На честных выборах Порошенко выиграть уже не сможет

На модерации Отложенный

Сегодня утром в эфире телеканала «112 Украина» депутат Верховной Рады Александр Спиваковский заявил, что Порошенко уже вылетел на встречу с Трампом. Позже эту информацию подтвердил и пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко.

Некоторые политики отмечают связь между поездкой Порошенко в Штаты и сделанным несколько дней назад заявлением о разработке законопроекта о реинтеграции Донбасса. Причём о содержании документа доподлинно неизвестно.

О возможном ходе переговоров двух лидеров в Вашингтоне в интервью изданию Ukraina.ru рассказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

В эфире телеканала «112 Украина» депутат Верховной Рады Александр Спиваковский заявил, что Порошенко уже вылетел на встречу с Трампом. Позже эту информацию подтвердил и пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко.

Некоторые политики отмечают связь между поездкой Порошенко в Штаты и сделанным несколько дней назад заявлением о разработке законопроекта о реинтеграции Донбасса. Причём о содержании документа доподлинно неизвестно.

О возможном ходе переговоров двух лидеров в Вашингтоне в интервью изданию Ukraina.ru рассказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

— Какие вопросы будут ключевыми на переговорах Трампа и Порошенко?

— Я предполагаю, что Порошенко повезёт какие-то предложения по преодолению кризиса на юго-востоке, которые будут связаны с готовящимся законопроектом о реинтеграции Донбассе. Главный смысл, по моему мнению, заключается в том, чтобы уговорить Трампа убедить Путина признать факт участия России в конфликте. Россия не признаёт себя участником конфликта, а на Западе её считают таковой. Для того, чтобы подсластить эту пилюлю, в этом законопроекте есть идеи, демонстрирующие гуманитарную направленность и защиту прав жителей неподконтрольных Киеву территорий.

Не думаю, что Порошенко рассчитывает, что Путин признает Россию участницей конфликта в Донбассе. Украинский президент не может быть в курсе разработок Белого дома в отношении Москвы. Он вполне может допускать, что Россия может в чём-то уступить, чтобы получить что-то взамен. Главный момент для Порошенко такой: я предложу Трампу вариант урегулирования, в котором подчеркнём уважение к жителям Донбасса, выплату пенсий, их доступ к безвизовому режиму. Всё гуманитарно, красиво, но вы только помогите нам убедить Россию, что она — сторона конфликта, тогда мы с ней как-то договоримся.

Важно с чего-то начать разговор и сделать какие-то предложения. Порошенко может выдвинуть тезис о необходимости признать Россию участником конфликта для того, чтобы представить себя, белого пушистого, сагитировать Трампа на свою сторону и дать ему своё предложение решения кризиса. Я уверен, что Путин не согласится признать Москву стороной конфликта в Донбассе. Трамп может ответить, что «нормандский формат» ни к чему не привёл, всё в тупике, и предложить Порошенко и Путину договариваться один ни один, чтобы достичь компромисс. Тогда Путин скажет, чтобы Порошенко договаривался с Захарченко и Плотницким.

— Почему СНБО заявил о рассмотрении законопроекта о реинтеграции Донбасса, когда Порошенко улетел из страны?

— Это согласованное решение с Порошенко. Предложения Турчинова имеют внешнеполитическую составляющую. Она заключается в том, чтобы представить Трампу модель, в которой  Россия — агрессор, а Украина — обиженная сторона. Для Киева важно, чтобы Вашингтон убедил Москву принять участие в прямых переговорах именно как участника конфликта.

В законопроекте о реинтеграции Донбасса есть и внутриполитический аспект. Возможно, в документе будет прописана форма введения военного положения на отдельных территориях, что позволит Киеву принимать решения вплоть до отмены парламентских или даже президентских выборов. На честных выборах Порошенко не сможет выиграть — шансов у него практически нет, поэтому нужно что-то делать, чтобы продлить срок своего пребывания в этом кресле. Я допускаю, что в документе будет прописана возможность для отмены выборов.

— Каковы последствия введения военного положения в Донбассе?

— Крайняя форма последствий — это отмена выборов. Кроме того, отмена любой общественной активности. Первое, что приходит в голову: люди попытаются выйти на Бессмертный полк 9 мая, а им запретят, и будут этому противодействовать. На законодательной основе закроют свободу слова, за любые, на их взгляд, антиукраинские заявления можно привлечь к ответственности. Это всё укладывается в эту форму.

— Какое место Украина занимает в политике Трампа?

— Очевидно, что не в первом ряду. Приоритеты расставлены примерно так: Ближний Восток, Иран, Сирия, конфликт между Катаром и Саудовской Аравией, Северная Корея, проблемы с Китаем. Где-то в конце первой десятки стоит Украина, причём не как самостоятельный интерес, а с привязкой к тому, как можно её использовать в решении проблем с Путиным. Америке от Киева ничего не нужно, в отличие от Индии и Китая, например. Президент Украины — фигура не самостоятельная, он выступает в роли просителя поддержки, помощи, денег.

— Может ли встреча с Порошенко оказать реальное влияние на переговоры Трампа и Путина на полях саммита G20 в июле?

— Если администрация Трампа хочет восстановить диалог с Россией по Украине, то это будет сделано. С большой вероятностью можно предсказать, что американский и российский лидеры договорятся о назначении представителей взамен формата Нуланд-Сурков.

Соглашаясь на встречу с Порошенко, Трамп решает и внутри-, и внешеполитические задачи. Во-первых, американский лидер покажет своим врагам в Штатах, что он не бросает Украину и перед разговором с Путиным поговорит с Порошенко, учитывает интересы Киева. Во-вторых, Трамп должен понять каков диапазон возможных действий Порошенко. В этом контексте он будет задавать вопросы типа «Можешь провести через парламент то или иное решение?», «А можешь поставить под контроль нацистские батальоны?». Порошенко всё равно обманет американцев, но это тоже будет какой-то способ понять, с кем Вашингтон имеет дело.

— Каковы перспективы присоединения США к «нормандскому формату»?

— Штаты не присоединятся к «четвёрке», но попытаются взять на себя какую-то роль в урегулировании конфликта в Донбассе.