«Все у нас было: и алкоголь, и женщины». Космонавт рассказал правду о жизни на орбите

На модерации Отложенный

Космонавт-испытатель, дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, обладатель множества других наград, премий и почетных званий Георгий Гречко не дожил четырех дней до профессионального праздника - Дня космонавтики и полутора месяцев до своего 86-го дня рождения.

Мы собрали выдержки из его интервью разных лет. Решили так помянуть Георгия Михайловича, до конца преданного своей стране и делу освоения космоса.

ДЛЯ СПРАВКИ: Георгий Гречко работал с Сергеем Королевым, принимал участие в запуске первого искусственного спутника Земли в 1957-м, затем - космических аппаратов. Стал 34-м космонавтом СССР, впервые попав на орбиту в 44 года (всего в космос летал трижды). Шутил: «Я слишком долго стоял в очереди». Он вообще был балагур, весельчак, любил поговорить - подарок для журналиста.

Спать ногами в потолок

- В десять лет я оказался на территории оккупированной Украины. А когда после войны захотел вернуться в Ленинград, понадобилась справка из райкома, что с врагами я, подросток, не сотрудничал. В институте не хотели брать на факультет реактивного вооружения. Спрашивали: «Откуда про него знаешь? На вывеске же написано: «Факультет А». Да у нас в трамвае висело объявление о наборе!

- В первый раз я полетел в космос в 1975-м. Последний полет - 54 года уже было. Конечно, на тренировках было тяжелей, ребята помоложе посмеивались. Когда полетели, они сидят, прижались, а я встал и сделал все необходимое. Назавтра стыковка, нужно отдохнуть. Я ушел в другой отсек, уперся ногами в потолок и уснул. Как они удивлялись, что так можно спать!

- В полете страдают почти все системы организма. Меняется иммунная система, теряются мышцы. На орбитальной станции - отвратительный запах. Работают сотни приборов, у каждого изоляция, смазка, пластмасса, все это нагревается, трется. Есть еще момент. Волосы там концентрируют запах: пролетишь мимо напарника, случайно заденешь - ужас!

Врут и не стреляются

- Мы были абсолютно другие. Серьезно обсуждали, не аморально ли знакомиться в трамвае. Ребята надо мной смеялись, когда я про девушку говорил, мол, глаза у нее хорошие. «На ножки надо смотреть!» - поучали. Но ведь только по глазам женщины многое становится понятно.

- Таких поклонниц, чтобы прохода не давали, не было. Не Муслим Магомаев. Подходили девушки, просили сфотографироваться, говорили, какие мы храбрые или умные. И все.

- Раньше, если офицер соврал, он стрелялся. Сейчас врут и не стреляются. Морали больше нет. В кино насилие и трупы, в театре - мат на сцене, в телевизоре сплошная ложь. Для людей моего поколения это дико.

Любовью в космосе не занимались

- Как-то нашли фляжку - послание от наших дублеров. Открыли, понюхали - коньяк, полтора литра! Посчитали, вышло по 7,5 грамма в день на человека. Вечером, перед «упаковкой» в спальный мешок, брали в рот горлышко фляги, сжимали сосуд (к счастью, он был мягким) и делали глоток.

Следующим этапом снятия стресса был выбор дамы дня. Из карточной колоды со снимками женщин выбирали одну - она и наблюдала за нами весь следующий день. Переживали только, чтобы при сеансе связи с Землей не попала в кадр. Так что все у нас было: и алкоголь, и женщины.

- Не нравится мне слово «секс». Безнравственное оно и бездушное. Вроде разновидности физкультуры: есть йога, гимнастика, а есть секс. Помните женщину, которая сказала на телемосте американцам, что в СССР секса не было? Вот бы и дальше его не было. Пусть будут любовь, страсть, нежность, интимные отношения двух любящих сердец.

- Я уверен: в космосе любовью никто не занимался. Боялись рисковать: кто (или что) родился бы после этого. Да и вообще: о женщинах в полете может думать только сексуально озабоченный.

Выпить с инопланетянами

- Тема НЛО меня очень интересует, у меня целый шкаф литературы. Неопознанные объекты действительно летают, их видели серьезные люди, но науке пока неизвестно, что это. Я русский человек: мне надо лично пощупать тарелку, познакомиться. Сказать: «Ребята, вы космонавты, я космонавт, давайте выпь…, то есть, поговорим».

С Королевым были бы уже на Марсе

- Когда распался СССР, исчезло и соперничество в космической области. Поэтому с тех пор ни США, ни Россия никаких глобальных открытий не сделали. Миром нынче правят деньги. А у нас была романтика. Без нее осваивать космические просторы невозможно.

- Корабль «Союз», на котором мы до сих пор летаем, был разработан в 1960-х годах. Конечно, его модернизировали, но давно пора делать новый. Только на это нет денег, предлагают взять кредит - просто безумие! Я счастлив, что жил в другое время, когда на космос давали деньги, страна гордилась космонавтами, а другие страны, в том числе Америка, нам завидовали.

- Нашу красивую, опасную и очень важную работу превратили в цирк. В наше время туристы не летали в космос.

- Туалет американцев на станции стоил несколько миллионов долларов, наш - несколько тысяч рублей, но американцы всегда просились к нам.

- Был такой проект - ТМК (тяжелый межпланетный корабль). Когда Сергей Павлович умер, он так и остался нереализованным. На проект надо было найти деньги, и только Королеву бы их дали. Думаю, если бы наш главный конструктор выжил, мы уже бы были на Марсе.

До 75 живите спокойно

- Когда болит то нога, то рука, то голова - это здоровый человек. Если постоянно только рука, значит, болен. А уж если не болит ничего - умер.

- Я вам так скажу: до 75 лет живите спокойно. Здоровье, конечно, уже не то, но терпимо. А вот после ослабеваешь. Раньше спускался по лестнице бегом, через три ступеньки прыгал, а сейчас на каждой останавливаешься и себе говоришь: «Будь ты трижды проклят!» Неуклюжий какой-то, все что-то роняешь, разбиваешь. Неприятно. Я же испытателем был, точнейшую работу выполнял. Еще память отказывает, слух. Жена, к примеру, просит денег, а я не слышу. Хотя последнее, скорее, из разряда преимуществ