ФИНАНСЫ И КРЕДИТ РПЦ

На модерации Отложенный



Многие думают, что церковники в СССР были тише воды, ниже травы, однако в действительности они мало чем отличались от нынешних представителей церкви. Единственная разница – их было меньше, поскольку, во-первых, государство не субсидировало, а во-вторых, доходных мест было мало. Хорошо «зарабатывали» только попы, которые служили в храмах крупных городов. Ведь даже если 0,5% населения будут регулярно покупать свечки, иконки, церковную литературу и проч., то это уже приличный доход.


Как известно, во время войны государство, начало выделять средства РПЦ, в частности поддерживать работу церквей. И что же в итоге? Записка председателя Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Г. Карпова к Сталину (1949 г.):


«Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных советов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно расходуют церковные средства, употребляют их на свои личные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десятках и даже сотнях тысяч рублей... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в решении этих новых для них вопросов, не имея ясных указаний... Известная часть духовенства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духовенства — пьянство, многоженство, растраты церковных денег...»


Как видно, эти деятели особо не боялись репрессий, да и уголовного преследования вообще. Они брали деньги на одно, а тратили на другое. Но им за это ничего не было. Просто со временем (как раз в конце 40-х – начале 50-х годов) им перестали выделять средства.


И тут начался конфликт. В первую очередь между попами и т. н. старостами, которые отвечали за казну. Т. е. давали попам не столько, сколько те хотели, а столько, сколько официально у них зарплата. Ведь нужно было платить и попам, и певчим, и на ремонт и проч. Очевидно, что попам это очень не нравилось, и это спровоцировало серьезный конфликт. Об этом, в частности, свидетельствуют комментарии к циркулярам Совета по делам РПЦ при Совмине СССР за 31 января 1954 г.

 

«Из циркуляра патриарха видно, что он целиком становится на сторону духовенства, обвиняя других в расхищении церковных средств, принявшем довольно широкие размеры, в котором, как известно Совету и Уполномоченным, духовенство принимает участие не менее, а более, чем старосты и другие лица, близко стоящие к «церковному ящику»

Ясно, что не только «духовенство» хочет есть, так что после отмены любой поддержки со стороны государства начались взаимные обвинения.

Это было естественно, и таким образом на самом деле рушилась церковная организация, закрывались многие храмы, т. к. не было денег на содержание попов, ремонт и проч.


В комментариях далее отмечается:


«Совет еще раз напоминает, что в конфликты, происходящие между духовенством и группами верующих на почве борьбы за обладание «денежным ящиком», Вам вмешиваться не следует, исходя из того, что чем сильнее будет борьба в религиозных общинах на этой почве, тем слабее станут религиозные общины, раздираемые внутренней борьбой»


В сущности, это был дельный совет, поскольку в действительности это работало. У попов не было возможности полностью разграбить церковную казну, но они пытались это сделать. Естественно, что многие искренние верующие, которые часто были старостами, не могли этого понять. Сложно объяснить, для чего «батюшке» нужно разграблять церковную казну. Ведь если он ее разграбит, то все остальные работники церкви останутся без зарплаты. Но это совершенно нормальное явление.


И что же было в итоге? Никаких гонений не потребовалось. Церковь разрушалась естественным образом. Конфликты заставляли церковников устраивать провокации в общине, они боролись за самые прибыльные места. Ну а точку поставили 3 статьи в законодательстве, которые появились в конце 50-х годов. Статьи обязывали церковников платить налоги, какие платили все остальные. А также им запретили спекулировать свечками так же нагло, как это было раньше.


В общем, после этого закрылось сразу несколько епархий (к примеру, Челябинская, Ульяновская и др.). Сотни попов очень быстро вышли из церкви и уже никогда себя не связывали с ней, понимая, что больше заработать на этом не смогут. Они даже не задумывались над тем, что могли бы работать как обычные люди, и по выходным «служить», как это делали многие «сектанты». Примечательно, что только эти меры сократили количество церквей и попов в большей мере, чем установление советской власти, гражданская война и репрессии 30-х годов. В 1987 году в СССР оставалось только 6893 действующих храмов (в 1917 году их было почти 80 тысяч).


Источник