнкампфа" с германской стороны и Беляева с советской. Так в далеком 1999 году Переслегин так имел неосторожность высказаться о Великой Отечественной войне:

"После быстрой победы Германии СССР наверняка бы имел демилитаризованный статус. То есть накопленный энтузиазм тридцатых-сороковых потратился бы в Советском Союзе на решение существенно более полезных задач, нежели «смертный бой» и «ядерный паритет». Причем советское экономическое чудо делало неизбежным подчинение победителя побежденному. И, наконец, постепенное перетекание экономической и идеологической мощи от Германии к СССР (в пятидесятые-шестидесятые годы) рано или поздно привело бы к тяжелому кризису в Германии и спровоцировало в Германии явление, известное ныне как «перестройка» -- переход к фашизму с человеческим лицом...
Получается, что за победу над гитлеровской Германией наша страна заплатила не только миллионами жизней, но и отказом от собственного блистательного будущего".
Мы попали не в ту историю. «Огонек», №27, 1999,

Такое заявление альтернативного исследователя по-моему совершенно не отличается от подобного, что если бы фашистская Германия победила, то русские сейчас пили бы хорошее баварское пиво и ели бы копченые мясные сосиски. Хочется напомнить, что Переслегин был рожден в 1960 году в свободном СССР в бывшем блокадном Ленинграде, который, как известно из реальной истории, немцы поливали не пивом, а свинцом.

Прошлое физика-ядерщика сказывается на всем творчестве Переслегина, но самое удивительное расширяет сознание настолько, что писатель начинает натягивать квантовую физику на "исторический глобус". Цифры и формулы, теоремы и гипотезы квантовой физики выступают у писателя на передней план, загораживая здравый смысл.

"Что же получается? Получается, что любое событие в прошлом, например вторая мировая война, может быть, происходило, а может быть, и нет. Как должен поступить в этой ситуации честный историк-исследователь? Очень просто -- заменить привычную концепцию единственной истории и однозначного прошлого моделью, в которой рассматривается совокупность альтернативных историй, а затем перейти к совместному описанию всех таких историй. И не надо бояться, что в каких-то из них не было монголо-татарского ига, а в других день 25 октября 1917 года будет значиться днем начала атомной войны. Так мы переходим к модели вероятностной истории".
Мы попали не в ту историю. «Огонек», №27, 1999,

Как это понимать, господин фантаст?

Вторая часть презентации не дала окончательных ответов, но политическая физиономия Переслегина нарисовалась вполне конкретно.

Некоторые из перлов, которые удалось выудить из писателя:

• У СССР не было настоящего. Прошлое и будущее реально, а настоящее не реально, а операционально. Люди были размазаны во времени между своим прошлым и своим будущим;
• В Великой Отечественной войне (и не только) советские люди не знали кому они посвящают свою смерть и для чего они это делают;
• В СССР люди знали, что они есть часть целого (часть мира), а это основа христианства;
• СССР был побежден джазом и американским кинематографом;
• В СССР бога не было, но функция бога выполнялась людьми;
• У РФ есть два Великих прошлых: СССР и Византийская Империя, но проектов, связанных с будущим - нет;
• В цивилизационной войне у СССР был альтернативный ответ, но он оказался недостаточно сильным, глядя на итоги "Третьей Мировой" (холодной войны);
• Советская фантастика была последним элементом империи, который продолжал сражаться, когда империя уже закончила свое существование;
• Касаясь официальных советских источников по истории ВОВ, если выкинуть роль коммунистической партии, которая явно была лишней, описание событий было более или менее такой какой мы представляли данную действительность и даже менее политизированное, чем на Западе;
• По мне так РФ более нормальная страна, чем СССР. У РФ есть настоящее.

А, господин Переслегин, так бы сразу и сказали, что Вас в буржуазной России все устраивает. Т.е. отстегивают нормально за то, чем Вы потчуете читателей. Жить светлым будущим не для Вас. Понимаем, хочется попить пивка, закусить колбаской, а "после нас хоть потоп". Однако, писатель заметил, что "играет за эту сторону (за РФ) и считает, "что шансы не исчерпаны". О каких шансах идет речь, раз для Переслегина "СССР как альтернатива" почил в небытии, неясно. Понятия капитализма и социализма размазались в сознании фантаста или были присыпаны толстым слоем гонораров.

На беду читателей господин Переслегин занимается не только альтернативным историческим анализом войн реальных, из которых в итоге делает "деполитизированные" шахматные партии с наиболее вероятным исходом, но также войнами в когнитивном пространстве. А здесь, как говорится, поле не паханное и конь на нем не валялся. Складывай количество книг с английскими детективами, дели их на количество книг с советской фантастикой, вот тебе и некий коэффициент. Можно сотни таблиц нарисовать, что автор и делает, систематизируя книги по различным характеристикам, где убийца был туповат, а где говорилось о боге. Главное запрудить данной "неполитизированной" информацией мозг читателю, чтобы и тот витал в когнитивном пространстве и поменьше уделял времени изучению реального мира.

Вопрос: Сергей Борисович, повлияли ли изменения в экономике СССР после 1953 года на советскую фантастику и влияние советской культуры на мир? Заметили ли Вы вообще изменения в экономике?
Ответ: Я не анализировал это подробно. Мой внутренний ответ - скорее нет, чем да. Экономика СССР менялась не так уж сильно. Базовая ситуация была не в изменении экономики, а в том, что за долгий период относительного мира, страна перешла от позиции, когда не хватает на еду, к позиции, когда не хватает на уровень жизни, на образ жизни. Это уж не настолько сильное принципиальное изменение.

Как профессионал в моделировании альтернативной истории и как руководитель исследовательских групп «Конструирование будущего» господин Переслегин пренебрегает влиянием экономики. Зачем она нужна, когда все основные конфликты на Земле перенеслись в пространство мышления. А что, как не физика и ее законы, даст нам ответ о мышлении, об истории, о настоящем и будущем!? Вот такой идеалистический подход физика-ядерщика.

"Первый набросок этой теории был сделан году в восемьдесят пятом. Тогда я занимался общей теорией систем и применял основные положения этой науки к самым разным объектам и процессам. Соответственно возникла мысль рассмотреть науку историю как самоорганизующуюся систему и уяснить, что из этого получится. То есть предположим, что такой науки не существует и никогда не существовало. Придумаем ее заново!

Довольно быстро удалось построить описательную часть исторической науки и добраться до классических теорий, которые все выделяли некий базис (экономика в марксизме, архетипы в модели Юнга, бессознательное в зоопсихологических концепциях). Дальше началось самое интересное: когда я стал записывать в математическом виде влияние базиса на надстройку и обратно, когда удалось вывести формулы течения истории, получилось по виду такое же уравнение, как уравнение Шредингера в квантовой механике! Физики поймут мои чувства. История действительно оказалась виртуальной.

Впрочем, физикам это не так удивительно, как всем прочим. Они давно привыкли, что электрон летит как бы по ВСЕМ возможным траекториям одновременно. И людям остается лишь высчитывать вероятность того, где именно он находится в данный момент. Так устроен странный мир элементарных частиц, как его описывает уравнение Шредингера. А из этих непредсказуемых микрочастиц сложен наш «большой» мир. Чего ж удивляться?"
Мы попали не в ту историю. «Огонек», №27, 1999,


К сожалению, данное интервью господина Переслегина попалось мне на глаза постфактум, т.е. после презентации его книги в Некрасовской библиотеке, поэтому мне не удалось выяснить из первоисточника, остался ли писатель-фантаст на прежних позициях, которые он высказывал в 40 лет, будучи в сознательном возрасте. Даже стал мучить вопрос - был ли действующий ядерный реактор на физическом факультете Ленинградского Государственного Университета в начале 80-х и как близко от него находился студент Переслегин, потому что как в добром здравии можно озвучить следующее?

"Человек сам выбирает свою историю, но очень редко он делает это сознательно... потому мир и выглядит так, будто им управляют похоть, голод и страх. Дальнейшее развитие вероятностной модели истории, видимо, даст ответ на важный для каждого вопрос: «Как, каким образом можно СОЗНАТЕЛЬНО сменить одну текущую Реальность на другую? Наверное, это будет хорошо просчитанный комплекс действий, причем для каждого человека -- свой. Наверное, для перехода в «дальние» Отражения, которые очень сильно отличаются от нашего мира, это будет сложный комплекс, вплоть до каких-то конкретных и на первый взгляд необязательных поступков. Но если знаешь цель и путь известен, то ведь можно попробовать, не правда ли?"
Мы попали не в ту историю. «Огонек», №27, 1999,

Так, господин фантаст заставляет скакать сознания своих читателей по выдуманным Переслегиным альтернативным реальностям, оставляя их бренные тела в капитализме, а разум в тумане. Является ли Переслегин сознательным оракулом капитализма или его подневольной жертвой, сказать сложно. О писательской доле гость Некрасовки выразился так, что "писатель может писать честно, когда он пишет так , как он об этом думает, а не когда его об этом просят". Сказал и в очередной раз принизил объективность до уровня мнения, а мнение возвысил до правды. А как известно, в классовом обществе правда у каждого класса своя. Переслегину ближе буржуазная правда, но не истина.

К. Поляков

https://www.youtube.com/watch?v=ry6AUdoV0rc