Золотая дыра – столица. Как Собянин поставил в Москве «Котлован» Платонова

На модерации Отложенный

Вчера я побывал в центре Москвы. Решил пройтись пешком от Пушкинской до Маяковской к театру имени Моссовета. Было еще время до начала спектакля, на который я шел – кроме того люблю этот участок Тверской: широкие тротуары, дизайнерские скамейки, высаженные в кадках экзотические растения, красивые магазины, рестораны, летние кафе. В лучах заходящего солнца это особенно приятно смотрится и вызывает ностальгию, поскольку ходил я этим маршрутом с тех времен, когда Тверская была еще улицей Горького.

Каково же было мое изумление от открывшегося зрелища!

От Пушкинской и до горизонта в строну Белорусской по обеим сторонам Тверской все огорожено, прокопаны траншеи глубиной метра в полтора, горы вырытой земли и строительного мусора, работает тяжелая техника…

Но изумился я даже не этому – этому я изумлялся еще год назад. А сейчас – тому, что аж за целый год здесь ничего не изменилось! Центральная улица столицы словно превратилась в фантастический котлован из одноименной повести Платонова, которому нет конца и краю ни во времени, ни в пространстве.

Не буду повторять уже не раз сказанное про бюджетные деньги, мэрской плитку, которую придется укладывать в 16-й раз и по которой ступаешь как по слиткам золота. Кажется, повлиять на это и изменить это уже невозможно – как рассвет и закат, которые будут всегда, при любой погоде и любом режиме.

Но почему на лето, которое у нас начинается и заканчивается почти одновременно (только начинаешь к нему привыкать, уже заливают каток на Красной площади), на период (не пишу разгар – его у нас нет) туристического сезона, приходится пик этих работ? Иностранцы приезжают к нам тонким ручейком не только оставить деньги, но и набраться впечатлений от чудо-города и разнести их по миру. И – вот им! И нам тоже.

 

Столица любого государства – это не только статьи расхода на бесконечные стройки и реконструкции (впрочем как посмотреть – кому расход, а кому доход), но и статья полноценного дохода.

От туризма в первую очередь – когда расцветают музеи, театры, магазины, рестораны, водный транспорт и прочие радости туристической жизни.

Но Москвы это явно не касается, она – вне экономики страны. «В Москве недорода не бывает», ей всегда отсыплют из государственной казны не только на насущное, но и на любые прихоти, пусть даже страна при этом будет пухнуть с голоду. Ей – можно. Но почему собственно? За красивые глаза? Но ладно б они были действительно красивыми – так они все в этих строительных провалах и обводах, от которых оторопь берет!

Кинотеатр «Художественный», признанный историческим памятником столицы, уже который год стоит ободранным позорищем на самом видном со всего Нового Арбата месте! Денег на ремонт нет? Но за те деньги, что безвозвратно закопаны в московские мостовые, переобувающиеся каждый сезон из асфальта в плитку и обратно – можно было этот памятник кистями современных Рафаэлей расписать! А почему не расписали? Знать, не вписался в некую смету, по которой немереный московский бюджет уходит в «атласные диравые карманы»…

Но не деньгами едиными. Имидж, облик столицы олицетворяет страну в целом. Одно подкрепляет другое – и все это должно работать в одной связке на общую цель. Потому так бережно и аккуратно относятся к историческим центрам мировых столиц, лелеют и холят их. Конечно, необходимость в ремонте и реконструкции возникает постоянно, жизнь есть жизнь. Но в других странах это делают настолько локально, аккуратно и в кратчайшие сроки, что ощущения дурного котлована не возникает даже издаля.

Все когда-либо проводили ремонт или улучшение чего-то у себя дома. И помнят, какой это ад. Но жить в аду постоянно…

По моему, Собянин копает не под Тверской – а под Путина, встречающего в Москве коллег и делегации со всего мира.

Прошу считать это доносом на мэра Москвы.


Сергей Сергиенко