Упрек глупости

На модерации Отложенный

Был у меня интернет-знакомый, который честил всех более-менее известных людей протеста агентами КГБ. И так, в общем, аргументированно, с разбором биографий честил. И очень энергично. Так, что при паранойальном страхе этого самого КГБ и его самого можно было заподозрить в работе на "контору".

Но я сейчас не про паранойю, а про явление другое: про глупость. Про самую простую глупость. Которая зашкаливает. И как раз – у более-менее известных людей. Ну, то есть просто-таки – через край. Эта самая глупость и ввела моего знакомого в заблуждение: он принял глупость за коварство. А глупость – она ведь просто глупость. И ничего больше.

Только не надо думать, что это какое-то интегральное свойство интеллекта – что ни делает дурак, всё он делает не так. Ничего подобного. Любой дурак массу вещей делает правильно: во многих вопросах он не дурак вовсе, а очень даже умный человек. Глупость она всегда – глупость выборочная, глупость в чем-то. И я говорю про глупость политическую, а точнее – про глупость государственную, про непонимание и малую способность понимать процессы, происходящие в государстве, в масштабе государства, и процессы, происходящие с государством.

Примеры? Лучше бы, конечно, было бы поговорить об исключениях. Но исключений нет. Так что будут одни примеры.

Мне порядком надоело писать о Навальном. Но придется еще раз. Потому что именно в этом зеркале виднее всего феномен, о котором я пишу.

Вот типичный пост на тему электоральных перспектив Навального: "Выборов нет (вариант – на выборах победить нельзя)". Это первая фраза. Вторая фраза – "Если Навальный победит на выборах...", и далее – что из этого выйдет.

Что это такое? Представьте, что вы слышите: "Солнце всходит на востоке". И сразу же, без перехода – "Если солнце взойдет на западе, будет хорошо (или плохо – неважно)". Что это? Это она, глупость – неспособность ощутить логическую несовместимость двух частей своей, назовем это так, мысли.

Серьезные люди обсуждают вероятность угадать, под каким наперстком шарик, точно зная, что шарика нет ни под одним. И до потери звонкости своих голосов спорят, нужно ли тренировать Навального на президента или писать программу правительства Навального.  Ругаясь при этом друг на друга: "Дурак! – Сам дурак!".

А вот другой серьезный человек и его команда. И они единогласно согласны, что выборов нет. Полное единодушие. А дальше они ругаются на провокацию 12-го июня, потому что ее противозаконность не понравится избирателю, а исправить что-то можно, только победив на выборах. Думаете, они считают дураками нас? Можно было бы так подумать – мы им даем для этого основания. Но главная причина, конечно, в другом – они сами верят в то, что говорят. Что это? Она – глупость. Те же разговоры про красоту утренней зари на западе.

Еще пассажик, вчера прочитал. "Какая глупая власть – посадила Навального. Без этого его политическая карьера закончилась бы – ему не простили бы 12-го июня". Без тени сомнений, что сохранение политической карьеры Навального может быть как раз в интересах власти. И если так, то власть не глупа, а умна. Очень даже умна. В отличие от нас. Она у нас знает, как и кого сажать: кого на 20 лет, кого на семь лет, а кого и на 25 дней. Что-что другое, а это она у нас хорошо знает, наша умная власть.

Или вот еще.

Есть среди людей протеста один очень уважаемый человек. С прекрасной биографией брежневского сидельца. И вообще человек очень честный. Но с "пунктиком" – всюду ему мерещится это самое КГБ. Вот и СССР у него КГБ прикончило. И вообще... Что, впрочем, с его биографией вполне естественно: сильнее кошки зверя нет. Тем более – что наша кошка, в самом деле, была дика и свирепа. И хотя развал СССР ее ранил глубоко, но не убил: сегодня она зализала раны, отъелась и стала еще диче-свирепей. А уж что она с нашими тапками делает – так это ее предшественницам и не снилось: всемирный потоп...

Но, виноват, отвлекся. Я не про кошку. Я про извивы психологии. Вот этот самый человек, с огромным жизненным опытом и близком знакомстве с КГБ, видящий всюду ее, кагыбы, козни, начинает писать о политических талантах Навального. И при этом даже тени мысли у него не закрадывается, что таланты эти могут быть сделаны таким нелюбимым им КГБ. Про Ельцина, что тот был ставленником КГБ, он не сомневается. Несмотря на факты. Про Навального – ни-ни. Ни боже ты мой. И мысли нет. А ведь это очень хороший человек. И меньше всего мне хотелось бы называть его дураком.

Или вот еще сюжет. Люди обсуждают программу протеста. В том смысле, что плохо, что по всей стране среди громких криков про уточек не было сказано ни слова про необходимость вернуть Крым и заплатить за эту нашу "шалость". А оппоненты им возражают: вы что, дескать, спятили? Это же мы всю народную поддержку растеряем. Вот победим, а там Крым и сам отдасться. Межрегионалы, дескать тоже, в 89-м году не требовали ломать Берлинскую стену, она сама сломалась.

А это что? Ну, смотрите сами. Я говорю, что нельзя воровать и врать. И слушают меня только потому, что я говорю, что мерзость – это мерзость, и что жить нужно без мерзости. И тут же, не меняя интонации праведного гнева, я заявляю, что уворованное мною (нами) я (мы) отдавать не собираюсь. И что обман с договором (договором о территориальной целостности Украины) – это не обман вовсе, а так, проехали.

Как меня в этом случае будут воспринимать люди? Ясно же как – как вруна и болтуна. А весь мой протест – как попытку дотянуться до власти и немного полакомствовать. Ну, и что – пойдут они за мной? Или пошлют куда подальше? И ведь будут правы...

Всё ведь очень просто. Протест – это протест совести. Ничего иного в нем нет. Но ничего другого и не нужно: будучи протестом совести, он обречен на победу. Так как же можно это основание размывать своими руками? Любое "не врать, не воровать" должно начинаться с необходимости развенчать свою ложь (например, про НАТО в Севастополе) и с необходимости вернуть украденное.

Неважно – говорим ли мы о Крыме или о сберегательных вкладах на советских сберкнижках. Если мы будем соревноваться с властью в умении льстить населению и таким образом население "разводить", то мы проиграем однозначно. Это – как школьнику драться с отборной шпаной. Мы им здесь не соперники и не конкуренты. Но и они не конкуренты нам в говорении правды.

Если только мы говорим правду. С правдой мы победим. Без правды проиграем с вероятностью ровно 100 процентов. Даже если власть рухнет, все равно проиграем. Как это уже и было в 91-м году. Это же элементарно.

Не понимаем. Что это? Глупость.       

Ну, и попробуй её после этого похвалить...