Кризис стран Арабского залива: предпосылки и последствия

На модерации Отложенный

Основной целью деятельности руководства арабских стран в регионе, направляемого и поддерживаемого Соединенными Штатами и Западом в целом, является подавление голоса легитимного сопротивления и подталкивание арабского региона в направлении заключения мира с Израилем, отказа от законных требований и прав палестинского народа, демонтаж всей существующей арабской системы взаимного сотрудничества.
Как мы видим, что последние маневры вокруг палестинской темы идут в унисон с интересами тех, кто не хочет решения палестинского вопроса в системе координат Международного права. Еще недавно, даже нам в мыслях не могли допустить, что Кэмп-дэвидское соглашение еще будет расширен за счет новых альянсов во ущерб арабскому единству.
Итак, мы разобрали в этой части последствия персидского кризиса, что может пролить свет на проблему с другого ракурса. Во второй части, которая последует после этой публикации, мы затронем новые конфигурации региональной безопасности на Ближнем Востоке в результате того, что происходит вокруг Катара.

Предпосылки принятия решения.

Предпосылки, из которых исходила Саудовская Аравия
1. В отношении братьев-мусульман:
Это является частью идеи правящей династии, в соответствии с которой ее противники классифицированы в следующем порядке:
- братья-мусульмане;
- иранское шиитское духовенство;
- исламский радикальный проект.

2. В своем отношении к ХАМАС Саудовская Аравия руководствуется убеждением, появившимся у нее в период правления бывшего американского президента Барака Обамы, когда она (Королевство) почувствовала, что ее хотят заменить в пользу иранского проекта. Исходя из этого, она поспешила стать одной из стран Кэмп-Дэвидского соглашения, пытаясь вернуть египетские острова Тиран и Санафер, в рамках соглашения о демаркации границ с Египтом. В свою очередь этот статус предполагает общность позиции, решений и солидарность между странами, участвующими в Кэмп-Дэвидском соглашении, в целях обеспечения безопасности Израиля, и нормализацию политических, экономических и военных отношений с ним.
Началом процесса нормализации отношений с Израилем можно считать арабскую мирную инициативу, предложенную бывшим королем Саудовской Аравии Абдуллой.
В этот же самый период были достигнуты договоренности с Эрдоганом и турецким правительством с целью обеспечения защиты от любой вероятной угрозы со стороны Ирана.

3. Позиция в отношении атаки на Катар.
Саудовская Аравия движима двумя целями:
Первая цель: борьба за власть, за переход власти в саудовской династии от поколения детей к поколению внуков. Существование телеканала Аль-Джезира вносит разлад в процесс престолонаследования, который бы устраивает эмират Абу-Даби, когда предпочтение в выборе будет оказано второму наследному принцу Мухаммеду Бин Сальману, и что абсолютно не устраивает государство Катар. Аналогичной была позиция Абу-Даби в отношении принца Мутааба Бин Абдулла, которого прочили вторым наследным принцем вместо принца Мукрина Бин Абдель Азиза вместо Мухаммеда Бин Сальмана.
Вторая цель: поскольку Катар действует в рамках, дозволенных американским патроном и сумел стать посредником в переговорах с разными странами, на его территории ютятся многие оппозиционеры и руководства оппозиционных движений (алжирский оппозиционер шейх Аббас Медани, свергнутый мавританский президент, представители афганских талибов, члены семьи Саддама Хуссейна, бежавшие туда после американской оккупации Ирака, лидеры чеченских сепаратистов и многие другие). Следовательно, и руководство ХАМАС, видные представители египетских и ливийских братьев-мусульман также нашли приют в Катаре. При этом они входят в черный список противников Саудовской Аравии и Абу-Даби.

Мотивы, которыми руководствовалось правительство ОАЭ:
- Голубой мечтой ОАЭ всегда было включение в свой состав эмирата Катар. И эта мечта могла стать явью в период, когда создавалось государство ОАЭ, путем объединения семи эмиратов. Но эмират Катар тогда запоздал, и ОАЭ спровоцировало нынешний кризис с целью подготовить почву для достижения своей мечты (вот тут сценарии могли быть разными: свержение власти в Дохе или военное вторжение и установление удобного для них режима);
- Абу-Даби усиленно трудится над тем, чтобы отнять у Саудовской Аравии роль лидера в регионе, поэтому мы и наблюдаем, как сегодня ОАЭ заняла место Саудовской Аравии в руководстве проектом переворота в Египте, как и в войне против Йемена, несущей непредвиденные последствия, а также процессе финансирования переворота в Турции.
Все эти проблемы отвлекают и рассеивают внимание и усилия королевства, ослабляют его потенциал, вместе с тем, укрепляют надежду Абу-Даби на лидерство в Персидском регионе.
Это можно отметить, наблюдая за стремлением Абу-Даби играть лидирующую роль во многих региональных вопросах: в строительстве военных баз в районе Африканского Рога для контроля за проливом Баб Аль-Мандаб, для постоянного контроля за очагами напряженности в Сомали, в участии в ливийском кризисе и перевороте в Турции, в поддержке независимости Курдистана, в ограничении роли Алжира в Тунисе с целью удаления от власти движения Ан-Нагда и во многих других острых вопросах.



Мотивация Соединенных Штатов
- удушающий экономический кризис, огромные долги и финансовый дефицит, американская доктрина о борьбе с застоем и инициировании роста экономики во многом зависит от способности США создавать очаги напряженности и конфликтов, что обязательно приводит к росту американской экономики и положительной динамике ее промышленных показателей и загрузке заказов ВПК;
- сирийский кризис вышел из-под контроля и начал представлять угрозу безопасности и стабильности всего региона, а вслед за ним и Европе и Израилю, а, следовательно, и национальной безопасности США;
- ограничение проекта Партии справедливости и развития с целью предотвратить превращение проекта этой партии в проект всего турецкого государства;
- формирование (оформление) так называемого «Нового Ближнего Востока», и передача его Израилю, как надежному партнеру и будущему лидеру региона, способному его обезопасить, как того желает американская администрация. Для осуществления этой цели Соединенные Штаты стремятся разжигать войну (не обязательно традиционную) на территории треугольника, сторонами которого будут границы Турции, Ирана и Саудовской Аравии: (Можно предположить, что Турции и Ирану удастся не допустить изменения географии своих границ, что они обладают достаточным прагматизмом, стратегическими и тактическими альянсами, и это позволит им избежать негативных последствий кризиса. С противоположной стороны, с такой же долей вероятности можно ожидать, что все негативные последствия кризиса придутся на безопасность и стабильность Саудовской Аравии, а, следовательно, скажутся на безопасности и стабильности всего района Персидского залива и арабского региона в целом).


- усиление роли и влияния Ирана в регионе до неприемлемых для США и их союзников размеров, требующее немедленных ответных действий, привело к тому, что все действия Израиля и Саудовской Аравии направлены на подрыв влияния Ирана в регионе и нанесение ущерба его интересам;
- Ближний Восток находится сегодня в процессе формирования и передела интересов, круги влияния расширяются и соперничают за контроль над регионом, в приоритете американской доктрины безопасности находится Израиль, который должен присутствовать при любых изменениях в регионе.
В регионе многие бывшие исполнители и проводники американского проекта, направленного на недопущение создания единой и взвешенной арабской оси (альянса), сегодня действуют противоречиво, и лишь иногда слаженно.

Нужно отметить следующее:
1. Не всегда маневры, интервенции, инициативы Соединенных Штатов и их союзников в регионе, в конечном счете, оборачиваются в их пользу. Например, рассмотрим вмешательство в Ирак, вооружение сирийских повстанцев и то, как это отразилось на безопасности Израиля и Европы, кризис сирийских беженцев, вмешательство в Йемен, вооружение ливийских повстанцев и плачевные последствия этих действий для южной части Европейского континента. Все эти очаги напряженности созданы США и их союзниками в регионе в рамках американской доктрины национальной безопасности, однако, они привели к обратным результатам;

2. Всеми этими странами двигают собственные интересы, а не принципы и идеология:
- Саудовская Аравия, если бы она теоретически действовала в соответствии с суннитской идеологией, то оказалась бы в одном лагере с ХАМАС и братьями-мусульманами;
- Альянс России, еще не так давно исповедовавшей коммунистическую атеистическую идеологию, с мусульманским Ираном и его сателлитами Хезбалла и другими, продиктован чисто взаимными интересами;
- Если бы Израиль руководствовался только чисто теологическими убеждениями, то не оказался бы в альянсе с Саудовской Аравией, странами Арабского залива и странами Кэмп-Дэвидского соглашения.

3. Интересы американских и израильских элит состоят в том, чтобы ХАМАС оставалась в зоне влияния Катара и не присоединилась к лагерю, враждебному США и Израилю. Если ХАМАС окажется в зоне влияния Ирана и его союзников (Хезбалла), будет сложно влиять на его решения (особенно с приходом Исмаила Гания и Аль-Синвара к руководству ХАМАС и сектора Газа);

4. Поспешность принятия решения об изоляции Катара и требование, чтобы он отказал в поддержке ХАМАС и братьям-мусульманам продиктована тем, что Абу-Даби, а за ними и Саудовская Аравия с приходом Трампа почувствовала раскол в правящих американских кругах. Это заставило Саудовскую Аравию сменить союзников, отказаться от договоренностей с Турцией, как партнером по поддержанию безопасности в регионе и против расширения иранского проекта, и из опасения, что Трамп может поменять свою позицию, поспешила свести счеты с государством Катар, чтобы тот не отбивался от стада.

Следует отметить:
- решения на Западе в целом, и в Соединенных Штатах особенно, принимаются элитами. Эта элита впервые в истории США раскололась во время выборов Буша-младшего против Гора, однако самый глубокий раскол образовался в ходе предвыборной кампании Трамп-Хилари Клинтон;
- американское решение сегодня не однородно и не сбалансировано. Трамп, его дочь и зять, некоторые советники президента в Белом доме противостоят вице-президенту, министру иностранных дел и министру обороны (которые представляют или символизируют интересы правящей элиты, или интересы Америки);

На протяжении всей истории США каждая политическая американская элита была руководителем и надсмотрщиком и влияла на принятие государственных решений, и эта элита руководствуется приоритетом: превосходство, исключительность США, руководство миром и защита союзников.
Соединенные Штаты действуют в нескольких направлениях для достижения незыблемых принципиальных целей:
- обеспечение национальной безопасности США;
- достижение процветания и богатства для американского народа;
- безопасность Израиля является неотъемлемой частью безопасности США.

На сегодняшний день на Ближнем Востоке вырисовываются следующие союзы:
1. Турецко-катарская ось;
2. Ось Египет - Саудовская Аравия – ОАЭ;
3. Ось Иран и его филиалы в Ираке, Сирии, Йемене и институты шиитского духовенства;
4. Ось террористических и экстремистских движений.

Вступление Ирана в клуб ядерных держав и снятие американцами изоляции с Тегерана, после неудавшегося переворота в Турции, рост разногласий внутри Саудовской Аравии и их распространение по территории всей страны, падение цен на нефть вызвало настоятельную необходимость в достижении взаимопонимания и сотрудничестве между осями Турция-Катар с одной стороны и Саудовская Аравия-Египет-ОАЭ с другой.
Между ними (новоявленными альянсами) есть много того, что их сближает и даже объединяет: религиозные убеждения и единая суннитская конфессия, отношения с США, противоречия с Ираном, позиция по сирийскому кризису, близкая позиция по иракскому кризису. Однако есть вопросы, которые их разделяют: позиция в отношении переворота в Египте, отношение к исламскому движению сопротивления (ХАМАС) в Палестине, блокада сектора Газа и его восстановление, оценка ситуации в Ливии и так далее.

Последствия
Следует осознать и признать, что в этом кризисе, каким бы образом он не был разрешен, победителей не будет, но побежденными будут все. Единство стран Арабского залива, проект арабского мира, палестинский вопрос и законное сопротивление (национально-освободительное), совместное сотрудничество, взаимное доверие станут жертвами всего того, что произошло.
Следует понять, что все сценарии развития кризиса, в том числе наихудшие, нельзя исключать. Надеемся, что сценарий вторжения и оккупации государства Катар стал менее вероятным.
Ось Саудовская Аравия – Египет - Абу-Даби открыто и публично объявят об установлении отношений с Израилем.
Страны оси Иран-Турция-Катар достигнут некоторых договоренностей по Сирии, и будут противостоять саудовско-египетской оси.
Перевес по большинству параметров будет принадлежать оси Турция-Иран-Катар (в плане человеческого потенциала, технологическом, военном, геостратегическом).
Произойдут изменения и в самом Совете Сотрудничества арабских государств Залива, что еще больше расшатает власть в Бахрейне, обострятся конфессиональные разногласия внутри Саудовской Аравии, а Иран и Турция будут определять политику региона.

К чему бы не привело развитие событий, США понесут потери, а присоединение Катара к новой оси будет отрицательным результатом президентства Трампа для Америки в целом.