Путин и народ: чаяния подданных не решит и государь-батюшка http://kolokolrussia.ru/kachestvo-jizni/putin-i-narod-chayaniya-poddannh-ne-reshit-i-gosudarbatushka#hcq=ydFhzmq

На модерации Отложенный

Анализ того, кто и о чём спрашивает президента в преддверии его большой пресс-конференции, поистине озадачивает: страна вопрошает или вопиет?

 

«Выдь на Волгу: чей стон раздаётся…»

. Эту строку великого русского поэта Некрасова можно отнести к вопросам жителей России президенту.

15 июня Владимир Путин напрямую будет общаться со страной.

Но уже сейчас видно, что команде его помощников придётся очень серьёзно потрудиться, ища правильные ответы на неудобные вопросы. Колл-центры по приёму обращений граждан докладывают, что их уже около миллиона, и число продолжает расти.

Все они по большей части делятся на три основные группы:

- деньги (задержки зарплат, их мизерная величина, не позволяющая нормально не то, что жить, но даже существовать, мизерные пенсии, всевозможные пособия и монетизированные льготы, которые ничего не дают, в реальности платность всего и везде, даже общественных туалетов, и так далее);

- ЖКХ («кинутые» дольщики, невыносимая кабала растущих выплат за некачественные услуги, разваливающиеся по всей стране дома и коммуникации, отсутствие жилищных перспектив у молодых малоимущих семей, высокие проценты по ипотеке и т. д.);

- массовое закрытие крупных и градообразующих предприятий, когда целые города и посёлки остаются без работы и каких-либо жизненных перспектив.

 

Но в отличие от московской реновации, ни Дума, ни президент, ни СМИ, об этом в тревожные барабаны не бьют.

Бьют люди.

Конечно, можно всем этим людям опять рассказать красивые истории, и мы знаем, что у президента добротные помощники, да и сам он мастер убедить кого угодно и в чём угодно. Но ведь от слов «халва» во рту слаще не станет.

А на носу выборы главы государства.

Что же делается для того, чтобы весь этот накопившийся негатив не выстрелил против власти? ***

Во-первых, к работе по снижению градуса «кипения разума возмущённого» начинают активно подключаться социологи.

Так, 7 июня ВЦИОМ придал гласности результаты своего исследования, проведённого 14-15 мая методом телефонного интервью, согласно которым выходит почти пародийно-идиллическая советская картина: «Нам хлеба не надо, работу давай! Нам солнца не надо, нам партия светит!».

«Среди различных сторон жизни для россиян наиболее значимыми остаются здоровье (99%), отношения в семье (98%) и безопасность (96 %)», – констатируют специалисты ВЦИОМ.

Никаких тебе высоких идей и устремлений.

Никакой политики.

И даже денег не надо!

«Также менее значимо, чем в предыдущие годы, стало материальное благосостояние семьи (90 против 95-97%)».

А уж карьерный рост и вовсе «занял последнее место в сложившейся иерархии», – отмечает ВЦИОМ.

 

 

Но как же тогда это коррелируется с вопросами к президенту, в которых люди буквально вопиют о том, что задыхаются от безденежья и нищеты?

 

Не у тех выходит, спрашивали, не там искали истину.

Может, звонили труженикам Госдумы или 150-метровой башни «Газпрома» в Москве?

Тогда да.

Там у всех, включая парикмахеров, трубочистов и ассенизаторов, будут именно такие ответы.

Но их ведь теперь будут транслировать и упоминать говоруны от политики с самых разных трибун, выдавая за общероссийские.

Мол, всё же хорошо.

О здоровье вашем мы заботимся (например, запрещаем курить в общественных местах, изгоняем «боярышник», кое-где строим и пышно открываем медцентры с импортным оборудованием).

Над отношениями в семье тоже постоянно работаем.

Одна госпожа Мизулина как её защитник чего стоит.

Ну и о безопасности, конечно, не забываем.

9 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект о перераспределении дополнительных доходов бюджета в 1,2 триллиона рублей за 2017 год.

Из него следует, что главными бенефициарами этого увеличения будут силовики.

Эта группа граждан в целом может получить более 100 млрд рублей.

 

Ещё на 129 миллиардов увеличивается так называемая секретная часть бюджета, которая навряд ли пойдёт на детсады или сельские библиотеки.

Так что и о безопасности власть печётся.

Чего ещё надо?

 

Во-вторых, убедить скептически настроенных граждан, что «у целом» всё хорошо и мы на правильном пути.

 

«Одной из самых пугающих загадок свалившейся на Россию в последние месяцы реформы статистики, заставившей правительство сочувственно отнестись к стремлению Минэкономиразвития установить противоестественный контроль за Росстатом (существовавший, как и многие другие извращения, лишь в президентство Медведева), стал резкий, пугающий и устойчивый рост перевозок», – пишет в своём микроблоге известный экономист Михаил Делягин.

 

И продолжает: «На фоне экономического и инвестиционного спада и даже официально незначительного роста промышленного производства (сменившегося в феврале 2017 года спадом) грузооборот транспорта растет невероятными, стремительными темпами: 6,1% в январе-феврале 2017 года.

 

При этом в феврале, когда промышленный спад возобновился, а рост сельхозпроизводства снизился до символического минимума, грузооборот всё равно вырос на 3,8%».

«Что возят все эти люди?» – задаётся вопросом Михаил Геннадиевич.

Но это такая же большая загадка, как и расхождение между тематическими приоритетами основной массы вопросов президенту и выборкой опроса ВЦИОМ.

Глядя на всё происходящее, одолевает природное любопытство спросить: если материальное положение становится всё менее значимым, зачем тогда рыночную контрреволюцию делали?

 

Ведь её главным лозунгом было – сделаем всех состоятельными, и будем жить, как на Западе.

 

Но этот лозунг в полной мере осуществился только, по разным подсчётам, для 3-5% населения.

 

Выходит, в их и только в их интересах делалось и делается всё, что мы имеем «счастье» слышать и лицезреть.

 

Исходя из этого есть ощущение того, что «удовлетворение» материальным положением, как и экономическую статистику роста ВВП, подтягивают под имеющееся и будущее, скажем мягко, не самое лучшее положение.

Тех же, кто будет не согласен с «объективными данными», в лучшем случае выведут в разряд «деструктивных элементов», а то и подальше.

Не зря ведь на силовиков отпускаются такие ассигнования, больше, чем на сельское хозяйство, промышленность и медицину вместе взятые.

Но правду не задушишь, не убьёшь.

Поэтому, как бы она ни была неприятна, ей надо смотреть в глаза, чтобы постараться снять проблемы, а не продолжать искать остроумные ответы на неудобные вопросы. ***

А правда в некоторых деталях и цифрах такова.

«По данным Росстата, инфляция в мае составила 0,4% (как и в мае прошлого года), а за первые пять месяцев – 1,7% (против 2,9% в январе-мае 2016).

Однако стоимость «минимального набора продуктов питания» – так называемой «инфляции для бедных» – выросла существенно сильнее: соответственно, на 4,2 и 9,4%.

Таким образом, рост цен для наименее обеспеченных слоёв граждан (а 10% населения России является нищими, имея, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума, и 70% бедны, так как, по данным социологов, испытывают нехватку денег для покупки простых товаров длительного пользования), превысил официальную инфляцию с начала года в 5,5 раза, а в мае – и вовсе в 10,5 раз!» – пишет Михаил Делягин.

 

Но правда эта тонет в играх статистиков и остроумных ответах руководителей государства.

«У целом» ничего.

«Денег нет, но вы держитесь».

Государство вас в беде не бросит, поможет.

Как?

Адресной продовольственной помощью, например.

Сумма выплат по этой программе может составить аж около 10 тысяч рублей на одного человека в год (!), сообщил 6 июня министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

«Предварительные расчёты – примерно около 10 тысяч рублей в год на человека.

 

Принцип работы программы в том, что будет помесячное начисление с использованием средств только в течение месяца.

Если человек не использовал эти средства, то они сгорают, и начисляется новая сумма», – сказал он.

Над такой суммой, в «ону ысячу ублей», несколько лет назад шутили ещё острословы из «Нашей Раши».

Теперь «сказка станет былью».

По-видимому, скоро – исходя из такой суммы помощи – придётся для малоимущих устанавливать и особые нормы отпуска продуктов: хлеб по кусочкам, крупу и другие сыпучие товары – в ладошки или кулёчки из тетрадных листков, и так далее.

Чтобы больше растянуть и на дольше хватило.

И это было бы ещё как-то понятно, если бы государство действительно изыскивало последние резервы, стремилось помочь из последних сил и средств, действуя рачительно и эффективно.

Но, к великому сожалению, это не так.

 

 

За последние шесть лет государство направило в институты развития 5 триллионов рублей денег налогоплательщиков, однако эффективность расходования этих средств вызывает сомнения.

 

Цепочка, по которой проходят деньги, позволяет им фактически растворяться без следа, заявила в интервью агентству ТАСС глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

По её словам, созданы многочисленные структуры, движение государственных денег в которых, проследить сложно.

Этот ладно скроенный фармазонский околохозяйственный термитник, добросовестно «осваивает» то, чего не хватает всей остальной массе трудящегося населения. Ведь схема почти безупречна.

Госкорпорации типа чубайсовского «Роснано», РЖД, откуда не так давно ушел, не желая светить свои доходы, господин Якунин, и многие другие за время своего существования обросли массой «дочек», «внучек», в том числе за рубежом, в лабиринтах которых таинственным образом растворяются миллиарды и триллионы «так нужных стране инвестпрограмм» и прочих ассигнований.

 

К этому следует добавить, что госструктуры и частный бизнес так запутано и тесно срослись во всех смыслах (в том числе юридически, включая доверительно-долевое участие, друг в друге), что деньги «бегают» и «моются» в термитнике абсолютно безбоязненно. Государственная «шерсть» в нём не то что уже перепутана, а в буквальном смысле срослась с «шерстью» «товарища Саахова».

 

Ясное дело, что всем остальным её не хватает и приходится цедить по тысячи рублей на человека в месяц.

 

Хотя на эти в буквальном смысле позорные деньги, можно более-менее полноценно 3-4 раза сходить в магазин в относительно дешёвом регионе. ***

 

Но это не всё.

Социологи ВЦИОМ пишут, что карьерный рост и вообще «рабочие моменты» стали наименее важным элементом в жизни россиян.

А вот интернет пестрит «выпуском пара», который можно объединить под общим заголовком: «мне нестерпимо скучно на работе».

 

 

Главнейшее из нынешних искусств – продать, не заводит и не будоражит.

 

Со временем становится всё более бессмысленным на фоне уходящей, как песок сквозь пальцы, жизни.

Нет ни больших смыслов, ни интересных задач, ни бюджетов под них.

 

Молодёжь смотрит советский фильм «Укрощение огня» (для тех, кто не видел, о создании ракет, снятый в 1972 году по мотивам биографии С. П. Королёва), и спрашивает после его окончания: «Это что, правда? В СССР действительно всё это было, и было так?

 

Но ведь нам сегодня везде и всюду говорят, что это был «отстой и совок».

 

Туалетной бумаги вдоволь купить было невозможно.

 

Какие ракеты, луноходы?».

Зато теперь им скучно пробежать «длинный коридор» никому не нужного, дорогого, но пустозвонного высшего образования, и пойти засесть в одни из бесчисленных бизнес-центров, торговать китайскими трусами.

 

Или покрышками, или собачьим кормом – да без разницы.

Менеджер по продажам и по работе с клиентами – самый востребованный ныне сотрудник российской, так сказать, индустрии.

То, что молодёжь от всего этого скучает, и её в глубине нутра тошнит, на самом деле хороший знак.

 

Это говорит о том, что мы в молодом своём русском начале переросли торгово-закупочный и посреднический этап существования (чуть не сказал развития) страны, но пресловутые «бизнес и власть» этого как будто не замечают.

 

Всех всё «у целом» устраивает.

 

Народу нужен «прыжок вверх».

 

Причём во всех смыслах и значениях.

Нужен переход на другой уровень решения всех задач.

 

На другой уровень общественного договора, на другой уровень распределения природной ренты и прибыли, другой уровень приложения усилий российского гражданина и другой уровень оценки его труда.

 

Другой уровень взаимоотношения и взаимодействия власти и бизнеса, а также этих двоих с народом.

 

Проблема стареет и костенеет.

Не будет никакого роста производительности труда.

Не будет никакой осознанной лояльности и самоотдачи работника ни по отношению к хозяину, ни по отношению к государству.

 

Даже в святая святых, «золотоносном» для страны и «жирном» для его сотрудников «Газпроме», производительность труда за последние годы не выросла, а упала.

Так отчёт газового монополиста сообщает, что в 2016 году производительность труда составила 157 184 рубля на человека, в то время как соответствующий показатель за 2003 года был равен 162 797 тыс. руб./чел.

 

Совершенно потрясающую картину в буквальном смысле разгрома страны приводит в своём докладе под названием «Стратегия для России: «Экономика здравого смысла» авторский коллектив Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики (АНО ЭАЦ «Модернизация»).

 

По данным экспертов, всего в России за годы реформ прекратили существование более 80 тысяч заводов, фабрик и сельхозпредприятий.

 

И далее читаем: «Растёт задолженность предприятий и организаций РФ (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений).

Суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций с 2000 по 2017 год выросла с 3,6 трлн руб. до 92,0 трлн руб., т.е. в 25,5 раз, и составила 10,5 тыс. долларов на душу населения.

 

При этом 54% составляет задолженность по полученным кредитам банков и займам.

К этому следует добавить, что, по оценкам экспертов, сумма вывезенных капиталов из РФ с 1991г. по 2016г. составила более 1,5 трлн долларов, причём за период с 1991 по 1999 гг. – около 500 млрд долларов, а с 2000 по 2017 гг. – около 1 трлн долларов.

 

Официальных данных по вывозу капитала Росстат не даёт.

Высокая задолженность предопределила ускоренный рост убыточных предприятий, доля которых повысилась с 14% в 1990 году до 26% в 2016 году, в том числе с 7,7 до 29,0% – в промышленности;

с 14,7 до 17,2% – в сельском хозяйстве;

с 7,6 до 24,1% – в строительстве,

и с 20,7 до 32,6% – на транспорте и связи.

 

По сравнению с 1990 годом катастрофически сократились объёмы производства большинства товаров, в том числе на 94,8% (то есть до 5,2%) –

производство металлорежущих станков, соответственно,

тракторов – до 3%;

экскаваторов – 6,3%;

бульдозеров – 3,5%; зе

рноуборочных комбайнов – 9,8%;

кузнечно-прессовых машин – 8,9%;

грузовых машин – 20%;

троллейбусов – 8,1%;

мотоциклов – 1,7%;

шерстяных тканей – 2,3%;

хлопчатобумажных тканей – 20,1%;

производство льняных тканей – 5,8%;

кожаной обуви – 10,2%;

трикотажных изделий – до 13,8%.

 

Подобного падения производства наша страна не знала даже в самые страшные годы гражданской и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

 

А вот такую таблицу они приводят по основным социальным объектам.

 

 

Численность школ, больниц, поликлиник, детских садов 1991-2015 гг.

 

1991г. - 69.700;

2000г. - 68.100;

2015г.- 44.100;

Больницы -

1991г. - 12.800;

2000г. - 10.700;

2015г. - 5.900;

Поликлиники -

1991г. - 21.500;

2000г. - 21.300;

2015г.  - 16.500;

Детские сады -

1991г. - 88.000;

2000г. 51.000;

2015г. - 43.000;

 

Ко всему этому трудно что-либо добавить.

 

Не структурные реформы нам нужны, не новые приватизации по Кудрину-Грефу, не «налоговые манёвры» по Набиуллиной-Силуанову, не «инновации» по Чубайсу и не «эффективный» кабинет по Медведеву, а совершенно другая политика, проводимая совершенно другими людьми!

 

Если чистка рядов и смена курса не будет произведена сверху, то назреет ситуация, в результате которой её проведут снизу.

 

Опыт и 1917-ого и 1991-ого есть.

 

Но на всех государственных и окологосударственных каналах телевидения и радио обсуждается всё что угодно: украинский безвиз, французский Макрон, предстоящий кубок конфедераций по футболу, холодное лето – только не основополагающие вопросы жизни простых людей.

 

Почему разрыв между бедными и богатыми в стране по сравнению с «проклятыми девяностыми» не уменьшился, а вырос в разы?

 

Как и состояние «накипи» из олигархов.

 

Почему при этом основная масса населения не стала тоже богаче и успешнее, а, по сути, все 25 лет пребывает в той же бедности и нищете?

 

Почему вместо обсуждения действительно важнейших, жизнеопределяющих для народа вопросов, эфиры забиты тупой и скучной ерундой «для идиотиков»?

 

Чтобы не раскачивать лодку и не давать повода врагам?

 

Но лучших поводов, чем есть сегодня, придумать трудно.

 

Ведь враги умело спекулируют именно на том, что наверху бояться раскачивать и двигать с мёртвой точки.

А это опасно вдвойне, поскольку, как говорили в старину, «и внизу жидко, и сверху мокро».

 

 

И проблемы нерешенные растут, подтачивая силы снизу, и внешний враг по ним умело бьёт сверху, благо есть по чему бить.

 

Вот о чём надо говорить Путину и обещать решить эти проблемы.

 

 

 

Но есть большие основания подозревать, что 15 июня страна вновь услышит много остроумного, яркого, кто-то получит какие-то точечные взбучки и подарки, но «пыльный ковёр», под который заметается весь портящий жизнь стране мусор, так и не будет, ни поднят, ни выбит.

 

 

Вадим Бондарь