Украинский ли танец гопак?

На модерации Отложенный

Украинский ли танец гопак?

 

Читая о якобы национальном танце гопак, так и хочется вспомнить старый анекдот ещё до эры мобильников: перечитывал пейджер – много думал…

Вот так и о возникновении этого псевдонационального танца много придумано при наличии отсутствия реальной информации (о боевом искусстве на его базе я даже писать не буду ни строчки: обсуждать бред умалишённых не тема данной статьи). Вот об этом и поговорим дальше, основываясь только на реальной информации.

Первым, кто описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938гг). Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками.

Гопак в его современном виде — это не потомок танцев запорожских казаков, а новодел советских хореографов, в частности — П. П.Вирского, работавшего в 20-е-40-е годы прошлого столетия в театрах русскоязычных городов бывшей Новороссии: Одессе, Харькове, Днепропетровске и будущей столице этого псевдонационального образования по имени Украина — Киеве, в 1955 ставшего главным художественным руководителем Государственного ансамбля танца УССР.

Первое известное мне упоминание об этом танце известно с точностью до дня. Главная газета страны — «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!». Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

Вирский якобы «восстановил» гопак, причем как восстановил — он его воссоздал по картинкам. Могу сообщить, что Вирский знал, что совершает подлог, ведь «ещё на рубеже XV–XVI веков появилась первая из известных систем нотации: Туан Арбо начал передавать танцевальные па музыкальными знаками. В 1700 году Р. Фёйе опубликовал трактат, в котором появился сам термин «хореография», буквально означающий «запись танца».

Через полтора столетия Артюр Сен-Леон расширил понятие до «стенохореографии» и стал обозначать позиции с помощью схематических фигурок. На рубеже XIX–XX веков появилось множество систем. В 1928 году Рудольф Лабан предложил универсальный способ записи танцевальных движений.

Поскольку за три-четыре столетия существования казачества никто почему-то не удосужился записать этот или эти казачьи танцы, то пришлось, как бы вежливее сказать, чтобы не употреблять слово фальсификация, «додумывать» за предков.

Разделяя единый русский народ, большевикам надо было срочно для выдуманной украинской нации придумывать и разные этнографические обряды. Надо было откуда-то взять сугубо украинский танец, поскольку танцы бывшей Малороссии и уж тем более Новороссии были как под копирку похожи на обычные русские. Казачьи же (кубанские) танцы не подходили, поскольку казаки считались белыми (правда, не пушистыми). В итоге по картинкам и с использованием азиатских танцев и европейских балетных техник, при явном заимствовании танцев адыгов, аварцев и грузин (поскольку И.В. Сталин был родом оттуда) и родился доселе невиданный доселе танец гопак — от слов прыгать и топать.

Не могу не упомянуть Игоря Александровича Моисеева, с 1937 года руководившего Ансамблем народного танца СССР. Именно эти реальные, а не мифические народные танцоры Украины, «воссоздали» (а фактически придумали с нуля с учетом некоторых известных этнографических особенностей) уже позабытый к тому времени «казацкий» танец.

Не могу не сослаться на мнение нынешних бандерлогов о Вирском: «Знаете, что такое "Гопак", по его замыслу? Это символ Украины. В этом танце большой оптимизм, радость, воодушевление. В композиции "Запорожцы" Вирский изобразил и выправку казацкую, и лихачество, и юмор. Его "Повзунець" — это история украинского народа. Танец "Кукуруза", конечно же, хрущевское время. Пляска "Моряки" — это рассказ об Одессе».

Если это не классическое описание подхалима и лизоблюда к власть имущим, то мне просто сложнее, не используя нелитературную лексику, высказаться об этом (особенно меня умиляет «Кукуруза»), чем написал его доброхот. Действительно, дурак-союзник во сто раз хуже умного врага.

Собственно, в нынешней ситуации я могу сказать только одно: украинствующие — это тавро дебильного мышления. Просьба не считать это моим отношением к украинцам, здесь, как говорят одесситы, две больших разницы. (Это как Аваков и Бузина: первый – украинствующий, второй – украинец).

Современные защитники автохтонного, особливо древнеукраинского происхождения, гопака любят ссылаться на давность его упоминаний у писателей Малороссии, простите меня, бандерлоги, Украины.

Дабы не вступать в дискуссии, рассмотрим эти источники украинствующих: «Особенно ярко передано это свободолюбивое начало народной жизни в излюбленных Гоголем описаниях танца "гопак", образно передающих удаль и могучий, как вихрь, дух запорожской вольности. В танце, как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа. И не случайно герои его повестей в минуту душевного подъема в своих радостных порывах так безудержно, весело, молодо, самозабвенно предаются танцу.

Весело и задорно танцует перед зеркалом гопак хорошенькая Параска, размечтавшись о своем Грицько, притопывая ногами "чем далее, всё смелее; наконец левая рука ее опустилась и уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою зеркало…". Вошедший в хату Черевик, увидев пляску дочери, гордо подбоченившись, выступил вперед "и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои". Общим безудержным весельем охвачены гости на свадьбе Параски, где "все неслось, все танцевало". Еще хмельнее, еще радостнее описание свадебного танца в "Вечере накануне Ивана Купала"».

 Если мне кто-то сможет доказать, что это и есть описание гопака, то готов согласиться с ним и вместе поучаствовать в его постановке. А пока с удовольствием процитирую специалиста в области истории культуры: «…Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было "малокультурным" — никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху, набором движений.

Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно так же пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы "цыганочки", то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать.

Вдобавок во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное — различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение.

По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между белорусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципом — это движение славянское, а то движение молдавское.

Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русская национальная культура своим убожеством и бесцветностью должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы».

Ко всему прочему, чтобы окончательно запутать читателей, украинские народных танцы в разных местностях могли иметь разные названия.Например, тот же «гопак» имел другие названия: «гоцак», «казак», «казачок», «тропак» и другие. Танцы получали и получают названия в силу разных причин. Например, какое слово часто употребляется в песне, под которую исполняют танец. Кстати, а чем русский казачок отличается от украинского? И кому принадлежит матросский танец «яблочко»? Сложно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет.

Дабы не останавливаться в дальнейшем на списке опер и балетов с исполнением гопака, на которые ссылаются украинствующие, просто приведу годы их создания.

«Запорожец за Дунаем» — опера Семёна Гулак-Артемовского. Первая украинская опера. Год создания — 1863.[«Запорожец за Дунаем» на украинском языке впервые поставили в Мариинском театре. Певец и композитор отдал российской сцене 25 лет. Больше всего он служил в Мариинском театре, имел большой вокальный репертуар и много поклонников своего таланта. Но до определенного времени мало кто знал, что, кроме выдающегося голоса, он еще и сочинял музыку. Премьера «Запорожца…» состоялась на языке оригинала в 1863 г. в Мариинском театре.

Партию Карася исполнял сам композитор. В 1864—1865 годах ставилась в Москве в Большом театре и имела значительный успех. В обоих спектаклях роль Карася исполнял автор. Однако в следующем сезоне оперу сняли из репертуара, поскольку выяснилось, что большую часть музыки Гулак-Артемовский «позаимствовал» у Моцарта (из оперы «Похищение из сераля»). Он чистосердечно действовал в рамках представлений украинской народной культуры. Плагиат вызвал скандал, и оперу сняли. А украинские националисты обвинили Петербург в подавлении украинской культуры, и сегодня «Запорожец за Дунаем» считается оригинальной украинской оперой.

Антонович Д. М. писал в 1925 году об этой опере так: «Опера Моцарта «Похищение из сераля» на Украине никогда не исполняется, а «Запорожца за Дунаем» хорошо знает каждый украинский театрал].

К мнению специалистов могу добавить только одно: вся так называемая украинская культура — это бледное отражение русской или плагиат общемировой. Если я не прав, прошу высказать своё мнение с открытым забралом.

 «Конёк-Горбунок» (балет Пуни). Год создания –1864. Если данный балет на базе украинского материала, то и танцы в нём имеют столь же истинное происхождение (я уж не буду ссылаться на происхождение постановщика балета, свой гопак он явно выучил ещё в детстве, на родине, ведь во Франции этот танец в XIX в. был популярен и широко известен. Так и хочется выставить лайки с улыбающимися физиономиями!).

«Майская ночь» Римского-Корсакова – 1880 год.(Этот потомок русских аристократов тоже из свидомитов?)

«Сорочинская ярмарка» Мусоргского М.П. Год создания — 1881 (I и II акт, фрагмент III акта), 1911 (редакция Ц. Кюи), 1930 (редакция В. Шебалина)

Опера «Мазепа» Чайковского. Годы создания – 1881-1883. (Судя по окончанию фамилии, вполне мог иметь предка из Незалэжной, но, увы, сиволапый москалюга).

«Энеида» — опера композитора Николая Лысенко. Год создания — 1910.

 Сами видите, что старина народного танца какая -то близкая к современности и явно имеет право именоваться гордым словом новодел, каковым и является фактически.

Исходя из всего вышеизложенного, можно твёрдо и уверенно утверждать, что гопак был создан именно москальскими хореографами Советского Союза в 30-х годах прошлого века. То есть, национальный украинский танец, гордость щиро-свидомых и расово правильных украинцев создали именно промоскальские коммуняки.

Вы же не поверите, что руководители крупнейших учреждений культуры были беспартийными, и правильно сделаете — ведь этого не может быть никогда, поскольку такового не могло быть никогда. Получается, что самый национальный из национальных танцев пора бы и декоммунизировать, то есть запретить исполнять на территории Незалэжной!

Так откуда были украдены основные элементы гопака? Чтобы кляты москали никОлы не могли догадаться, их тихэхонько спёрли из Китая. «Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец:

 

 

Видео восточных танцев, гопак просто их копия, поскольку эти народы древнее, чем украинцы».