«Палец вверх» и «палец вниз»: что на самом деле обозначали эти жесты в Древнем Риме
На модерации
Отложенный
Жест «большой палец вниз»./ Фото: bigfooty.com
Кинематограф, да и учебники истории нередко вводят людей в заблуждение. Многие и сегодня уверены, что на гладиаторских боях в Древнем Риме судьбу проигравшего определяли зрители. Если они поднимали большие пальцы вверх, то боец оставался в живых, а если опускали их вниз, то победитель добивал побежденного. И хотя толпа на аренах на самом деле определяла судьбу поверженного бойца, но делалось это несколько иначе.
Жест «большой палец вниз» означал «опустить мечи вниз», то есть остановить бой, оставить поверженного гладиатора в живых и унести его с арены, чтобы он смог продолжить сражение другой день.
Убеждение, что жесты «палец вверх» и «палец вниз» выражали одобрение или неодобрение, проникло в общественное сознание в 1872 году благодаря художнику Жан-Леону Жерому, а, если точнее, его картине «Pollice Verso». Жесты толпы зрителей на картине, которые показывают большие пальцы вниз, были неверно интерпретированы художником, как знаки неодобрения.
Pollice Verso — картина XIX века, которая вдохновила Ридли Скотта на фильм «Гладиатор»./ Фото: thevintagenews.com
На самом деле, художник, вероятно, никогда и не предполагал, что фраза «Pollice Verso» означает, что не нужно показывать большой палец.
К сожалению, картина Жерома стала настолько популярной, что ошибка художника стала общепринятым заблуждением. Что еще более печально, также свою лепту внес и Голливуд. Когда Ридли Скотт снял фильм «Гладиатор», Колизей стал крупнейшей достопримечательностью Рима, а люди начали очень интересоваться тематикой гладиаторских боев.
Но на самого режиссера, как оказалось впоследствии, оказала сильное впечатление репродукция картины Жерома, которую ему показали продюсеры перед съемками. В итоге, жест «палец вниз» в качестве жест, означающего «добить» гладиатора, появился в фильме и еще больше популяризировал заблуждение. Ученые сегодня придерживаются мнения, что когда римляне опускали палец вниз, то это означало то, что незадачливого гладиатора нужно пощадить.
Большой палец спрятанный внутрь кулака.
В переводе Плиния 1601 года этот жест приравнивался к одобрению, а Джон Драйден в переводе в 1693 году «Сатиры» Ювенала указывад, что большой палец прятали внутрь кулака, если гладиатора нужно было добить. Всякий раз, когда один из бойцов был тяжело ранен, звали арбитра, чтобы тот определил, должен ли этот человек жить или умереть, в зависимости от того, насколько хорошо он дрался.
Арбитры, как правило, выносили свое решение на основании реакции толпы зрителей. Они смотрели, аплодируют ли зрители, веселятся ли и опускают ли свои большие пальцы вниз, если им понравился гладиатор. Если зрители этого не делали, то арбитр поднимал большой палец вверх, и раненого бойца добивали. Некоторые ученые предполагают, что этот жест означал, что нужно вонзить раненому меч в сердце.
Комментарии
Тогда о Великой Отечественной войне читайте Резуна-"Суворова". Там вся "правда" - до копейки.
Во вторых - еще когда я читал этот роман ( лет 30 назад ) меня поразило подробное описание всех бытовых мелочей той эпохи. Уж не знаю, насколько это исторически точно, но думаю, что полностью соответствовала представлениям итальянцев 19 века об эпохе Рима
Думаю, что как правило, историческую эпоху лучше знают жители своей страны ( русские - свою, итальянцы - свою и так далее....) Во всяком случае когда я смотрел французский д.ф. "Кампании Наполеона" многие детали его биографии уточнены намного лучше, чем в книге Тарле, например....
“…Свыше девяноста тысяч мужчин, женщин и детей опустили большой палец правой руки книзу : это был знак смерти, и меньше пятнадцати тысяч добросердечных людей подняли руку, сжав ее в кулак и подогнув большой палец, - в знак того, что побежденному гладиатору даруется жизнь... “
Р. Джованьоли ”Спартак”
Это как в "Золотом ключике" А.Н.Толстого врачи спорят над телом Буратино:
- Пациент, скорее, мёртв, чем жив,
- Пациент, скорее, жив, чем мёртв.
Так и совремённые учоные..
Какие гладиаторы?! Возьмём шахматы.
Молодым учившимся (!) людям до 40, которые путают шахматы с шашками, невозможно понять, что каких-то 25 лет назад за шахматными турнирами следил весь мир. Все поголовно, так или иначе, играли в шахматы.
Что же до гладиаторов, то пока неизвестно даже такое: были они свободными людьми (как наши боксёры, например) или рабами?
Что же до известных всему миру случаев гибели христиан от диких зверей в гладиаторских цирках, о чём есть много страшных картин живописцев, то всё больше учёных склоняются к тому, что это было придумано в раннее Средневековье в Ватикане. По-любому, массового характера эти случаи не имели. В истории много лакун..
Что, например, мы знаем о расстреле Белого дома кликой ЕБНа в октябре 1993 года? Хотите хоть что-то узнать? Найдите в интернете книгу А.В.Островского "Расстрел Белого дома".
И сегодня есть любители боёв без правил
https://www.youtube.com/watch?v=OicturhJ51c
https://www.youtube.com/watch?v=RSgj0d3YkzU