Библейская археология. Разоблачение мифов. Часть 2.

На модерации Отложенный

Директор ассоциации библейских исследований Брайнт Вуд и ряд его единомышленников убеждены в реальности описаний Исхода и войн Иисуса Навина. Поскольку и те, и другие исследователи основываются, главным образом, на датировке израильских поселений, расскажем о них подробнее. Города израильтян в Египте В Книге Исхода упомянуты Пифом, Рамсес (Рамесси) и Он, основанные израильтянами. Первый из них назван складским городом. Местоположение его долго вызывало споры. Эдуард Навилль, проводивший в 1885 году раскопки на городище эль-Маскутах, обнаружил там надписи, называвшие это место "пер-итм", что созвучно Пифому. С древнеегипетского "пер-итм" переводится как "дом Атума" - бога солнца. Поскольку в других источниках раскопанное поселение именуется Ткут или Саккот, Навилль предположил, что это было религиозное имя города, в то время как Ткут - гражданское. Основываясь не том же созвучии, Д. Апхилл высказал предположение, что Пифом - это Гелиополь, где существовал храм Атума. Знаменитый египтолог А. Гардинер, однако, обоснованно возразил, что в этом городе почитался Ра-Хорахти, а не Атум.

Точку в споре поставил Дональд Редфорд, заметивший, что выражение "пр итм" никогда не употреблялось по отношению к городу, а обозначало только храмовый участок. Он же нашел вне библейского текста самое раннее название, напоминающее Пифом. Им оказался город Патумос в "Истории" Геродота. Располагался он вблизи канала, строительство которого было начато фараоном Нехо II и закончено персидским царем Дарием. Поэтому Редфорд предположил, что сведения Пятикнижия о географии Египта относятся к периоду правления египетской 26 династии (664 - 525 гг. до н.э.) и были заимствованы после вавилонского пленения (575 г. до н.э.). Есть, однако, еще один источник, прямо называющий не только город Пифом, но и землю Гесем или Гошен, где, по книге Бытия, поселились библейские Иаков и Иосиф. Это известный путеводитель христианской паломницы Этерии или Эгерии, примерно 396 года н.э., дающий ключ к решению вопроса о местоположении этих городов и территорий. Из путеводителя Этерии "Земля Гесем (библейская Гошен - А. С.) была, конечно, известна мне еще с того времени, когда я впервые посетила Египет. Однако теперь моей целью было увидеть все те места, куда заходили сыны Израилевы на своем пути из Рамесси (Рамсеса - А. С.), пока не достигли Красного моря у места, называемого теперь Клисмой, из-за находящейся там крепости.

Итак, нашим желанием было отправиться из Клисмы в землю Гесем, особенно же мы хотели посетить город Аравию.

По этому городу вся эта земля называется "землей Аравией", что есть "земля Гесем", и является лучшей частью Египта. От Клисмы, т.е. от Красного моря до города Аравии через пустыню четыре дня пути. По дороге я постоянно расспрашивала сопровождавших нас в пути святых мужей, монахов и пресвитеров о местах, упоминаемых в Святом Писании. Некоторые из этих мест были расположены по левую сторону дороги, другие по правую сторону, одни вдали от дороги, другие же почти у самой дороги. Издали по дороге в Магдал, мы увидели Епаулеум. В Магдале теперь находится крепость с гарнизоном и офицером, представляющих в этих местах власть Рима. Согласно правилу, они проводили нас до следующей крепости и там показали нам Ваал-Цефон, который мы не замедлили посетить. Это теперь равнина над самым морем, возле склона горы, где сыны Израилевы возопили при виде преследовавших их египтян. Мы увидели лежащий у самой пустыни, согласно Писанию, Офом, а также и Сокхоф, теперь небольшой холм посередине долины, вблизи которого сыны Израилевы расположились станом, так как на этом месте им был дан закон Пасхи (Исх. 12, 43). По пути мы увидели построенный сынами Израиля город Пифом, и на этом месте, покинув земли сарацинов, вступили в пределы Египта. Сегодня Пифом представляет собой крепость. А город Ироон, существовавший еще в то время, когда, согласно Писанию (Быт. 46, 28), Иосиф вышел встретить отца своего Иакова, направлявшегося в Египет; теперь же это селение, хотя и большое, - то, что мы назвали бы небольшим городом. В этом небольшом городе находится церковь, гробницы святых мучеников, а также много келий святых монахов. Согласно принятому нами обычаю, мы остановились здесь, чтобы все осмотреть. Этот городок, называемый теперь Иро, находится уже в пределах Египта и в 16-ти милях от земли Гесем. Итак, покинув эту очень приятную местность, благодаря протекающему здесь притоку Нила, и город Иро, мы пришли в город, называемый Аравией, лежащий в пределах земли Гесем. О ней написано в книге Бытия (47,6) так: "И сказал фараон Иосифу: на лучшей земле посели отца твоего и братьев твоих, пусть живут они в земле Гесем". Рамесси лежит в четырех милях расстояния от города Аравии. Чтобы достичь ночлега в Аравии, нам было необходимо пройти посередине Рамесси.