Волюнтаризм в науке - худшее, что может быть.

На модерации Отложенный

В последнее время, с завидным постоянством, в средствах массовой информации на глаза то и дело попадаются сенсационные материалы о планетах, на которых не только возможна жизнь в ее наиболее простых формах, но и высшие формы жизни, ни в чем не уступающим земным. Ученые не исключают даже возможность существования разума на этих планетах. Все эти догадки и предположения ученых из разряда "а почему бы и нет". Следуя их логике, если физические условия на других планетах близкие к земным, то отсюда следует вывод, что или на этих планетах жизнь была раньше, или она возможна в будущем. Логика, прямо скажем, железная, сравнивая с тем, если бы мы сказали, что по куску железа, найденного на свалке, можно предположить, что это деталь самолета в прошлом или в будущем. Не знаю кому как, но лично меня не покидает ощущение методологической и гносеологической "бессистемности" и непоследовательности астрофизиков. Как уже неоднократно пришлось констатировать, сказывается философская безграмотность представителей частных наук. Такое впечатление, что они до сих пор так и не поняли, с какой реальностью имеют дело: с физической или с таковой, которая ведет себя в зависимости от прихоти и пожеланий ученых. Есть, допустим, какие-то микроорганизмы на той или иной планете - значит, существует вероятность зарождения жизни на ней. Если необходимые условия для этого сами спонтанно не возникнут, мы, ученые, в случае чего поможем. Но позвольте, господа великие ученые, вы же сами везде, где надо и не надо, как заученную наизусть молитву повторяете, что вероятность зарождения жизни, с точки зрения эволюции, ничтожно мала? Или мы принимаем эволюционную теорию, утверждающую, что жизнь возникла случайно, что она, скорее, аномалия, чем необходимость. Ведь наличие в фундаменте материи конечной цели ее движения - возникновение жизни, живой материи - предполагает, что такая объективная действительность не имеет ничего общего со случайностью, эволюцией; что материя - это или некая разумная субстанция (пантеизм), или она управляется некой внешней нематериальной силой, то есть Богом, в теологической терминологии. Похоже на то, что ученые никак не могут определиться со своей мировоззренческой парадигмой, и пытаются искать истину наощупь, путем тыка. Сегодня современные физики, биологи, генетики верят во все: и в эволюцию, и в неземной разум, и в параллельные вселенные, в которых, возможно, обитают все ушедшие из жизни земляне. Иными словами, частные науки в обход философии и теологии создали свою "научную религию", в которой всего понемножку - материализма, эволюции, пантеизма.

В представлении ученых о мире объективная действительность - это набор взаимоисключающих друг друга инструментов, в целом, работающих как автоконструктор, хотя цели, как таковой, не имеющий. Признаться, это даже не "научная религия", а чистейший научный волюнтаризм. С недавних пор таким "золотым ключиком", способным с точки зрения ученых объяснить все тайны бытия - возникновения жизни и разума - стала квантовая механика, заменившая собой "часовых дел мастера" классическую механику. Забывая при этом, что квантовая механика - это всего лишь инструмент, а не Демиург. Роль Демиурга ученый берут на себя, "доделывая" вместо квантовой механики то, на что она сама не способна. Рисуя в своем воображении предполагаемые сценарии саморазвития материи, ученые противоречат не только здравому смыслу, но и сами себе. Они не понимают, что наука, субъект познания уже не является пассивным наблюдателем и статистом, в случае с квантовой механикой, а непосредственно сам включен в объект познания, и является его активным действующим фактором. Другими словами, современная наука сейчас уже не столько познает окружающий нас мир, сколько занимается самопознанием человека, изучением объективной действительности через субъективное. Все современные научные теории в своей концептуальной составляющей - это умозрительные построения, статусом объективности в которых обладают только "элементы знаний", в виде открытых элементарных частиц и их основных наблюдаемых закономерностей. Поэтому не стоит относиться серьезно к всевозможным космологическим и космогоническим научным концепциям, как к истине в последней инстанции: все они суть конструкции, порождения мышления ученого. Парадокс еще и в том, что большинство этих научных теорий, объясняющих якобы все в этом мире, в том числе и происхождение жизни путем случайных мутаций, могут успешно работать, подтверждаясь экспериментально и технически. Однако их доказательная ресурсная база весьма ограничена, условно говоря, она распространяется на очень близкий круг явлений материального мира. С каждым продвижением науки вперед, и с расширением области познания все эти универсальные научные теории подобно шагреневой кожи будут сужаться, пока совсем не исчезнут с научного обихода. Похоже, что в науке наступает то время, о котором говорил лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман: "Наступит время философов, которые все время стояли в стороне, делая глупые замечания. ... " С той лишь только разницей, что место философов займут сами ученые - физики, биологи, генетики, химики.