Дмитрий Орешкин: Протесты в России – заслуга Путина
На модерации
Отложенный
12 июня в РФ отмечался День России. В российских городах, помимо официальных мероприятий, прошли акции против коррупции, сопровождавшиеся арестами. В Москве и Санкт-Петербурге задержали около 1200 человек.
В ответ на протесты власть ужесточит политику, потому что ничего другого она сделать не может. Конкуренцию не признает – она для этих людей жизненно опасна, поскольку те слишком много имеют в анамнезе, чтобы допустить отход от власти.
Представьте себе: если поменяется власть и судебная система, то Кадырову придется отвечать на вопросы о том, кто убил Немцова, Шойгу – о том, кто подписал приказ о переводе Бука в Украину, Луговому – как было с Литвиненко. Не говоря уже об источниках коррупционных доходов. Поэтому уйти от власти они не могут, а значит, вынуждены давить дальше. Это предсказать несложно. Вопрос в том, насколько у них хватает ресурсов, а они не бездонны. Поэтому задавить совсем, как в советские времена, не получится. Соответственно, дальше станет накапливаться раздражение, непонимание, фрустрация. Люди ведь всерьез думали, что раз оттяпали кусок Украины, то государство стало сильнее, обширнее – ведь Крым такой сладкий кусочек. Значит, все теперь будут жить лучше. А оказывается, нет – хуже. И люди этого никак не могут понять. Это противоречит всей их системе ценностей. В результате, это разочарование проявляется в поддержке Навального.
Рост протестных настроений – заслуга, прежде всего, Владимира Путина. Люди ведь не совсем идиоты. Их можно долбить и долбить пропагандой, но они видят, что цены растут, зарплаты падают, а света впереди не видно, счастья, которое обещает телевизор – тоже. В этом смысле главным источником протестов является не Навальный, а Путин и его вертикаль. Это первое.
Второе, происходящее – отражение резко усилившегося политического влияния Навального, который за несколько месяцев из фигуры второго уровня стал главным оппозиционером. Это очень важно: дальнейший рост негативизма по отношению к путинской политике в рамках советского бинарного мышления приводит к формуле «чем хуже Путин, тем лучше Навальный». И люди будут строить для себя образ Навального – рыцаря на белом коне, который придет и все разрулит, ведь он – честный, молодой, некоррумпированный. Все это – правда, но проблема в другом.
Нужно не заменить плохого царя на хорошего, а поменять систему. И это чувствуется.
Городской протест поумнел, помолодел и, конечно, пошел в карман Навальному. Потому что он – единственный достаточно смелый человек. Все остальные работают в путинской повестке дня. А Навальный создает свою, хотя и популистскую. Понятно, что никто не зарегистрирует его на выборах, но он действительно смелый, а это в российской политике очень важно. У нас крутых любят. Так что сейчас Навальный стал вторым человеком в стране. Уже едва ли не половина избирателей фамилию слышат. Негативная известность – тоже известность, она легко превращается в позитивную. Он правильно использовал этот протест, рискнул – и выиграл. Ну посидит немножко.
Надо иметь в виду и то, что за последние полгода протест качественно сменился. Люди старшего возраста, выходившие еще с советских времен с требованием выполнять собственные законы – уходят на второй план. На первый выходит молодежь, а это – совершенно другие люди. Они не боятся. Для советского человека ужас перед властью был почти сакральный. Никаких формальных ограничений у той власти не было. А у этой – есть. И поэтому молодежь, которая пришла на улицы, по-своему рациональна. 15 суток – это же даже интересно. Ну штраф – мама с папой помогут. Мало кто себе рисует картинку уголовного срока, это и случается довольно редко. Они не боятся власти – они начинают ее презирать. Это – новая составляющая этих протестов. Они не понимают, что такое беспредел. Через некоторое время они все выйдут гораздо более лютыми противниками Путина, чем они туда вошли.
Проблема в том, что система теряет понимание что делать. Они действительно не знают, как сломать этот протест. Можно напугать, но им не хочется пачкаться в крови. А напугать без репрессий уже не получается. Купить – денег не хватает. Власть мечется между этими опциями, но ничего не работает. Популярность падает. Навальному говорят убрать фильм из сети – а он становится еще известнее. И что делать? А Навальный, тем временем, становится все популярнее, как единственная реальная альтернатива путинскому режиму.
При этом я категорически против того, чтобы говорить, что эта система скоро рухнет. Не скоро, у нее еще очень много ресурсов для сопротивления. Пока у нее есть деньги платить силовикам, он будет долго бултыхаться, но страна будет стоять на месте. А разговор, что вот она революция, майдан – это все пустые слова пока.
Комментарии
Комментарий удален модератором