Путешественница Лена-апа о том, чего хотят бабушки
На модерации
Отложенный
Самым крутым участником фестиваля передовых мыслителей Go Viral(который сегодня открывается в Алматы и продлится три дня), без сомнений, будет Лена-апа. Сегодня это наипопулярнейшая бабушка в стране и звезда Казнета. За последние пару лет (сейчас ей 82 года) она побывала в Англии, Франции, Испании, Таиланде, Америке и на Шри Ланке. А в августе собирается в хадж, в Мекку.
Казахстан очень удивился, когда в соцсетях стали появляться фото апашки на фоне Эйфелевой башни, у статуи Свободы, с коктейлем в бассейне. Эти снимки выложила её внучка, Айдын Токсанбаева, и они тут же набрали тысячные просмотры. Встретившись с девушкой и бабушкой накануне фестиваля, корреспондент «Открытой Азии» поняла, что это не было просто фотоотчётом с поездок. Это большой социальный проект, который заслуживает того, чтобы о нём рассказали не только на Go Viral, но и на всём постсоветском пространстве.
Для разговора Айдын пригласила нас в свою небольшую квартиру в спальном районе Алматы. Лена Токсанбаева, наша героиня, сидела за накрытым дастарханом, который сама же, собственно, и накрыла. Бабушка смотрела по телевизору передачу и даже захлопала, когда её любимый айтыскер выиграл в состязании и получил приз. Лена-апа очень активная, улыбчивая и приветливая.
– Какая страна вам больше всего понравилась?
– Первый раз я поехала в Англию, и она мне больше всего понравилась. А потом – Америка. Там вокруг вода. Я удивилась: «Ой-бай! Как они живут, когда вокруг вода, с двух сторон океан?!» Не знаю… А если будет наводнение? Мне их жалко. Я же привыкла, что вокруг горы, степь.
Самое популярное фото Лены-апа, взято из соцсетей
– А в океане купались?– Да, конечно(хитро улыбается). Есть одна фотография, где я в бассейне. Я обычно купаюсь в ночной рубашке, но туда так не пускают. И я надела на себя платок. Платок слетел прямо в воде, мне так стыдно стало. А внучка меня сфотографировала. Я говорю: «Не показывайте никому эти фотографии, не показывайте!» А они всё показывают и показывают.
– Когда путешествовали, обращали внимание на пенсионеров, пожилых людей, которые там живут?
– Да, я их видела. А они смотрели на мою одежду (Лена-апа всегда путешествует в национальном костюме). Я всегда вожу с собой казахстанский флаг. Зашли в кафе, я поставила флаг на стол перед собой. Сижу, кушаю, все проходят и смотрят на него, а потом на меня. Спрашивают: «Вы откуда?» А я же не понимаю, сначала не понимала, что они спрашивают, а потом говорю: «Казахстан!» (смеётся)
– Они от наших стариков сильно отличаются?
– Очень сильно отличаются наши и их пенсионеры. Наши старики, они же одеваются по-особенному, бабушки голову покрывают, платок носят, длинные платья, юбки, стараются одежду с длинными рукавами носить. А там пенсионерки ходят в брюках, футболках, даже в шортах, на велосипедах ездят старики. У нас такого нет. Понятно, что у них другая культура.
– У бабушки был культурный шок! – говорит внучка Айдын.
– А подружкам своим рассказывали про путешествия?
– Ага, рассказывала. Все удивляются и радуются за меня. Говорят: «Какие у тебя дети, какие у тебя снохи!» Я им говорю: «Слава богу!» Одна моя внучка живёт в Англии, она и приглашала меня в гости. А вот эта девочка (Айдын, – прим. ОА) взяла надо мной шефство и везде меня водила. Когда я устала, и у меня заболели ноги, она меня в коляску посадила и возит. Я говорю: «Да не надо!» А она меня не слушает. Мне не особо понравилось в коляске, поэтому я встала и пошла.
– Она весь «Диснейленд» обошла с нами, – снова добавляет внучка.
– Ваши подруги вам не завидуют, они хотели бы так же время проводить?
– Мои все подруги в Кентау (Лена-апа родом оттуда, – прим. ОА). А там тяжело. Все живут только на пенсию. Поэтому нет у них денег, чтобы путешествовать. Конечно, подружки хотят за границу поехать. Но дети не могут их повезти, у всех семьи большие. У некоторые безработные дети. Откуда деньги? А те, кто работает, зарабатывают немного. По 60 тысяч получают. На что это хватит?! Или семью кормить, или за границу ездить. Если бы им зарплату подняло государство, может, и ездили бы все. Дело же не в том, что они не хотят…
А у меня, слава богу, все дети выучились, дипломы получили, мы ни копейки не платили за учёбу. А вот эта вот моя внучка, Акбота, с девяти лет в Англию письма писала, а когда была в девятом классе, поступила туда учиться. Сама. Благодаря своему уму.
– Получается, что она первая из семьи выехала за границу. И прорубила окно в Европу… – добавляет зять Саяжан, муж Айдын.
– Я бы без детей, без внуков, конечно, не поехала. Мы пенсию мою собирали, сын денег добавил, и путешествовали от души. Слава богу, что мы можем себе это позволить.
В нашей семье любят впечатления, а не богатство. Мои дети говорят: «Мы могли бы на дорогой машине ездить. Но лучше давайте мы нашей апашке покажем мир».
– Вы знаете, почему вы такая популярная в Интернете? Звездой себя ощущаете?
– Ой-бай! Что это за звезда? Не знаю.
– Мне вначале трудно было ей объяснить, что она стала популярной за одну ночь. И я ей говорю: «Апашка, ты понимаешь, что ты в Интернете звезда?» А она не понимает, – вспоминает Айдын.
– Это же ваша идея была выкладывать фото с поездок?
– Да. Я и родителям об этом говорила, а они не придавали значения. И только потом осознали, когда её на улицах начали узнавать, фотографироваться с ней. Первое время она мне вообще говорила: «Это твои друзья?
Ты их подговорила?» Я уверяла, что нет, что это они сами…
Некоторые люди говорят: «Теперь вы, наверное, изменитесь…» Нет, как она ездила на автобусах, так и ездит. Мы живём, как нормальные люди.
– А какая цель у вас была? Вы хотели показать, что пенсия - не конец жизни?
– Нет. Если честно, я от злости выставила все фотографии. Я видела, как наша молодёжь восхищалась бабушками и дедушками, которые за границей живут. Потому что они модно одеваются, следят за собой. Они охали и ахали: «Как это прекрасно!» Я выложила фотографии своей бабушки и написала: «Ей 80 лет, она побывала там, там и там». Люди стали репостить, это в новостях появилось. Мой мессидж: «Бабушки не только для огорода!»
У нас многие спрашивают: «Почему вы решили её с собой взять?» Да мы просто решили отдохнуть вместе и всё. Специально о том, бабушка поедет или нет, мы не думали. Наоборот, если она не может, мы не едем.
Бабушка всю жизнь для детей работала. Потом они всю жизнь трудились, пока мы не выросли. Папа захотел, пока бабушка жива, и мы уже взрослые, чтобы мы мир повидали. И подумали, что сейчас – самый подходящий момент.
– А потом: одно дело, если бы она ездила в разные страны и надевала просто пальто и шляпку. Это воспринималось бы по-другому, – объясняет Саяжан. – Людей зацепило то, что наша бабушка, казашка, в Нью-Йорке в национальной одежде – в платке, в камзоле. И второй момент – это то, что мы показали: бабушки не только для того, чтобы сидеть с внуками и готовить…
– … или на один той сходить, – продолжает внучка. – Многие думают, что для них этого достаточно. Что это то, чего они хотят. А на самом деле они просто не говорят. Она у меня, например, фастфуд KFC любит, просто обожает. Они же нам в детстве давали всё пробовать. Мы тоже не знали, что такое мороженое, что такое, я не знаю, карусели. Так же и она сейчас – многого не знает. А мы стараемся ей показывать. Понравится или не понравится – другой вопрос.
– Да, вопрос в том, чего хотят бабушки. О чём вы мечтаете, Лена-апа?
– Моя мечта? О, у меня их много! Чтобы мои девочки удачно вышли замуж, родили детей, чтобы у них всё хорошо было, чтобы они были счастливы...
– Это всё о них. А для себя лично, для себя, любимой?
– А сама я всем довольна. Мне ничего не нужно.
– Они, знаете, чего хотят? – говорит за неё внучка. – Они хотят внимания. Они хотят, чтобы дети выросли, но не забывали о них. Они сыты, здоровы – это одно. А внимание – это совсем другое. Или ты один раз в год приехала, поздоровалась и уехала. Или ты куда-то собираешься и с собой зовёшь. Есть же разница? Даже если она никуда не поедет, суть в том, что ты позвала, что ты уделяешь внимание.
Она, например, весь день дома сидит. И вечером хочет рассказать, как она резала помидоры-огурцы… Для неё это важно, она всё это хранила для тебя и хотела поделиться. А некоторые внуки и внучки не обращают внимания, считают, что это неинтересно. Но для бабушки это важно. И люди должны это понимать. Даже то, что в сериалах происходит, ей хочется рассказать.
– Мне кажется, что вы стали символом счастливой старости. Вы отличаетесь. Мы привыкли действительно думать, что бабушкам и дедушкам больше нечего хотеть. А вы показали, что даже на пенсии можно пить коктейли и наслаждаться жизнью. Вы и для молодых, и для пожилых – пример…
– Например, в Америке я иду по улице и слышу, кто-то кричит: «Апа, апа! Тоқта!» Я думаю, кто меня в Америке может звать? Показалось, наверное. А дети говорят: «Это тебя». Прибежали двое и говорят: «Можно с вами сфотографироваться?» Конечно, айналайн.
Когда я на родину еду, меня там все спрашивают: «Это же про вас пишут?» А я говорю: «Нет, это не я, вы ошиблись». Но они достают телефон: «Вот, это же вы. Вы нас обманываете!» Я так делаю не потому, что мне жалко, просто мне неудобно. Я-то особенно не хочу славиться.
– Вы собираетесь на Go Viral?
– Да, конечно.
– О чём вы там будете говорить в своём выступлении? Что хотите сказать людям?
– Я ненавижу людей, которые отправляют своих родителей в дома престарелых. Ведь многие тряслись над своими детьми, сами недоедали, но старались по возможности хорошо их накормить. А теперь всё забылось? Не понимаю. Я шестерых вырастила. Муж умер. Слёз много пролила. Я и не училась. У меня четыре класса образования. Я даже расписываться не умею, когда пенсию получаю, говорю: «Я не умею расписываться…» Тяжело было. У меня один сын приёмный. Я сама в сиротстве выросла и не могу понять тех, кто сдаёт стариков в дома престарелых и тех, кто детей делает сиротами при живых родителях в детдома сдаёт. Мне так жалко их! Куда народ вообще катится?
Внучка с бабушкой занимаются благотворительностью
– Я знаю, что она иногда даже стесняется, что ей так повезло, что она так гуляет, а некоторые старики никуда не выходят, и их даже дети не навещают, – признаётся Айдын. – Поэтому мы благотворительностью занялись. Уже третий год устраиваем встречи для бабушек и дедушек. Она захотела им уделить внимание. Когда апашка появилась в соцсетях, стала такой популярной, многие начали понимать, что, оказывается, можно их с собой брать. Во Франции, помню, встретили женщину – она казашка, с детьми отдыхала. Подошла к нам и говорит: «У меня тоже есть мама, но я её с собой никогда не беру». Она сама себе удивлялась в тот момент. А теперь люди могут начать по-другому думать о стариках. И это всё благодаря ей.
Фото предоставлены Айдын Токсанбаевой
Автор:Марина Михтаева
Комментарии