Москва должна использовать противоречия между Европой и США
На модерации
Отложенный
В конце прошлой недели между Европой и США разразился настоящий скандал по поводу готовящихся американских санкций против России. А в понедельник Европа продлила свои санкции и заявила, что обдумывает новые. Такое положение дел только на первый взгляд кажется безумием, а на самом деле оно просто отражает разваливающуюся на части мировую политическую систему.
На четвертом году санкционной политики Запада в отношении России ситуация окончательно стала отдавать шизофренией.19 июня министры иностранных дел стран – членов ЕС без обсуждения продлили на год действие санкций против Крыма.
Параллельно Совет Евросоюза принял решение разработать систему дипломатических действий в качестве ответа на кибернетические атаки. Очевидно, что главным адресатом данного решения является Россия, которую за последние пару лет только ленивый не обвинял во вмешательстве во внутренние дела других стран посредством компьютерных взломов.
При этом конец прошлой недели ознаменовался публичным скандалом между Европой и Штатами по поводу антироссийских санкций. Тогда сенатом США был принят законопроект, который грозит санкциями не только тем, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» Дамаску. Куда интереснее то, что санкции грозят и тем, кто предоставляет «товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» для строительства российских трубопроводов.
Разумеется, это является непосредственной угрозой европейским компаниям, ведущим бизнес с Россией. Более того, это открыто демонстрирует намерение США заблокировать строительство газопровода «Северный поток – 2».
Со стороны европейских государств на этот шаг США последовала беспрецедентно жесткая риторика. Проект новых американских санкций против российского ТЭК осудили канцлер Германии Ангела Меркель и министр иностранных дел страны Зигмар Габриэль, канцлер Австрии Кристиан Керн и Европейская комиссия.
Все эти процессы происходят на фоне масштабного роста товарооборота России с этими же западными странами, включая Штаты.Федеральная таможенная служба страны сообщила, что за первые четыре месяца 2017 года этот показатель вырос почти на треть (31,3%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 57,7 млрд долларов. Торговля с Германией выросла на 28,8%, с США – на 29%, с Польшей – на 42,3%, с Францией – на 19,8%.
В результате ситуация на Западе с санкциями против России все больше напоминает классическое «здесь играем, здесь не играем, а тут рыбу заворачивали» и требует более-менее рациональных объяснений происходящего.
Представляется, что искать это объяснение следует в самом существе текущих геополитических процессов.
В происходящей масштабной трансформации оказались разрушены четко определенные роли и функции разных стран. Объективным образом обострились противоречия не только между Россией и Западом, к чему все, в общем, уже привыкли за последние годы. Теперь же на поверхность выплыли разногласия также и внутри западных стран, между Европой и США.
Россия выступает для них, с одной стороны, угрозой. (По многим причинам – например, потому, что именно она в данный момент являет собой пример страны, упорно отстаивающей свое право на собственный путь и отвергающей попытки навязать ей те или иные установки извне.) С другой – для Запада Россия важный, а местами жизненно необходимый партнер.
Причем необходимость России для Европы и США имеет разную природу и находится в различных сферах. Именно благодаря этому запутанному клубку условий и обстоятельств и развивается нынешняя ситуация.Во-первых, для западного истеблишмента «русская угроза» является важнейшей частью пропаганды. Это является и удобным способом решения внутриполитических вопросов, и работает на недопущение симпатии к России (и, как следствие, распространение идеи двигаться ее путем) в общественном мнении своих стран. Соответственно, действия, которые работают на решение данной задачи, продолжаются и расширяются.
Во-вторых, в критически значимых для них сферах западные государства спокойно наращивают сотрудничество с Москвой. Для Западной Европы (особенно Германии) таковой является энергетика, а для США – космос. В результате согласование второй нитки «Северного потока» прошло все европейские инстанции и вышло на стадию строительства, несмотря на все протесты ряда восточноевропейских стран, а сенат США вывел из-под вероятных новых санкций сотрудничество России с НАСА, потому что без русских в космос американцы летать не могут.
В-третьих, внутризападная конкуренция настолько обострилась, что Штаты открыто «топят» крайне важный для Германии «Северный поток – 2», а ФРГ изо всех сил упирается, несмотря на весь свой урезанный суверенитет.
Что касается Москвы, то при всех сложностях и издержках текущего периода подобная ситуация ей на руку. Россия выстояла в период фактически монолитной антироссийской позиции Запада. В ситуации же, когда начинается фрагментация мнений и усиление противоречий между союзниками, это существенно увеличивает для Кремля свободу маневра.
Комментарии