Самовступление украинских депутатов в НАТО прошло без последствий

На модерации Отложенный

Украинские парламентарии и члены правительства продолжают демонстрировать низкий уровень вменяемости и понимания современных геополитических реалий Верховная Рада ни с того, ни с сего приняла в четверг закон, который придает вступлению Украины в НАТО статус «внешнеполитического приоритета».

 

Навязчивое стремление любым способом сократить кажущуюся непреодолимой дистанцию, отделяющую страны от членства в Североатлантическом альянсе, провоцирует парламентариев предпринимать бессмысленные, ни на что не влияющие шаги. Принятое решение в первую очередь противоречит Конституции, согласно которой Украина остается внеблоковым государством.

 

На этом основании депутаты «Оппозиционного блока», голосовавшего против проекта, намерены обратиться в Верховным суд с иском о признании закона антиконституционном. То, что депутаты привыкли игнорировать правовую логику и действовать наперекор ей — к этому уже, кажется, все привыкли.

 

Однако законы принимаются не для того, чтобы объявить всему миру о намерении куда-то вступить, они призваны менять реальность. С этим функционалом очередному акту законотворчества народных избранников справиться будет совсем непросто, поскольку НАТО на данном этапе вообще не рассматривает Украину, Грузию или Молдову как своих будущих членов.

 

Оказывая этим странам определенные знаки внимания, проводя совместные учения, приглашая воинские контингенты участвовать в натовских операциях, блок, тем не менее, не намерен и не может менять сложившийся после развала СССР военно-политический баланс, поскольку дальнейшей расширение его присутствия на постсоветском пространстве Москва считает неприемлемым — об этом Песков заявил и на сей раз — и готова ему всячески противодействовать.

 

Открытый конфликт с Россией, которая не преминет ответить, и, судя по всему, весьма жестко, на любые попытки альянса закрепиться в непосредственной близости от российских границ, не отвечает ни сегодня, ни в обозримой перспективе интересам западных элит, отвечающих за евроатлантическую безопасность.  К примеру, Грузия всячески обласкана натовскими чиновниками. Недавно там даже состоялась выездная сессия Парламентской ассамблеи НАТО, однако это нисколько не делает перспективы вступления страны в альянс менее призрачными. И не только позиция Москвы здесь является серьезным препятствием.

 

Не менее существенным фактором в отношениях со всеми постсоветскими странами, изъявившими желание присоединиться к НАТО, остается наличие неурегулированных территориальных споров. Согласно принципу коллективной безопасности блок обязан использовать все свои военные и политические ресурсы для нейтрализации внутренних и внешних угроз любому государству, которое входит в его состав.

А это значит — ни много, ни мало — что в случае вхождения в НАТО Украины или Грузии, альянсу пришлось бы направить свои вооруженные силы для возвращения мятежных территорий, объявивших о своем суверенитете. 

В случае с Абхазией, Южной Осетией и Крымом, где размещены российские военные базы, речь бы шла о начале прямой и открытой войны с Россией, то есть о третьей мировой войне.

 

Едва ли членство в НАТО постсоветских государств является столь ценным и желанным, чтобы Запад решился ради него поставить на карту собственное благополучие.

 

Формально, альянс не закрывает двери для потенциальных участников, расположенных на территории бывшего СССР. Они могут принять план действий по вступлению, который предусматривает целый комплекс военных и политических мер, устанавливающих западные стандарты для государственных институтов и синхронизирующий параметры вооружений, боевой подготовки, военных структур с натовскими нормами и правилами.

 

Однако это та дорога, по которой можно идти, как угодно долго, ничуть не приблизившись к искомой цели. Чисто теоретически, если бы страны с локальными конфликтами, признали бы окончательную потерю сепаратистских территорий и изменили бы свои конституции, выбросив из них упоминание о некогда входивших в их состав областях и автономиях, они могли хотя бы считаться вероятными кандидатами на членство.

 

Но поскольку некоторые вещи не происходят в природе, поскольку для этого нет ни малейших оснований, говорить о таких фантастических ракурсах, нет никакого смысла.

 

Таким образом «самовступление» украинских депутатов в НАТО — это действие столь же рациональное, сколь и эффективное. Его результаты не скажутся никак — ни сегодня, ни завтра, ни когда-либо. Но кого в Бедламе, именуемом украинским парламентом, интересует реальная претворяемость в жизнь принимаемых решений, приоритет отдается шагам, демонстрирующим неотменяемость намерений углублять пропасть в отношениях с Москвой и интегрироваться в евроатлантические структуры.

 

И заявление министра иностранных дел Климкина о том, что вступление в блок может произойти быстрее, чем ожидается, — это все та же, с удивительным упорством, выставляемая на потеху всему миру инфантильность и безответственность, когда любые заявления или прогнозы делаются демонстративно наперекор здравому смыслу и сложившемуся положению вещей.

 

Андрей Бабицкий