Одиночество вождя. Или нерешаемая задача о вокзальных туалетах

На модерации Отложенный

Два белорусских экономиста - молодой и старый - поговорили о модели Лукашенко http://www.belgazeta.by/ru/1099/economics/34845/

Ярослав Романчук: - Александр Лукашенко находится на вершине власти уже 23 года. Ему подчинена вся белорусская вертикаль - десятки тысяч чиновников, немереное количество докторов наук, профессоров.

Но почему-то получить ответ на простой вопрос: «Какова эффективность реализации стратегических проектов?» - Лукашенко захотел из уст старого, проверенного кадра - экс-главы своей администрации Александра Косинца, которого на днях назначил помощником. «У нас многие проекты модернизации предприятий провалены. Все это должно быть объективно проанализировано и положено мне на стол», - сказал глава государства. Откуда такое глубинное недоверие к вертикали? Неужели Лукашенко действительно страдает институциональным одиночеством?

Леонид Заико: - Президент превратился в Дон Кихота, в одиночку сражающегося с ветряными мельницами, поскольку создал вокруг себя выжженное пространство. Ведь белорусская вертикаль практически не менялась 20 лет - чиновники просто ходят по кругу властных коридоров.

Неужели Косинец, который, кстати, по образованию врач и не является ни профессиональным экономистом, ни профессиональным юристом, ни управленцем, способен сказать главе государства, что система управления «хрустальным сосудом» имеет кучу изъянов, в нее встроен механизм саморазрушения, а госпрограммы в нынешнем виде абсолютно не нужны?

 

 

Заико: - Он - не самоубийца. Этим все сказано.

Романчук: - На совещании о стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли, которое состоялось на минувшей неделе, Лукашенко потребовал преодолеть спад в ­нефтепереработке - это стратегическая отрасль страны, доля которой в промышленности составляет более 13%, а в экспорте - около 17%. Затем констатировал: добавленная стоимость нефтепереработки в ВВП в 2016г. составляет всего полпроцента, а вклад двух НПЗ сопоставим с «Белтелекомом». В заключение из уст президента прозвучало горькое признание: «Нефтепереработка из флагмана экономики превращается в убыточную отрасль…  Вызывает сомнение, что в декларируемом 2019г.

мы окончательно завершим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов».

Заико: - Да не надо мучиться с этими НПЗ, а просто продать и все. Олигополия или монополия отрасли неминуемо приводит к ее стагнации. Беларуси не нужны крупные НПЗ - ее внутренняя потребность всего 7 млн.т, а потенциальная мощность наших гигантов - под 30 млн.т. Поэтому нам выгоднее иметь 12-15 мини-НПЗ, чтобы на рынке была конкуренция.

Заико: - Энергетическая безопасность, как и продовольственная, - лукавый взгляд на жизнь. Сегодня Беларусь со всех сторон окружена атомными и тепловыми станциями, мы покупаем электроэнергию достаточно дешево - где-то за 6 центов за к/Вт. Пусть чиновники запишут где-нибудь: нефтегазовая экономика закончилась, любые подпрыгивания вокруг НПЗ ведут только к усугублению ситуации в отрасли и стране. Энергетическая безопасность страны - это наличие многовариантных энергетических систем: ветровая, солнечная, волновая, градиент-температурная энергетика и т.д.

 

Заико: - Беда еще в том, что Лукашенко не верит интеллигентам.

Романчук: - Вот пример, подчеркивающий институциональное одиночество Лукашенко. Идет заседание ПП НС. Перед депутатами выступает вице-премьер Василий Жарко. К нему обращается депутат Андрей Рыбак, курирующий социальные вопросы, с неожиданной просьбой: сделать туалеты на железнодорожных вокзалах бесплатными, дабы «повысить туристическую привлекательность нашей страны». Оказывается, этой наиважнейшей для страны проблемищей занимаются многие министерства и ведомства, а решить никак не могут: ни БелЖД, ни Мингорисполком. Вероятно, апеллируют к президенту и ждут, что он скажет по этому поводу, ждут от него распоряжения или указа. Указа о туалете. А ведь депутаты - народ недешевый: каждый час их работы обходится налогоплательщикам примерно в $350 (включая все издержки). Вице-премьер и того дороже - под $700.

Заико: - Вопрос у депутата отпал бы сам собой, если бы в правительстве, ПП НС, исполкомах туалеты сделали платными.

Читал, что в свои последние годы премьерства Уинстон любил вздремнуть на заседании парламента или кабинета