"Тагиллаг" - память не убитая.

На модерации Отложенный

"Мне нынче видится иною Картина горестных потерь: Здесь были люди С той виною, Что стала правдою теперь".
А. ЖИГУЛИН.

Один из крупнейших сталинских концлагерей на территории Урала -   Тагиллаг НКВД —  с ужасающими условиями труда и быта заключенных, страшные штрафные лагеря на Винновке и в Серебрянке, многочисленные массовые захоронения, тысячи никому не известных жертв голода, болезней, издевательства и физического насилия.

Тагиллаг был создан в 1941 г.  (Главпромстрой НКВД).

Здесь, за колючей проволокой, на костях узников строились металлургические заводы, возводились домны, мартеновские печи и коксовые батареи.

Тагиллаг - лагеря смерти.

 

Тагиллаг - лагеря смерти.

За 1942-1943 годы через лагеря Тагиллага прошли 85547 узников, убыли же — 59822. На начало 1944 г. на учете состояли 25752 заключенных.
Из-за полного отсутствия жилищного фонда для лагерного строительства привели к тому, что часть заключенных оставалась по несколько дней в вагонах на станции Рудная без питания, медицинской помощи, дров. В сорокаградусные февральские морозы, под открытым небом, на пустых площадках. Условия жизни и работы узников Тагильского ГУЛАГа были экстремальными. Жили в сырых, неотапливаемых бараках, где на одного человека приходилось менее одного квадратного метра. Спали в рабочей одежде на голых нарах, не умывались. Не было теплой одежды, рукавиц, нижнего белья. Более 70 % заключенных спали на голых нарах).

На стройке преобладал тяжелый ручной труд. Наиболее трудоемкие земляные работы были механизированы только на 29%, укладка бетона — на 50%. Экскаваторов и других механизмов не было. К этому следует добавить 11-часовой рабочий день, сверхскудный рацион питания, и без того урезанный с началом войны.

В лагерях свирепствовал сыпной тиф, люди умирали от авитаминоза, цинги, дизентерии, замерзали от жуткого холода в землянках и бараках. Из-за нехватки медикаментов, недостатка больниц и лазаретов, врачей и среднего медицинского персонала узники порой были лишены самой элементарной медицинской помощи. Несмотря на это, лагерное руководство не предпринимало никаких конкретных мер по улучшению быта и санитарного обслуживания. Убыль рабочей силы в связи с огромной смертностью компенсировалась поступлением новых этапов.

Только в 1943 г. в лагерях Тагиллага погибло 7090 человек, или 21 % от общего числа заключенных. Из них подавляющая часть (5257 человек) умерли из-за дистрофии и пеллагры. Похоронные команды не успевали рыть могилы и делать гробы. Только из одного 8-го лаграйона, по свидетельству очевидца В.Н. Силко, каждую пятницу зимой-весной 1942 г. вывозилось до трех машин, наполненных доверху трупами. Аналогичная картина наблюдалась и в остальных лагерях. 
Сверхскудные нормы питания, положенные для "забалансового контингента" (больных, инвалидов), и отсутствие какой-либо медицинской помощи обрекали попавших сюда на верную смерть.

Одним из самых страшных подразделений Тагиллага стал 13-й отдельный штрафной участок, созданный в 1943 г. в 17 км отд. Балакино на лесной даче Винновка и предназначенный для изоляции узников, нарушивших лагерный режим, не угодных лагерной комендатуре, отказников, совершивших побеги. Штрафники работали на лесоповале. Им назначались наибольшие нормы выработки и наименьшие нормы питания: не больше 300 г черного хлеба и миска жидкой баланды в сутки.

Репутацию одного из самых жутких лагерей Тагиллага Винновка приобрела при начальнике отдельного штрафного участка (ОШУ) Вольфе, который отличался бессудными расправами над узниками. Произвол Вольфа и его помощников привел к массовой гибели заключенных. Тела умерших сбрасывали в старые медные шахты, принадлежавшие в годы нэпа американскому концессионеру Тису. Глубина этих шахт, по разным данным, колеблется от 17 до 50 м.
На протяжении всей своей истории Тагиллаг, как и вся гулаговская империя, жил по своим законам, принимая все новые категории заключенных. Осенью 1941 г. из немцев военнослужащих Красной Армии, отозванных с фронта на Урал, был сформирован строительный батальон для работы на УВЗ. В феврале 1942 г., в Тагил прибыли трудмобилизованные советские немцы, распределенные в спецотряды № 18-74 и 18-75. Весной к ним добавилось еще несколько десятков немцев — офицеров Красной Армии. Привозили советских немцев в Тагил и в 1943 г.
Свою лепту в строительство НТМЗ внесли и представители среднеазиатских республик. Только по решению ГКО от 19 апреля 1943 г. предполагалось направить на Тагилстрой 12 000 военнобязанных из Средней Азии и 5000 спецпоселенцев польской национальности, работающих на правах вольнонаемных. Прибыло около 14000 человек.

Летом 1943 г. в Тагиле был организован спецлагерь №153  для военнопленных, а в начале 1944 г.- спецлагерь № 245 для военнопленных и интернированных. В этих лагерях содержалось 10950 человек, значительное число которых составляли депортированные жители Прибалтики.
За все время существования Тагиллага в нем сменились три начальника: Я.Д. Рапопорт (1942-1943 гг.), М.М. Царевский (1943-1946 гг.) и Э.Е. Шварц (1946- 1953 гг.). 
Труд заключенных не стоил государству почти ничего, а приносил чистую прибыль. По подсчетам, в апреле 1942 г. один день труда заключенного приносил 13,7 рублей чистого дохода. В лагере находилось тогда 30 090 человек. Рабочих дней в году насчитывалось 300. 

Тагиллаг - лагеря смерти.

Равнодушие нынешней власти к своим согражданам, ставших жертвами массового государственного геноцида, осуществляемым сталинскими палачами, проявляется и после их смерти. Достаточно обратить внимание на кладбища Тагиллага.  В настоящее время вся его территория завалена пятиметровым отвалом ВЖР .   

Слова А.С. Пушкина об уважении к праху предков, как во времена коммунистического режима, так и в нынешние времена, по прежнему звучат немым анахронизмом.