Совместимы ли мудрость и антисемитизм?

На модерации Отложенный Лев Мадорский


Я полагаю, что нет. Мудрость, как и гений, со злодейством, а, значит, и с антисемитизмом, который есть злодейство, не совместимы. Постараюсь это, если не доказать, то хотя бы объяснить, что имею в виду…

Прав был Пушкин, когда писал, что гений и злодейство несовместимы. Видимо, поэт имел в виду, что человек, который создаёт и которому с небес был послан великий дар, не может одновременно разрушать и творить зло. Мне могут возразить: «А как же Рихард Вагнер, Рихард Штраус, некоторые другие гениальные личности совмещавшие в себе дар творца и грех юдофобии?». Я не психиатр, но могу предположить, что это были психически нездоровые люди и речь у них идёт о психическом заболевании, связанном с раздвоением личности.

Впрочем, несовместимость гения и злодейства — другая история. Когда говорю о несовместимости мудрости и злодейства, мудрости и антисемитизма, то главным действующим лицом становится не только творческий дар и даже не только ум, но и, как ни странно… инстинкт самосохранения, или инстинкт выживания. Главный человеческий инстинкт. Логическая цепочка выстраивается несложная и однозначная. Для выживания, а, точнее, для того, чтобы прожить дольше, лучше, достойнее, человек должен, выражаясь сократовским языком, познать себя. Должен понять свои положительные и отрицательные качества. Следующее звено — осознание того, что отрицательные качества разрушительны для их носителя и стремление от них избавиться.

Моцарт и Пушкин

Ну, а причём здесь мудрость? Очень даже причём. Понять деструктивность отрицательных качеств, а, значит, и антисемитизма, и избавиться от них способен только умный человек или, назовём со значительной долей условности, мудрец. Чтобы в этом убедиться, попробуем проанализировать два отрицательных качества, непосредственно связанных с юдофобией.

Зависть

Это одна из самых негативно-разрушительных эмоций, если не иметь в виду, конечно, так называемую, «белую» зависть, когда вы радуетесь чужим успехам. В определённом смысле, «чёрная» зависть — психическая болезнь. Если, скажем, сосед выиграл по лотерее крупную сумму и это мучает, не даёт спать по ночам, то здесь нет сомнений — вы больны. Именно элементарная зависть — одна из причин антисемитизма. Вспомним знаменитое высказывание У. Черчиля: «У нас нет антисемитизма потому, что мы не считаем евреев умнее себя».

Мудрец не завистлив. Он понимает, что у каждого свой путь, свои возможности, своя удача. Он доволен тем, что имеетМудрец способен оглянуться по сторонам и увидеть, что евреи — обычный народ, у которого, как у каждого народа, есть как негодяи, так и хорошие люди. Для него становится очевидным, что если в результате исторических, генетических или, возможно, каких-то других факторов, количество потомков Авраама, достигших больших успехов в науке и культуре, несколько больше, чем у других народов, то это совсем не повод для зависти.

Ненависть

Одна негативная эмоция порождает другую. Спиноза определял зависть как «ненависть» и, наверно, был прав, так как ненависть и зависть — родные сёстры.

Зависть порождает чуство ненависти к человеку, который обладает тем, чего у тебя нет. Зависть к успехам евреев порождает ненависть к ним. Причём, речь не идёт об одноразовом выбросе, который может случиться в критических обстоятельствах с любым, даже самым нормальным человеком. И речь, конечно, не о ненависти к одному конкретному еврею. Речь об абсолютно патологическом состоянии, когда ненависть ко всем без исключения евреям поглощает человека целиком, не даёт спокойно жить, толкает на страшные поступки, вплоть до убийства объекта ненависти.

Продолжая тему, можно утверждать, что поступки и слова некоторых юдофобов, клинический пример такой патологии. Почитайте российские антисемитские сайты (не хочу называть, чтобы не рекламировать) и сами убедитесь в этом.

Демонстрация

В объекте ненависти всё, буквально, всё вызывает раздражение. Почему-то запомнилось как когда мне было лет 7-8, я медленно шёл по улице со старенькой, больной бабушкой. Какой-то человек обогнал нас,обернулся и сказал с ненавистью в голосе: «Так медленно идут. Сразу видно, евреи». Если бы мы шли быстро, то, уверен, что реакция была бы такая же. Или вспоминаю соседа по коммуналке, алкаша и антисемита. На его счету было много «подвигов». Сосед часто стучал к нам ночью в дверь и кричал «Убью, жиды!». Однажды встретил меня, пятилетнего ребёнка, под лестницей и чуть не задушил шарфом. Потом я долго заикался. Гонялся по улице с топором за моим отцом. Мы три раза сажали соседа в тюрьму, но он ничего не мог с собой поделать. Тогда я был ребёнком, но теперь понимаю: алкашу, если выражаться в контексте статьи, не хватило мудрости, чтобы справиться со своей тяжёлой, вызывающей страдания зависимостью — юдофобией.

Послесловие

Но вернёмся к нашему мудрецу. Подчас, отказываясь от антисемитизма, умный человек исходит даже не из чувства справедливости, не из религиозно-нравственных соображений, а из соображений самых что ни на есть прагматических: он, повторяю, старается избавиться от негативных эмоций, не дающих ему спокойно жить.

Иногда это происходит даже в том случае, когда он с детства воспитывался в ненависти к евреям. Таких примеров немного, но они есть. Например, гражданин Англии Касим Хафиз. С детства его приучали ненавидеть евреев. В их доме на стене висел портрет Гитлера, а отец сожалел, что тот не уничтожил всех евреев. И всё же Касим был умный человек и прозрение наступило. Касим понял, что всё, что внушали ему с детства, ложь и бессмыслица, отказался от антисмитизма и, несмотря на угрозы радикальных исламистов, стал открыто высказывать свои взгляды.

Касим Хафиз

Легко ли избавиться от наркотической зависимости. Не пробовал, но думаю, что нелегко. Также нелегко избавиться от зависимости антисемитской. Но мудрецу это по силам. Поэтому я и делаю вывод, вынесенный в заголовок — мудрость и антисемитизм несовместимы…