Выступление нового россиянского министра свелось к нелепым жизнерадостным лозунгам

На модерации Отложенный

Намедни в госдуме провели “правительственный час”, в рамках которого новый министр экономразвития Орешкин поведал собравшимся об очередных мнимых успехах россиянской экономики. При этом выяснилось, что Орешкин знает об отечественной экономике нечто такое, о чем экономисты и не подозревают. Он поведал публике, что в РФ, оказывается, началась “новая фаза роста” и “восстановление продолжится широким фронтом”. А один из верных признаков этих позитивных процессов – прирост энергопотребления и объема грузоперевозок, который будто бы соответствует показателям 2010–2011 годов, когда экономика росла более чем на 3% в год.

Правда, в итоге Орешкин все-таки проговорился, что, помимо прочих, в РФ имеются и совсем неразрешимые проблемы, в частности, демографический кризис: “Провал рождаемости 90-х годов приведет к снижению трудоспособного населения в среднем на 600 тысяч человек в год на протяжении следующих шести лет. Сейчас численность 18-летних у нас достигла минимума с первой половины 20 века”. И, как следует из его выступления, никакой стратегии дальнейшего развития у властей РФ нет. Что и не удивительно.

Собственно выступление Орешкина, как это обычно и бывает, свелось в итоге к нелепым, но жизнерадостным лозунгам. Он перечислил основные задачи своего ведомства: активизация инвестиций в технологическое обновление и новую инфраструктуру, бережное отношение к людям и максимальное развитие талантов и способностей каждого гражданина, цифровизация. В общем, задач много, и все они невыполнимые.

Отдельное внимание докладчик уделил эффективности бюджетных трат. Оказывается, уменьшить их позволит ограничение количества целей в госпрограммах, а сами проекты нужно ранжировать по их эффективности. Другими словами, доказать необходимость реализации тех или иных программ станет только сложнее: “кремлевские” намерены экономить буквально на всем. В настоящее время, по словам Орешкина, имеется пять пилотных госпрограмм: транспорт, жилище, здравоохранение, сельское хозяйство, образование. Очевидно, что ряд программ просто свернут как якобы неэффективные.

Абсолютно невыясненной осталась и ситуация с индексацией пенсий: на вопросы по этому поводу Орешкин ответить не смог, невразумительно промямлив нечто в том духе, что “планов совсем их не индексировать нет”. Планов индексировать их, надо понимать, тоже никто не строит.

Все его рассуждения о призрачном росте экономики не выдерживают никакой критики. Ставя себе в заслугу низкий уровень инфляции, власти упорно умалчивают о том, что низкая инфляция достигается за счет значительного снижения рентабельности бизнеса - он вынужден работать с нулевой прибылью, а то и в убыток. Высокие банковские проценты также тормозят всякое возможное экономическое развитие. Еще один ключевой экономический показатель – производительность труда в РФ и вовсе откровенно отстает от большинства развитых стран. Повышение производительности возможно лишь при применении современных технологий и оборудования. Но при нынешнем уровне рентабельности, ставках и сроках банковского кредита любые проекты сколько-нибудь серьезного технологического и производственного перевооружения исключены. Многие технологии и оборудование попросту недоступны и из-за западных санкций. Помимо современного оборудования требуется масштабная переподготовка персонала. Но прежнюю систему профтехобразования в путинской РФ загубили, а новая – кто бы мог подумать – сама собой не появилась.

Впрочем, о том, что реально происходит в экономике РФ, наиболее доходчиво может рассказать очередное перекраивание россиянского бюджета. “Кремлевские” уже презентовали новую реконструкцию федерального бюджета на 2017 год, при которой покрытие значительного объема дефицита федерального бюджета - 1 923,8 миллиардов рублей будет обеспечиваться крупномасштабными внутренними заимствованиями - 1 878,7 млрд рублей, полным исчерпанием средств Резервного фонда - 1 060,8 млрд рублей, и ощутимым использованием средств Фонда национального благосостояния - 663,5 млрд рублей. То есть денег в бюджете по-прежнему нет, и “кремлевские” просто опустошают копилку в надежде на более высокие цены на нефть. И все это, что бы там ни рассказывал с трибуны министр Орешкин, никоим образом не похоже на успехи в экономическом развитии.