Они выбрали Родину как главную ценность. А что выбрал ты? Боец Иван Громак
На модерации
Отложенный
Летом 1943 года на пути к Смоленску особенно тяжелые бои развернулись за высоту 244,3 у деревни Потапово. В числе других частей здесь геройски сражалась комсомольская штурмовая бригада. В ее составе воевал молодой бронебойщик Иван Громак. Несмотря на свои 19 лет, это был уже опытный, обстрелянный воин. С четырнадцати лет паренек из украинского села Новоалексеевка Запорожской области служил юнгой на линкоре «Красный Кавказ». На рассвете 22 июня 1941 года увидел взрывы немецких бомб на севастопольском рейде. А через месяц вступил добровольцем в комсомольский инженерный полк, сменил бескозырку на пилотку. Юный сапер закладывал мины на передовой, возводил мосты на реках. С этой воинской частью, ставшей вскоре штурмовой бригадой, Иван Громак пройдет тяжелый путь первых лет войны, будет защищать кавказские перевалы, здесь испытает радость первых побед...
В 1943 году бригаду перебросят на Западный фронт, в район Смоленска. Душной августовской ночью прозвучал сигнал атаки. До первой траншеи оставалось метров полтораста, как вдруг слева застрочил вражеский пулемет, подкосив первую цепь наших атакующих бойцов. Иван Громак упал, прильнув к прицелу своего противотанкового ружья. Успел только заметить, как после его выстрела пулемет замолчал. Но в тот же момент яростно застрочил другой немецкий пулемет, справа. И снова Иван ударил бронебойным. Все ближе вражеские траншеи. Но тут откуда-то выполз вражеский танк. Лишь на минуту подставил он борт с черным крестом, и этого оказалось достаточно, чтобы бронебойщик поразил его с первого выстрела.
Наши бойцы ворвались во вражеские траншеи. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. К ногам Громака упала граната, Иван успел схватить её и бросить в гитлеровцев. Перед ним взорвалась еще одна граната. Осколками в щепки разбило противотанковое ружье. В тело бойца впились десятки раскаленных игл, но руки были целы. Перед нашим раненым бойцом появились двое фашистов. Еще секунда и погиб бы безоружный раненный советский солдат. Мгновения решали его судьбу. Иван схватил правой рукой лежавшую на бруствере саперную лопату и ударил ею по голове солдата. А левой выхватил из-за пояса финский нож и всадил его в сердце гитлеровскому офицеру. На боку у того висел полевой планшет. Иван снял с офицера планшет, заглянул в него и увидел какие-то фотографии, разглядеть их не успел: от потери крови потерял сознание.
Цитирую строки из наградного листа, подписанного командиром 3-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона майором Бахаревым: « Исключительную отвагу и беззаветную храбрость проявил 28.8.43. при штурме высоты 244,3. Ведя огонь из ПТР, подавил пулеметную точку противника. Подобрался на 100 м. к противотанковой пушке противника и вывел ее огнем ПТР из строя. Офицер фашистский бросил в него гранату.
Поймав ее на лету, бросил ее обратно, а также и свою гранату, уничтожив трех солдат противника.
Очнулся в медсанбате. Первым делом спросил: «Где документы? Где немецкая сумка с фотографиями?»
- Взяли в политотдел бригады, - сказала медсестра. Там были какие-то фотографии и карты...
Вот и все, что узнал тогда Иван Громак. Услышанному не придал особого значения: мало ли фотографий таскают немцы с собой? А вот карты могут быть ценными для командования. Так у нас появились фотографии и другие документальные свидетельства фашистского зверства.
После выздоровления Иван в родную бригаду не вернулся, стал танкистом, механиком-водителем танка Т-34. Командиром у него был штрафбатник лейтенант Подгорбунский, впоследствии ставший Героем Советского Союза, генералом. Вместе они воевали в Молдавии, Польше, Прибалтике... Участвовали в сотнях танковых атак. Последний раз горели оба в танке 2 мая 1945 года под Берлином. А 13 мая Ивану Громаку исполнилось 20 лет.
Не знал, что за бой под Смоленском был награжден орденом Красного Знамени, который получил только в 1948 году. Не знал и того, что вскоре после боев за деревню Потаповово во фронтовой газете появилось стихотворение поэта Александра Твардовского «Иван Громак», в котором он восславил подвиг рядового бойца (это стихотворение вошло во все поэтические сборники А. Твардовского). Но герой этого стихотворения прочитал о себе только после войны.
Спустя два месяца после памятного боя снимки из планшета немецкого офицера из Политуправления Западного фронта были доставлены в газету «Правда». О них узнала вся страна. Но имя бойца, добывшего эти фотографии, осталось неизвестным.
А Громак дошел с боями до Берлина, много раз горел в танке, получил две контузии и три тяжелых ранения. Дважды его хоронили заживо. Но выжил солдат. Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Воевал с японцами.
Он никогда не рассказывал о том, что в бою у деревни Потапово отомстил за Зою, уничтожив одного из ее палачей. Да он и сам не знал, что на фотографиях, которые он видел лишь одно мгновение, была Зоя Космодемьянская. Что это были за снимки, Иван Громак узнал только через 23 года после тех памятных событий. Об этом ему рассказали однополчане, когда собрались в Москве на встречу ветеранов комсомольской штурмовой бригады.
Фронтовик Громак отличался обостренным чувством справедливости и удивительной скромностью. Даже о том, что он был участником легендарного Парада Победы на Красной площади, родные и близкие узнали только в 1965 году, когда ему пришло официальное приглашение на празднование Дня Победы в столицу.
В 1999 году украинский президент Леонид Кучма наградил Ивана Громака орденом «За мужество». Однако бывший танкист, многажды горевший в боевой машине, деликатно отказался: «У меня уже есть медаль «За отвагу».
Комментарии
чтобы удовлетворить задавшего его потриота - надо броситься под танк.
а сам-то потриот бросится ?