ОБНОВЛЁННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
На модерации
Отложенный
И.И. Никитчук: Обновленный социализм?
Термин «обновленный» применительно к социализму появился в документах XV съезда КПРФ. К сожалению, обоснования этого термина до сих пор так и не появилось в партийных документах.
И.Никитчук, Председатель ЦС РУСО, д.т.н.
2017-06-14 17:43 (обновление: 2017-06-14 19:55)
Никитчук Иван Игнатьевич
В новой редакции Программы партии записано: Стратегическая цель партии - построение в России обновленного социализма, социализма XXI века.
КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития.
Вряд ли в этой записи мы найдем что-то досель неизвестное в формулировке основных черт (свойств) социализма, сформулированных классиками марксизма-ленинизма. Каждому коммунисту, особенно старшего поколения, хорошо известны эти сущностные, присущие социализму свойства. Социализм, как социально-экономическая формация, идущая на смену капитализму, базируется на общественной собственности на средства производства, на плановом ведении хозяйства. Это общество, где власть принадлежит народу в форме диктатуры пролетариата. Это общество без эксплуатации человека человеком, где действует принцип: От каждого по способности, каждому по труду. Где действует основной закон социализма. Этот закон был сформулирован И.В. Сталиным в его работе «Экономические проблемы социализма в СССР»: Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
Мало что проясняет в отношении вводимого понятия «обновленный социализм» и раздел Политического доклада ЦК КПРФ съеду партии:
Социализм предполагает замену частной собственности на средства производства общественной собственностью…Облик социализма XXI века – это облик развивающегося социализма с коммунистической перспективой… Социализм XXI века немыслим без научного прогнозирования и планирования народного хозяйства… Облик социализма – это общество социальной справедливости, где трудящиеся вернут и преумножат свои права… Социализм XXI века – социализм подлинного народовластия... Социализм XXI века – социализм высокой культуры…
Все это бесспорно так. Но все же, в чем состоит обновление социализма? Ответа пока нет. И это, на мой взгляд, не случайно. Ведь социализм – это некая промежуточная цель на пути к построению коммунистического общества, и она остается таковой вне всяких прилагательных.
Давайте разбираться, в чем смысл самого слова «обновление»? Обратимся к В.Далю: обновлять - обновить, возобновлять, поновлять, восстановлять.Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т.Ф. Ефремова: обновлять - заменять устаревшее, негодное чем-л. новым, изменять, пополнять внесением нового, изменять введением новшеств, реформировать.
Из совокупности приведенного не понятно, что нового в "обновленном социализме". Здесь уместно вспомнить Сократа, который в диалоге Платона "Федр" выразил глубочайшую мысль: "прежде чем рассуждать о пользе любви, необходимо ОПРЕДЕЛИТЬ, что есть любовь". Так и здесь, прежде чем размышлять об обновленном социализме, нужно ОПРЕДЕЛИТЬ, что есть СОЦИАЛИЗМ, во-первых, и, во-вторых, ОПРЕДЕЛИТЬ - в чем заключается это обновление. И если с социализмом, благодаря классикам марксизма-ленинизма, вполне ясность есть, то с «обновленным социализмом» все гораздо сложнее.
Давайте разбираться, что можно обновить или заменить в социализме. Общенародную собственность, эксплуатацию человека человеком, основной принцип социализма, основной его закон, диктатуру пролетариата?.. Но тогда это будет уже не социализм, или какой-то другой «социализм»! Сегодня в мире (в некоторых странах Европы) существует, например, социалистический капитализм, когда при власти капитала развиты некоторые социалистические принципы в сфере распределения. Есть и капиталистический социализм, как, например, в Китае, когда при народовластии существуют капиталистические производственные отношения и эксплуатация человека. Это же имело место и в России во времена НЭПа.
К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» также приводят различные виды социализма. Феодальный социализм - наполовину похоронная песнь, наполовину пасквиль, наполовину отголосок прошлого, наполовину угроза будущего, подчас поражающий буржуазию в самое сердце своим горьким, остроумным, язвительным приговором, но всегда производящий комическое впечатление полной неспособностью понять ход современной истории… Мелкобуржуазный социализм - стремится восстановить старые средства производства и обмена, а вместе с ними старые отношения собственности и старое общество.
Он одновременно и реакционен и утопичен… Немецкий социализм - высокопарный представитель мещанства. Он провозгласил немецкую нацию образцовой нацией, а немецкого мещанина - образцом человека. Каждой его низости он придавал сокровенный, возвышенный социалистический смысл, превращавший ее в нечто ей совершенно противоположное. Последовательный до конца, он открыто выступал против "грубо-разрушительного" направления коммунизма и возвестил, что сам он в своем величественном беспристрастии стоит выше всякой классовой борьбы… Буржуазный (консервативный) социализмстремился внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом… Утопический социализм отвергает всякое политическое, - в особенности всякое революционное, действие; хотят достигнуть своей цели мирным путем и пытаются посредством мелких - конечно, не удающихся опытов, силой примера проложить дорогу новому общественному евангелию.
Как видим, каждый из этих «социализмов», в отличие от «обновленного социализма», имеет свои, определенным образом сформулированные характерные черты.
После XVсъезда партии в научных кругах открылась дискуссия по проблеме «обновленного социализма». Пока что, к сожалению, она остается бесплодной. Некоторые рассматривают «обновленный социализм», как социализм, очищенный от недостатков социализма, строящегося в СССР (телефонное право, блат, «ты мне – я тебе» и т.д.). Но эти пороки ничего общего с истинным (существующим в марксистко-ленинском учении) социализмом не имеют. В лучшем случае его можно назвать «очищенным социализмом».
Другие «обновленный социализм» связывают с тем, что в XXI веке социализм будет строиться на другой, современной научной, технической и технологической базе, используя цифровые, информационные технологии, биотехнологии и др., новейшие достижения науки и техники. Именно так и будет. Более того, социализм подразумевает опережающее развитие человека, его образовательного и культурного уровня, без чего немыслимо воспитание нового человека – строителя социализма и коммунизма. Социализм, как развивающееся явление на пути к коммунизму, конечно, будет использовать новейшие достижения цивилизации. Но это сути социализма как такового не меняет ни в одной из его существенных черт.
Третьи, в том числе и один из известных ученых А.И. Субетто, рассматривают социализм XXI века, как «ноосферный социализм». По мнению авторов, «ноосферный социализм есть единственная форма социализма XXI века, раскрывающая миссию социализма в эту эпоху – спасение человечества от грозящей ему экологической гибели».
В этом определении единственная верная мысль касается действительно серьезной экологической опасности, нависшей над человеческой цивилизацией. И причина – именно капитализм с его неуемной жаждой наживы любой ценой, с его идеологией неограниченного потребительства. Капитализм, став на тропу войны с природой, ведет человечество к неминуемой гибели.
Однако новизны в формулируемом «ноосферном социализме» никакой нет. Дело в том, что классический социализм подразумевает устойчивое развитие общества на планомерной основе, удовлетворяя растущие разумные потребности человека, находясь в согласии с окружающей средой, подчиняясь законам природы. Но, даже соглашаясь с концепцией «ноосферного социализма», надо не забывать, что экологическая проблема не знает национальных границ. В складывающейся ситуации спасение человечества от экологического апокалипсиса возможно только в случае победы социализма в большинстве стан мира.
Есть еще сторонники других форм социализма – китайского, вьетнамского, кубинского, русского и т.д. Но все это всего лишь варианты национальных путей продвижения в строительстве социализма, и не более того. Конечная цель у всех этих продвижений, вне зависимости от национальной окраски и других обстоятельств, одна – истинный классический социализм.
Таким образом, мне представляется, что введение в партийные документы понятия «обновленный социализм» в значительной мере искусственное, не имеющее содержательных черт. Новизна ради новизны может нанести только вред, дезориентируя трудящихся в реалиях истинного социализма.
Комментарии
Большое спасибо за отзыв! Но хочу подчеркнуть, что классический социализм, как его понимали классики и как мы его понимаем, тоже является образовательным. Советская власть, по сути, с культурной революции, с образования и начала свое существование. Что касается противоречий, то среди них есть первичное противоречие - противоречие между Трудом и Капиталом. Не разрешив этого противоречия, все остальные остаются "вещью" в себе.
Эта формулировка красноречиво говорит о том, что идеологи КПРФ понятия не имеют, что такое социализм. Тем более, обновленный (модернизированный, или просто заново построенный?).
Социализм, это один из вариантов рабовладельческого строя, поэтому избавиться от эксплуатации человека просто невозможно. Если при капитализме каждый работник является рабом у своего родственника или соседа, то при социализме каждый работник является рабом у своей любимой Родины. А представляет Родину всегда тот или иной чиновник или начальник. Значит, он и будет эксплуатировать работника.
Как таковой общественной собственности не существует. Точно так, как не существует частной, государственной и общенародной. Это все досужие выдумки философов и экономистов. Значит, эта ошибка в определении повлечет за собой ошибочные решения, который и станут причиной кризисных явлений. Яркое доказательство - кризис социализма в СССР.
Идеология распределения - это идеология жуликов. См. СССР.
--
есть эксплуатация человека человеком, когда кто(частное лицо) то получает комфорт за счёт кого то (своего работника), если же "эксплуатирует" общество, т.е. сам человек как часть общества, эксплуатирует сам себя, то это уже эксплуатация себя, ради своих детей и внуков.
Общественная собственность это принцип социальный, т.е. в обществе человека он есть.
Социализм и отличает то что общественная собственность должна была обеспечить достатком всех, в смысле все имея доступ(бесплатный) к благам общества становились как бы миллионерами, т.е. что миллионер имел доступ к своей огромной собственности, что простой гражданин имел бы такой же доступ к общественной собственности(квартира, машина (общественный транспорт), самолёт, пароход, возможность отдохнуть, туризм, и т.д. - всё бесплатно)...
Но это не самый большой порок социализма. Хуже всего то, что он зиждется на политике бесхозяйственности. Всем достоянием распоряжается кучка людей (посредники), которые к нему не имеют никакого отношения. Вспомните механизм, использованный нашими недругами при развали СССР - торговая мафия и партийные чиновники рулили в этом черном деле. Это не захапали в свое распоряжение все достояние общества, и распоряжались им по своему усмотрению для решения поставленных кем-то задач.
А вот при коммунизме такое невозможно, ибо каждый объект имеет своего хозяина - производителя. Вот он и занимается распределением созданным им продуктом, доступ к которому имеет только он, а не чиновник или посредник (вор, бандит, мошенник). Может быть пора уже отказаться от рабовладельческого строя?
--
Самого себя то же можно эксплуатировать, разве это рабство...
Одно дело работать на частное лицо, заботиться о его благосостоянии и комфорте, другое дело на себя, например в варианте коллективного(общественного) труда, то что было в СССР в середине 80х г. это уже больше капитализм чем социализм, после Хрущёва мы стали на рельсы капитализма.
вообще властные (частные) формы управления это и есть капиталистическая форма управления, вот она и проявила себя в позднем СССР, когда по сути сформировалось классовое общество, что не допустимо для социального государства (социализма/коммунизма).
--
А вот при коммунизме такое невозможно, ибо каждый объект имеет своего хозяина - производителя.
--
Если этот хозяин будет эксплуатировать своих рабочих, т.е. получать прибыль и присваивать большую часть себе, то это уже не коммунизм/социализм, это как раз и есть "рабство"...
Есть три вида труда - принудительный, наёмный и добровольный. Ясно что первые два относятся к рабовладельческому строю, ибо первый вид однозначно диктует волю рабовладельца к рабу, а второй - опосредовано, привлекая самого раба к своему порабощению. В принципе, такой вид рабства имеет право на существование, ибо есть люди, готовые попасть в рабство к тому или иному субъекту (частному лицу или обществу), преследуя свои, конкретные цели. Вы, в качестве цели, предложили возможность получить все блага, которым должно обладать общество, и которыми оно должно распоряжаться.
И здесь лукавство: распоряжается-то, ведь, конкретный человек, а не безликое общество. Вот это человек и заинтересован распоряжаться благополучием другого человека в своих целях. Т.е., он получает конкретный механизм заставить человека соблюдать его интересы. Разумеется, прикрываясь интересами государства и общества. Это и есть продукт социализма.
"Если этот хозяин будет эксплуатировать своих рабочих, т.е. получать прибыль и присваивать большую часть себе, то это уже не коммунизм/социализм, это как раз и есть "рабство"
Вы это серьезно? Если так, то вы очень узко тр...
--
Это похоже капитализм, социализм в конкретике, коллективное производство, соблюдает (стремится соблюдать) социальные акценты, он всего лишь требует соблюдение правил развития общества, ведь как не крути а без общества, без соблюдение общественных интересов, создать благосостояние для себя и своей семьи неполучится... т.е. общественные интересы превыше всего, если мы хотим что бы наши дети и внуки были в достаточной мере защищены и имели комфорт души и тела, в этом суть общества, и это мы должно нас заботить, а уж как власть пользуется своим преимуществом это скорее к капитализму, социализм в основе это социальное государство, а социальное подразумевает равноправное, справедливое и т.д., без соблюдение интересов власти. без паразитов...