«Отец литовской независимости»: в стране творится настоящий беспредел

На модерации Отложенный

 

Литва переживает не лучшие годы. Массовая эмиграция, сложная экономическая ситуация, катастрофическое положение в регионах, обнищание рядовых граждан и провальная внешняя политика обрекают страну на вымирание. Такого мнения придерживается отец-основатель Литовской Республики — подписант Акта независимости Зигмас Вайшвила. 

В эксклюзивном интервью для аналитического портала RuBaltic.Ru сигнатар поведал, что «беспредел» и «политическая близорукость» властей достигли своего апогея. «Власть в стране узурпировал узкий круг лиц — так называемые элиты, которые отторгают всех, кто с ними не согласен. Тех же, кто не боится высказываться против проводимой ими политики, записывают во враги народа», — констатирует он.

Сегодня в Литве набирает ход новая волна «Возрождения». Объединиться под знаменами обновленного «Саюдиса» (общественно-политическая организация Литвы, возглавившая в 1988–1990 годах процесс выхода Литовской ССР из Советского Союза — прим. RuBaltic.Ru) призывает бывший президент Роландас Паксас и ряд общественных деятелей — «отцов независимости», которые 29 лет назад вывели народ на улицы и отстояли право Литвы быть свободным государством.

Один из литовских «отцов независимости» Зигмас Вайшвила поневоле стал диссидентом. Вайшвила не скрывает, что политические элиты сделали всё, чтобы предать его имя забвению. Усилиями консерваторов-«ландсбергистов», узурпировавших монополию на общественное мнение, сегодня из него сделали «врага народа». В прошлом году спецслужбы Литвы назвали Вайшвилу человеком, представляющим угрозу национальной безопасности. 

 

Зигмас Вайшвила

 

Парадокс заключается в том, что сигнатар был одним из тех, кто создавал литовские спецслужбы. В 1991–1992 годах он занимал должность главы Департамента государственной безопасности. По иронии судьбы, через три десятилетия созданная им спецслужба и воспитанные им же агенты ведут на него охоту.

— Г‑н Вайшвила, как Вы относитесь к призыву ваших коллег и президента Паксаса организовать новый «Саюдис». На ваш взгляд, способны ли жители Литвы на новую «революцию»?

— Сегодня, увы, я отошел от активной политики, поэтому не могу дать четкую оценку этому движению. Сама по себе идея хороша. Хорошо, что кто-то об этом говорит, хорошо, что еще остались люди, которых волнует собственная страна и которые понимают, что так жить больше нельзя. Интересно и то, что с идеей возродить «Саюдис» выступил Паксас: хотя он в этом движении не участвовал, но эти ценности ему, безусловно, близки...

Сегодня беспредел в Литве достиг таких вершин, которых не знали даже при советской власти. Об этом нужно говорить, это нельзя игнорировать.

Вопрос в том, удастся ли инициаторам этой идеи объединить и привлечь людей. Пока это непонятно. 

— Когда Вы говорите о беспределе, то имеете в виду желание властей ограничить свободу слова?

— И о желании ограничить свободу слова, и о формах преследования, и об общей ситуации в целом. Куда ни взглянешь, у нас всюду большие проблемы. Но свобода слова и преследование инакомыслящих, конечно, основная проблема. У нас идет «охота на ведьм».

Я тоже попал под жесточайший прессинг. В прошлом году спецслужбы обозвали меня человеком, представляющим угрозу национальной безопасности...

Меня, того, кто стоял у истоков независимости и создавал эти же спецслужбы. А всё из-за того, что я не согласен с курсом властей. В отличие от других, я молчать не стал — лично встретился с главой Департамента госбезопасности Дарюсом Яунишкисом, потребовал объяснить, что всё это значит! Вы не представляете, как ему было неудобно, от стыда некуда было глаза деть... 

Дарюс Яунишкис

 

Страшно представить, кто сегодня работает в наших спецслужбах и руководит ими. На такие серьезные должности нужно ставить тех, кто реально занимается делом, кто занимается вопросами государственной безопасности, а это просто трагикомедия.

— Сегодня власти Литвы постоянно говорят об экономических успехах и делают основной упор на полное отторжение от России. На Ваш взгляд, это нормально? 

— Власти просто тратят народные деньги. Больше всего мы зациклены на теме энергетической независимости от России, на это ушли огромные суммы из госбюджета. Мы арендовали плавучий терминал СПГ Independence и сейчас покупаем газ из Норвегии, который гораздо дороже российского.

Терминал СПГ в Клайпеде

По сути, этот терминал — очень дорогая игрушка, которая себя не окупает. 

Ежедневно люди платят за него по 150 тыс. евро! А всё потому, что никто не думал о потерях, никто не просчитывал риски. Это судно по своим размерам как минимум в четыре раза больше того, которое требовалось Литве. Оно приносит колоссальные убытки, оно просто себя не окупает, и проект стал нерентабельным, но об этом никто не говорит. 

При этом от российского газа никто не отказался, мы продолжаем его закупать, основная часть газа идет из России. Получается, что ежедневно власти гоняют в офшор по 150 тыс. евро...

— Кто же в этом виноват?

— Основная вина лежит на бывшем министре энергетики Рокасе Масюлисе, исполнителе всех задумок президента Грибаускайте. По образованию он историк, следовательно, он ничего не смыслит в том, что ему поручили. То, что было сделано, — это огромная ошибка.

Из-за этого терминала народ грабят каждый день в прямом смысле этого слова. Но наказания за это никто не несет... Как будто ничего не случилось. 

 

Рокас Масюлис

 

Если ты совершил ошибку, если ты проворовался, то изволь за это отвечать. Это было бы логично, но в Литве такого нет. 

Сегодня упомянутый мною Масюлис спокойно делает карьеру — теперь его назначили министром транспорта, и это после всего того, что он наворотил в энергетике?!

Даже при советской власти такого не допускали. В конце концов, тогда, уж если ты провалил порученное тебе дело, карьеру было сделать нельзя. 

— Есть ли надежда на то, что ситуация изменится, можно ли как-то улучшить ситуацию в стране?

— А чёрт его знает, как улучшить.

Прежде всего нужно говорить о просвещении.

Информация и информированность — это то, что необходимо нашему обществу. Сегодня люди не получают достоверной информации о ситуации в стране. Ими манипулируют. 

— Считаете, что ведущие литовские СМИ не преподносят реальных фактов?

— Об этом я и говорю. По сути, наши ведущие издания стали пропагандистскими, они так же подчиняются элитам, формируют эти элиты и в каком-то смысле заставляют власти действовать в определенном ключе... 

Пропаганда боится очной ставки, пропаганда боится дискуссии, пропаганда боится прямого эфира, боится диалога. Это очевидно. 

Мне лишь жаль молодых людей, которые со школьных времен готовятся к тому, чтобы уехать из страны, готовятся эмигрировать. Люди учатся для того, чтобы уехать, — это же уму непостижимо. Ситуация в стране паршивая, но наши СМИ не концентрируются на этих вещах. 

— Тема распропагандированности литовских СМИ занимает особое место. Ведущие новостные издания пропитаны антироссийской тематикой, в какой-то мере они нагнетают обстановку даже больше, чем руководство Литвы.

— Это на самом деле так. Дело в том, что наши медиа контролируют люди, которые очень далеки от народа. По сути, они вскормлены теми же элитами и обслуживают их интересы.

— Как Вы оцениваете политику президента Дали Грибаускайте и ее недавние высказывания о том, что Россия и Беларусь — это главные угрозы для Литвы и Запада в целом?

— Литовский народ ошибся, когда поставил на Грибаускайте. Она не принесла стране ничего хорошего. Я думаю, что сегодня абсолютное большинство литовцев понимают, что совершили ошибку. 

Этот выбор раскрывает глубинные проблемы всей нашей политической и общественной жизни.

Литовский народ любит новичков — мы верим красивым словам и обещаниям, а выбирать на пост руководителей нужно не кота в мешке, а тех, кого мы действительно знаем.

Людей с опытом, людей с биографией, людей, которые не на словах, а на деле показали, что они умеют работать во благо своей стране.

 

Даля Грибаускайте

 

То, что делает во внешней политике Грибаускайте, — это неправильно. За 7 лет ее президентства мы нажили слишком много врагов, в том числе в лице ближайших соседей — России и Беларуси. Мне очень интересно, какой логикой она руководствуется, когда делает такие громкие заявления. 

Недавно она уничижительно высказалась о Беларуси. В итоге нашего посла вызвали в МИД; я представляю, как ему пришлось там краснеть и оправдываться за неосторожные слова своего президента. Это ненормальная ситуация. Нужно искать друзей, а не врагов, но президент, судя по ее поступкам, так не считает. 
 

— Но ведь у Литвы много друзей на Западе, страна ориентируется на ЕС и США...

— Евросоюз сегодня на грани развала. Посмотрите, что творится: сообщество в абсолютной растерянности. В Брюсселе не способны справляться с проблемами, сразу возникает кризис, который не могут решить. А всё это потому, что там сидят люди, которые не могут принимать решений, это куча бюрократов, привыкших только руководить и раздавать приказы. Сегодня из ЕС выходит Великобритания. Народ симпатизирует евроскептикам. Ситуацию усугубляют беженцы. 

Накануне Еврокомиссия открыла дела против Польши, Чехии и Венгрии за отказ принимать мигрантов. Это еще раз говорит о том, что в ЕС с проблемами справляться не умеют. Они лишь отталкивают от себя страны... Решение о применении санкций в отношении упомянутых стран — это очередной гвоздь в гроб умирающего ЕС.

Я надеюсь лишь на то, что этот союз распадется так же мирно и спокойно, как СССР.
 

А он распадется: то, что построено на лжи и фальшивых ценностях, существовать не может. Рано или поздно ложь теряет аргументы.

— В чём сегодня больше всего нуждается Литва и ее люди?

— В дружбе с соседями и здравом смысле. В связи с недавним инцидентом по поводу заявлений Грибаускайте о Беларуси в белорусском МИД сказали замечательную фразу: соседи даны от Бога. Об этом всегда нужно помнить, и строить двусторонние отношения надо, опираясь на этот факт. Мы же делаем вид, что живем в параллельной вселенной. 

Власти постоянно подчеркивают, что им не нравятся соседние государства, но ведь это ничего не изменит. От этого ничего не поменяется, и перенести Литву на другой континент не получится.

А людям и нашим лидерам я бы посоветовал думать. Думать, прежде чем говорить, и думать, прежде чем принимать решения. Что до Грибаускайте, сегодня мы видим обратное. Свои политические амбиции она ставит выше интересов собственных граждан. Очень грустно, что за последние семь лет она так и не научилась думать и контролировать свои эмоции.