Дураки и дороги Ленинградской области. 15-й «Прямой линии с Владимиром Путиным» посвящается

На модерации Отложенный

Каждый, кому доведется отправиться из Санкт-Петербурга в направлении Приморска (до начала XIX в. – Бьёрке, потом Койвисто) имеет уникальный шанс прийти по итогам этой поездки к одной окончательной и бесповоротной уверенности: губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко следует при жизни поставить памятник за сохранение исторического наследия северных районов подведомственного региона. По крайней мере - в части дорог.

Для полного понимания глубочайшей принципиальности Александра свет Юрьевича в следовании самым исконным - вековым, можно сказать - традициям региона, необходим краткий исторический экскурс.

Одно из первых упоминаний Бьёрке относится к восемнадцатому веку и напрямую связано с состоянием, так сказать, дорожной сети. Точнее, с ее отсутствием. В 1710 году граф Апраксин для переброски 13-тысячного корпуса пехоты и кавалерии под Выборг пользовался исключительно льдом Финского залива. Если вспомнить, что зимой в ту пору масштабные войсковые операции не проводились (вспомним устойчивое словосочетание «на зимние квартиры»), то можно предположить, что решить эту логистическую задачу иным путем и в другое время года не представлялось возможным в принципе. Иначе зачем было так усложнять – зимой перемещать сухопутные силы, остаток зимы стоять «в сугробах», и только весной, после очистки Финского залива ото льда, вместе с подошедшим флотом приступать к штурму города (к слову – успешному).

В более поздних исторических источниках нынешнее Приморское шоссе упоминается исчезающе редко, но характерных описаний «логистической инфраструктуры региона» достаточно. Безусловно, подобные описания не могут не оказывать влияния на мировосприятие любого культурного человека, особенно если он губернатор.

Вот, к примеру, Радищев: «Сухопутныя сообщения в С.-Петербургской губернии велики, но не всегда хороши, по причине осенью и весною худых дорог». Или один из основателей русской поэтической школы Петр Андреевич Вяземский:

Дороги наши – сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша —
И вспомнишь стих: для проходящих!

Оценив на практике состояние дорог северного побережья Финского залива поневоле восхищаешься губернатором и его подчиненными, отвечающими за это направление. Из всей многовековой истории региона эти выдающиеся личности выбрали для себя ориентиром период, преисполненный торжества русского духа - петровские времена. И следуют избранному пути неуклонно, невзирая на всякие нефундаментальные явления типа федеральных инвестпроектов, государственных программ развития региона и прочих новоделов, лишенных каких-бы то ни было скреп.

При этом некоторые индивидуумы, далекие от патриархальных ценностей, могут припомнить, что во времена, когда Приморск и прилегающие районы принадлежали Финляндии (то есть в 20-30 годы XX века) именно Койвисто стал центром появления и развития системы междугороднего автобусного сообщения. И в те времена автобус считался средством передвижения даже более комфортным, чем поезд – что также косвенно свидетельствует о состоянии дорог. Но верность отечественным историческим традициям, безусловно, диктует необходимость не принимать в расчет подобные антипатриотические инсинуации.

Конечно, заявления о беспрецедентном масштабе личности губернатора Дрозденко требуют весомых подтверждений. И таких подтверждений, свидетельствующих о непоколебимости главы региона на пути приведения дорожного хозяйства области к состоянию начала 18 века, более чем достаточно. Даже несмотря на то, что в публичном пространстве политически грамотный Александр Юрьевич регулярно демонстрирует обратные устремления. Оно и понятно – народец-то как был темный в петровские времена, так и остался. Расскажи им, лязгающим зубами на областных ухабах, про исторические ценности и приснопамятные скрепы – не поймут, не оценят величие замысла.

В 2012 году, вскоре после вступления в должность, вопросам дорожного хозяйства новый губернатор уделял особое внимание. Так, именно «дорожную тему» он обозначил как базовую для отработки новых механизмов управления региональными программами: «Любая программа должна иметь экспертное заключение и конечный результат. Дело не в том, сколько будет отремонтировано дорог, а в том, как это отразится на аварийности, на увеличении пропускной способности, грузообороте и т. д.». Однако уже к этому моменту губернатор, похоже, осознал свое историческое предназначение. В 2012 году объем финансирования дорог составлял около 8 млрд. рублей. На 2013, по словам Дрозденко, планировалось выделить 12 млрд. рублей, однако в отчетных документах по итогам 2013 года присутствует цифра на четверть меньшая – 9,4 млрд. До объявленной Дрозденко пять лет назад цифры «дорожный бюджет» (по официальному отчету профильного областного Комитета) почти добрался только в 2016 (11,9 млрд.). При том, что уже при нынешнем губернаторе - в 2013 году, областным Правительством принято постановление, согласно которому ежегодно необходимо ремонтировать 1 600 километров региональных дорог в год, а это не менее 20 миллиардов рублей ежегодно. Тем временем, в 2015 году объем ремонтов составил 249,5 километров, а в следующем - 118,5. Если сопоставить эту динамику с финансовыми показателями – удивление гарантировано.

Тогда же, в 2012, аналитики утверждали, что «У нового губернатора есть свое видение решения проблем. Например, он уже предложил средства, чтобы решить вопросы с дорожным фондом, в отношении работы с муниципальными советами первого уровня. Однако результаты можно будет увидеть только через какое-то время». Эффективность этих «средств» можно видеть уже сегодня. Так, объем освоения бюджетных денег по подпрограмме «Развитие сети автомобильных дорог Ленинградской области» Государственной программы «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области» (именно вот так вот, да) вырос с 26,5 по итогам 2013 года до 34,7 по итогам 2016. То есть, для понимания, всего треть выделенных средств используется по прямому назначению. А усредненный эффект от проанонсированных Дрозденко на заре карьеры секретных «средств» - менее 3% роста показателя в год. В два раза меньше уровня инфляции.

К слову, освоение средств по подпрограмме «Поддержание существующей сети автомобильных дорог Ленинградской области» той же госпрограммы в 2016 году – 84,3%, при этом показатель по «родному» для губернатора Кингисеппскому району – больше 94%. Что наводит на одну очень простую мысль – кто-то явно считает правильным системно тратить бюджетные (читай - народные) деньги на «подсыпку» и «ямочный ремонт», в то время, как обновление дорог явно «пробуксовывает». Оно и понятно – реконструированные дороги первое время почти не требуют расходов на их «поддержание». А если совершенно нечего «пилить» - как жить-то чиновнику? На что новые мотоциклы покупать?

Интересно, что на заре губернаторской карьеры Дрозденко не только явно демонстрировал озабоченность «дорожными» проблемами, но и активно искал виноватых в плачевном состоянии областных магистралей. Первыми попали «под раздачу» разработчики карьеров. В 2013 году СМИ достаточно подробно обсуждалось сделанное Дрозденко на одном из совещаний заявление о том, что «карьеристы» должны либо сами ремонтировать дороги, страдающие от большегрузов, либо компенсировать региону затраты на этот ремонт. «Давайте говорить откровенно, на наши дороги выехали монстры – проповедовал тогда Александр Юрьевич - Сегодня ситуация с дорогами становится катастрофической, при том что дорожный фонд вырос в разы (если бы не понимание, что речь политическая, а не прикладная - здесь стоило бы поставить два вопросительных знака, ну да ладно). При объеме дорожного фонда в 7 миллиардов рублей количество хороших дорог будет не увеличиваться, а уменьшаться. «Пирог» дорог не выдерживает нагрузки. А ответственность - на собственниках карьеров». На том факте, что многие областные дороги, на которых большегрузы не отметились, пребывают в не менее (а, иногда, и более) плачевном состоянии губернатор тогда внимание не акцентировал. А СМИ не стали «обострять».

Что интересно – за время пребывания на посту губернатора Александр Дрозденко заметно сместил акценты в оценке собственной деятельности. Если сразу после назначения проблемы дорожной отрасли были в его риторике преобладающими, то сегодня эта тема как бы исчезла с его личного горизонта.



Так, в октябре 2016, выступая перед СМИ по случаю годовщины своего переизбрания губернатор сосредоточился на победах в борьбе с региональным долгом, росте инвестиций в «социалку» и индекса промышленного производства, а также на привлечении инвестиций в реализацию масштабных проектов, в списке которых одним из знаковых стал проект расширения инфраструктуры порта Приморск стоимостью 9,68 млрд рублей.

При этом среди основных проблем, тревожащих региональную власть, Александр Дрозденко называл тогда низкий урожай картофеля, моркови и других овощных культур, а также несанкционированные свалки и загрязнение воды. Беспокойство вызвало и то, что «в новых жилых комплексах, расположенных у границ Петербурга, часто полностью отсутствует необходимая инфраструктура». О дорогах – ни звука.

Особый акцент сделал губернатор на «грустной новости» о том, что в рамках подготовки к президентским выборам-2018 правительство РФ будет забирать у регионов-доноров по 1% доходов в пользу отсталых субъектов федерации. «Условно говоря, «продразверстку» нам заменили продналогом - и то слава богу. А то пришли бы комиссары и вообще отобрали у нас все нажитое непосильным трудом», - рискованно пошутил тогда Дрозденко. Специфику губернаторского юмора мы подробнее рассмотрим чуть позже.

28 мая «придворный» интернет-портал Online47.ru опубликовал псевдоаналитический материал под заголовком «Пятилетка Дрозденко». В первых строках – сообщение о присвоении региону официального рейтинга одним из зарубежных аналитических агентств. К слову – такие рейтинги имеют решающее значение только для крупных компаний, кредитующихся на зарубежных рынках. Для субъекта Российской Федерации, да еще в условиях санкций, подобная «новость» - даже не пыль в глаза, а очевидная антиреклама, поскольку приваривается на основании весьма и весьма недешевой – в евро – экспертизы.

Далее в списке достижений региона (читай – лично губернатора) профицит бюджета и абсолютный рекорд по доходности за всю историю региона. Три абзаца про успехи в строительной отрасли. Абзац про «социалку». Абзац про льготы для крупных инвесторов. Дежурная песня про индекс промышленного производства. Абзац про иностранные инвестиции и заключительный – про взаимодействие с общественностью. То есть про пиар, который для простых жителей региона никакой ценности не имеет, зато, наряду с бесполезными рейтингами, требует весьма немалых бюджетных расходов.

И снова - как будто нет в Ленобласти дорог. Даже с учетом того, что в начале нынешнего года пресса весьма живо обсуждала перестановки в «дорожном» блоке областного Правительства, в частности отставку председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаила Козьминых, который занимал эту должность дважды - сначала при прежнем губернаторе Валерии Сердюкове, а потом, с 2014 года, при Дрозденко. Вновь назначенный председатель Комитета Юрий Запалатский, которого некоторые источники называют одной из наиболее близких к Александру Дрозденко фигур, обрушил на своего предшественника ураган гнева за «позорные темпы расходования федеральных субсидий» и в целом недопустимо низкий уровень освоения выделяемых на дорожную отрасль средств, а также искусно использовал профессиональный прием чиновника – «перевод стрелок» на обезличенное прошлое: «Накопившееся недофинансирование, заметил Запалатский, приводит к ускоренному износу покрытий. Не поленился, посчитал, что на более чем четверти региональных дорог ремонт не проводился свыше двадцати лет. Из-за этого, к примеру, более половины региональных дорог, 53%, не соответствует нормативам; асфальт есть только на 64% (6,3 тысячи километров) из них, на остальных магистралях лишь щебёнка или грунт. С проездами местного значения дела тоже обстоят не лучшим образом, 40%, а это 4,5 тысяч километров, не отвечают нормативным требованиям». (цитата с сайта 47news.ru). «Губернатор Дрозденко тоже обошёлся без имён, но в высказываниях был резче.

- При предыдущем председателе у нас были непрозрачные условия ремонта дорог, перегибы и не было системности. К примеру, при столь плачевном состоянии дорог огромные средства направлялись на безопасность дорожного движения, хотя на него не надо столько выделять, - отметил он». (источник тот же)

Напрашивается сразу два вопроса: во-первых, почему губернатор все предыдущие годы принимал работу прежнего председателя Комитета, а во-вторых – почему Михаил Козьминых, при таком багаже провинностей, покинул пост не с «волчьим билетом», а переместился в весьма уютное кресло руководителя Управделами Правительства области? Впрочем, если предполагать в происходящем определенную стратегию – все более-менее понятно.

Интересно вот еще что. В материалах СМИ, посвященных подписанию в сентябре 2016 года соглашения о модернизации порта Приморск между Правительством Ленинградской области и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на первом плане - строительство железной дороги от станции Ермилово и терминала для приема наливных грузов. Читай – нефтепродуктов, поскольку порт имеет «нефтяную» специализацию. При этом тема модернизации автотранспортной инфраструктуры не просматривается в принципе.

И это, конечно же, никак не связано с тем, одной из ключевых персон в областном бизнесе по перевалке углеводородов является супруга нынешнего губернатора Ирина Дрозденко, а основная часть логистики в этой сфере приходится на железнодорожные перевозки. К слову, задекларированный доход «первой леди» региона за 2016 год составил 103 миллиона рублей – это, для сравнения, примерно 2/3 от объема средств, выделенных в том же году на реализацию упомянутой выше подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог Ленинградской области» (152 693, 5 млн. рублей) И почти в два раза больше, чем объем освоенных (53 038, 2 млн рублей). Еще занятнее то, что объявленный доход Ирины Григорьевны в 2015 году составлял 9,5 миллионов рублей, то есть за год он вырос более, чем на порядок. Любые совпадения, конечно же, случайны. (https://compromat.ws/semejnoe-bogatstvo-drozdenko/, http://www.mzk1.ru/2017/03/aleksandr-drozdenko-i-stanislav-ivanov/)

Тем временем, надо четко понимать, что принципиальный отказ действующего губернатора от необходимости держать под особым контролем состояние транспортно-логистической инфраструктуры, от которого напрямую зависит развитие порта Приморск, создает прямую угрозу реализации не региональных, а государственных интересов. Один из стратегических приоритетов России в Балтийском регионе сегодня – преодоление зависимости страны от транзитных портов, контролируемых недружественными «бывшими республиками». Даже глава государства не раз обозначал «прорыв логистической блокады» как одно из ключевых направлений стратегии России в регионе, а модернизацию торгового порта в Приморске – один из знаковых проектов этой стратегии.

И как же обозначенные Президентом приоритеты учитывает в своей деятельности глава региона? Да никак. Скорее, даже наоборот. Если рассматривать в комплексе две стратегии - по снижению зависимости от иностранных портов и по развитию несырьевого экспорта, то действия Дрозденко такому интегрированному подходу впрямую противоречат. Игнорируя «дорожную» проблематику как базу для расширения объемов перевалки неналивных грузов, но при этом имея интерес в «семейном бизнесе» по перевалке нефтепродуктов губернатор демонстрирует вполне определенную позицию.

Прямо нутром ощущается в его действиях монументальная поступь истинного государственника, радетеля за геополитические приоритеты родной страны. А дороги, тем временем, разрушаются примерно с той же скоростью, с какой растет недружественность стран, на территории которых расположены основные балтийские порты.

В завершение – добрый совет всем автолюбителям, планирующим поездку в сторону Приморска. Берите с собой полный комплект запчастей для ремонта подвески. И - если не умеете чинить ее самостоятельно – квалифицированного автослесаря. Желательно – упаковав это хозяйство (запчасти, естественно, слесаря не стоит) в коробку с надписью «Спасибо, губернатор Дрозденко». Только такой незамысловатый юмор способен хоть как-то скрасить знакомство с реальными (не прошедшими фильтр «взаимодействия с общественностью») результатами самоотверженной деятельности Александра Юрьевича и его подчиненных по ускоренной деградации дорожного хозяйства региона. И - поскольку сам Дрозденко в «Рейтинге эффективности губернаторов» находится далеко не в конце списка (20-21 место по состоянию на октябрь 2016) - можно предположить, что деятельность эта если и не поддерживается федеральной властью, то, по крайней мере, не является предметом резкого осуждения.