Быть человеком (18+)

На модерации Отложенный

В одной из своих проповедей о. Андрей Ткачев сказал приблизительно следующее: «Чтобы быть волком – достаточно родиться от отца волка и матери волчицы. Чтобы быть конем – достаточно родится от отца коня и матери лошади. Чтобы быть человеком – недостаточно родиться от отца мужчины и матери женщины. Человеком надо стать. И не только. Человеком мало стать, им надо еще и оставаться».

Что значит быть человеком? В последнее время можно услышать по телевизору много всяких ужасных новостей. Например, отец несколько лет насиловал свою малолетнюю дочь. Это, вообще, кто? Это человек или нет?

Духовный потенциал и возможности у каждого из нас огромны. Мы можем благодатью вплотную приблизиться к Богу, стать ангелами во плоти, а можем приблизиться к дьяволу и быть бесами в человеческих телах. Именно бесами, а не животными. Животные живут своими инстинктами, у них нет ненависти и зависти к себе подобным. Они, в отличие от людей, не злопамятны и не зложелательны.

Эти два типа людей абсолютно не похожи друг на друга, диаметрально-противоположные, с разными понятиями и потребностями. Для одних потребностью может быть жертвенный подвиг, служение своему ближнему, для других – проявление своей власти над тем, кто слабее, унизить и сломать кого-то.

Вспоминается, опять же, рассказанный о. Андреем случай, произошедший в немецком концлагере. Известно, что немцы очень не любили поляков, как и поляки немцев. На утреннем построении в шеренге заключенных немецкий комендант заметил польского аристократа. Несмотря на концлагерную робу, породистая физиономия выдавала его. Поляку приказали выйти из строя. Вместе с ним были выведены еще два узника, которым вручили лопаты в руки и сказали рыть себе могилы, а затем ложиться туда. Когда могилы были готовы, немец потребовал, чтобы польский аристократ закопал своих товарищей по лагерю. Поляк отказался. Его избили, расквасили лицо - он остался непреклонен. Тогда ему сказали самому лечь в вырытую яму, а тем двум закапывать его. Те схватили лопаты и быстренько принялись за работу. Какое-то время немец наблюдал за происходящим процессом, потом скомандовал: «Стоп, а теперь меняйтесь местами». Поляку опять приказали закапывать. И он закопал. Он это сделал. Ведь для коменданта концлагеря главное было не убить этого несчастного, а сломать его. И он сломал.

Недавно читала книгу о. Григория Зумиса (настоятеля афонского монастыря Дохиар) где он вспоминает о событиях, произошедших в Греции, и о людях, которых он знал. Вот один из отрывков:

 «– Дедушка, – говорю я ему, – какой краской окрашены эти косяки?

– О, это целая история. Давай сядем, и я тебе расскажу, что тайком подсмотрел и чему стал свидетелем.

– А почему тайком?

– А зачем мне было им показываться? Со мной тогда случилось бы то же самое, а может, и что похуже. Они приняли бы меня за шпиона, и тогда я бы пропал… Как-то после полудня перед этим местом, где мы теперь беседуем, остановился отряд партизан. С собой они привели какого-то священника. То, как они его истязали, я не могу тебе передать: при одном воспоминании об этом меня начинает тошнить. Мне хотелось поджечь их, но я был слишком напуган. Самым ужасным было то, что его пытали женщины, которых мы считаем нежными созданиями. В конце концов, они его раздели, выставили на позор, привязали к дереву здесь, во дворе часовни святого Димитрия, и бесчеловечные мужчины вместе с ними тоже начали над ним издеваться.

Одна тварь топором отсекла ему гениталии и покрасила ими дверные косяки церкви. То, что ты видишь, сынок, вовсе не краска. Это кровь мученика, к тому же священника. Здесь, на пастбище, я прочел все жития святых, но нигде не встретил такого мученичества. С тех пор эти косяки никто не стал ни белить, ни отмывать.»

 

Все тайное становится со временем явным. В Украине, во время суда над националистическим батальоном «Торнадо», выяснилось, что сотрудники этого подразделения устроили в подвале школы в Лисичанске пыточную камеру, где насиловали и истязали людей обоих полов из местного гражданского населения, включая несовершеннолетних и пенсионеров. Электрошокером и угрозой расстрела они заставляли узников насиловать друг друга оральным и анальным способом, а сами снимали эти сцены на видео. Им доставляло удовольствие психологически ломать и морально уничтожать людей.

Один мой знакомый задал вопрос своему родственнику, бывшему узнику немецкого концлагеря: «Это правда, что в вашем лагере были случаи людоедства - когда кто-то из заключенных умирал, остальные узники съедали его печень?» «Сынок, тебе лучше этого не знать», - был ответ. Информация об ужасах, которые творились в истории, доходит до нас, в основном, в цензурированном виде. В каждом государстве, при каждом строе есть свои скелеты в шкафу, свой послужной список, который замалчивается, приукрашивается или оправдывается. Например, для моей бабушки не было страшнее людей, чем бандеровцы, но сейчас, в современной Украине, они герои. В советское время замалчивалась деятельность НКВД и многие люди, даже сейчас, оправдывают зверства, творимые им.

В последнее время можно услышать и прочесть много критических насмешливых отзывов как в адрес «укропов», «майданутых мыздобулов», так и в адрес «тупой ваты» и «колорадов». Не смейтесь, господа. Мы все одинаковы. Американский общественный деятель Джин Шарп написал книгу «От диктатуры к демократии». В ней он описал разработанные революционные технологии, которые успешно были применены в ряде стран способом «копировать» - «вставить». Одинаково промывались мозги населению в разных государствах с одинаковым результатом. Цвет кожи и разрез глаз не имеет никакого значения. Везде есть свои сербы и хорваты, сунниты и шииты, хуту и тутси, укропы и колорады. Дело не в этом. Дело в том, что при определенных обстоятельствах люди теряют свой человеческий облик, причем массово. Вот, что страшно.

 Откуда берутся нелюди, эдакие бесолюди? Ведь мы все вокруг добропорядочные граждане. Из розовощеких младенцев, зацелованных мамками? Это трудно понять. Пусть Бог им будет судьей. Вот откуда берутся «сломленные» люди понятно. Для безбожной души автоматически наивысшей ценностью становится физическое существование. Для выживания нет веских причин не жрать человеческую печень и не насиловать своих земляков под угрозой смерти. Нет у безбожника того стержня, на который можно опереться, нет резервуара, из которого можно черпать силы для сопротивления. Для безбожного человека слова: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Матф.10:28)»- ничего не значат. Геройство красиво, но бессмысленно. Я не берусь их судить, ведь проверка на вшивость дело серьезное и не каждому под силу, тем более, если есть, так называемые, весомые оправдания.