Бизнес - по русски!
На модерации
Отложенный
Бизнес по-русски
Добавил Valeriya_Karmanova 24 дня назад в раздел «Бизнес». Источник: Народная журналистикаПредставляю Билла Гейтца. Закрываю глаза. И вижу себя где-то на 51 этаже огромного небоскреба. Но в нашей российской жизни все более сурово и не совсем так. Бизнес увлекал, манил, притягивал.
Так было угодно судьбе, что меня пригласили в компанию, задачей которой было построить бизнес на природных ресурсах Дальнего Востока; говоря проще – это был рыбный бизнес. Здесь было все: интрига, азарт, охотничья хватка, воля в победе, и финальный рывок. Всегда заранее просчитывалась прибыль, которая покрывала расходы и приносила значительные дивиденды. Но жизнь расставляла и свои акценты. Сложив свой первоначальный акционерный (складной капитал) мы приобретали пользующиеся стандартным спросом на рынке товарные позиции, искали покупателей по регионам страны, и уже через 2-3 месяца сложилась некая структура, с довольно четкими функциями получения и отправки грузов.
Самой ответственной и трудной частью бизнеса являлась расчетная часть и получение доходов. На практике они появлялись не всегда. Когда-нибудь я напишу Книгу воспоминаний о становлении бизнеса. Золотые времена: полное отсутствие разрешительных документов и лицензий на внутреннем рынке, кассовых аппаратов и штрафов на невыдачу чека в сумме 300 минимальных зарплат, отсутствие ЕНВД (единого налога на вмененный доход). От перечисления этих преимуществ кружится голова. Вот это фора от государства, занятого приватизацией, ваучерами, разделом государственного имущества Министерства обороны и прочих упраздненных министерств и ведомств. Времена, когда народное достояние и партийная касса плавно переходила из категории национального богатства в категорию частной собственности. Время рождения будущих олигархов. Они очень торопились, и им было не до нас. Голова кружится от условий, в которых приходилось работать. Разве такое может присниться в 2010 году?
В конце лета в городе нашенском появился крупный покупатель из N-ска, который по Аккредитиву, подкрепленному банковской Гарантией, искал 240 тонн лососевых. Крупных покупателей все торговая сеть города знает заочно по телефону; потому что в реальности обладателей крупных партий товара нет – это огромные и финансовые средства, и затраты, и очень трудоемкая работа по доставке, формированию состава, оформлению груза. На основании банковской Гарантии мы подписали Договор, в соответствии с которым мы отправляли груз, а через 5 дней получаем 50 процентов от суммы, а по приходу груза на станцию назначения - остальные 50 процентов. Сумма сделки равна 200 тысяч долларов. Кроме этого, мы получили 10 тысяч долларов наличными на текущие расходы. Во времена почти тотального дефицита и острой нехватки денег это было немаловажным фактом. (Деньги, кстати, возили в ящиках на грузовике…) Настал день Ч: продукция отгружена, коды от железной дороги получены, наша станция назначения – К – известна. И состав отправился.
Незаметно пролетели 5 дней - 5 дней со дня отгрузки. Исчез представитель компании, с которой мы заключил Договор. Естественно, нет и средств на нашем расчетном счете. Но неразрешимых ситуаций не бывает: у каждого из нас есть друзья, знакомые, соратники по бизнесу. С помощью диспетчерской службы Российских железных дорого мы отслеживаем груз, с помощью связей в Правительстве Лужкова пытаемся перепродать идущий товар. Работаем. Работаем. Работаем. Работаем круглосуточно в прямом смысле этого слова: по ночам, вместо того, чтобы спать, я разговариваю по телефону с Краснодаром, Москвой, Омском, Новосибирском. Днем работа. До позднего вечера Штаб – решение проблемы. Неожиданная информация из Москвы – наш состав с грузом исчез из графика движения и с экрана Диспетчерской службы РЖД. Вместо него на станцию К движется гуманитарная помощь в район боевых действий… Мы смотрим карту. И вот - эврика. Все становится понятным. Наш груз идет в Чечню. После этой новости мужчины сломались. И плавно исчезли с наших Штабов.
Я же решила ехать, а точнее лететь в город К. Чтобы все остановить и все выяснить на месте. Билет на самолет, вылет, пересадка, и вот я в Управлении Северо-Кавказской железной дороги. Из кабинета Начальника дороги диспетчер дороги ведет нужный мне состав. Я даю телеграмму Получателю: «Задержать разгрузку состава до прибытия Представителя компании». И состав снова пропадает. Появляется он спустя 2 часа уже на территории сопредельной с Россией республики Чечено-Ингушетия. «Много вооруженных людей» - это слова диспетчера. Начальник дороги смотрит на меня серьезно и говорит: «Вы никуда не поедете. Это безумие». Мне остается мучительно разрываться между невыполенной задачей, нерешенной проблемой и пониманием того, что ехать в чужую республику за доказательством своих прав – это действительно безумие. Я вернулась ни с чем.
Через год меня вызвали в Управление внутренних дел к следователю по особо важным экономическим преступлениям при прокуратуре России. Расследовалась афера с поддельными банковскими Гарантиями известного московского банка. Убыток от операций по банковским Гарантиям составил более 1 миллионов долларов. Так как мы выступали в этом Договоре посредником между Продавцом и Покупателем, мы не получили своих планируемых доходов. Предприятие-производитель понесло существенные убытки, результатом которых стала смена руководства предприятия. А наша компания продолжала существовать и работать. И вступать во все новые и новые сложные экономические взаимоотношения. Пропадали люди. Исчезали грузы. Были фантастические убытки и нечастые прибыли. Но жизнь вокруг била ключом. И это было прекрасное время.
Потом был финансовый кризис 1998 года, когда цена доллара за три дня подскочила с 5 до 28 рублей за доллар. Многие знакомые обанкротились. У большинства многократно выросли долги. Бизнес был свернут. Экономика надолго парализована. Немного завидую тем, у кого бизнес в масштабах государства – настоящий.
Год 2005. В Москве сотрудники Департамента экономической безопасности МВД России проводят проверку на рынке «Садовод». По оперативным данным, здесь одна из точек реализации контрабанды, идущей с Дальнего Востока. Получив документы на товар, оперативники в замешательстве - получателем груза значится не коммерческая фирма, а часть хозяйственного обеспечения ФСБ России. Уголовное дело по факту контрабанды возбуждалось в Следственном комитете при МВД России. Сделав запрос в Российские железные дороги, следователь по особо важным делам Павел Зайцев выяснил удивительные подробности.
Оказалось, что в год в адрес этой части ФСБ приходило около 5000 железнодорожных вагонов с контрабандой (!!!!!); 5000:365 =14 вагонов в день. На Дальнем Востоке хорошо известен депутат и бизнесмен Геннадий Иванович Лысак - депутат Законодательного собрания Приморского края, бывший зам. Мэра Владивостока, один из директоров компании «Владхлеб», бизнесмен. У Владивостока и Приморья много контактов с приграничным Китаем, часты визиты и поездки в Поднебесную. Геннадий Иванович полюбил Китай, и Китай отвечал ему тем же – здесь он находил продавцов и покупателей, партии товара. Груз приходил морским путем в Находку или в порт Восточный, перегружался в железнодорожные вагоны и шел в центральную Россию. В середине 90-х таможня еще не контролирует обстановку в регионах – она в стадии становления. И контрабандисты часто ввозят груз, даже не декларируя его. Разработана схема, которая устраивала всех: ФТС (федеральная таможенная служба) дает годовой план по таможенным сборам со всего Дальнего Востока. Через Лысака этот план доводится до всех участников внешнеэкономической деятельности с просьбой, а где-то и с требованием, заплатить в бюджет столько, сколько хочет Москва. А потом переходить на обычный режим. Контейнеры, грузовики и пароходы тех бизнесменов, кто отказывался работать таким образом, досматривали с особой пристрастием. А фирма Лысака «Ростэк-ДВ-Сервис» продолжала возить грузы по «зеленому» коридору. Принимая товар на китайской территории, контрабандисты получали 100 процентов предоплаты за свои услуги. Суммы все время меняются в зависимости от таможенных ставок. Сумма прибыли контрабандистов за полный цикл доставки товара из Китая до Москвы равна 25 тысяч долларов с контейнера. Официальная цена провоза контейнера через границу – 65 тысяч долларов. Экономия в 40 тысяч долларов – в карман. Итого от 30 до 50 миллионов долларов чистой прибыли ежемесячно. Впечатляет?? При этом в контрабанде участвовали практически все таможни Дальнего Востока». Только в Находке ежемесячно выделялось 65 тысяч долларов на то, чтобы таможенники закрывали глаза на контрабанду. После арестов контейнеров с китайским ширпотребом в Москве, во Владивостоке настоящая паника. Существовала реальная опасность арестов. Самые крупные обязательные платежи уходили в Москву. Ежемесячно в столицу отправлялось около 2 миллионов долларов. Все остальное оседало в карманах.
В 2004 году Таможня перешла под контроль Министерства экономического развития и торговли и ее руководитель Герман Греф сделал ставку на увеличение таможенных сборов по всей России. Собеседование с новыми руководителями таможенных управлений в округах Греф проводит лично. С будущим начальником Дальневосточного таможенного управления Эрнестом Бахшецяном вместо положенных 15-20 минут Греф беседует почти два часа. 2004 год был единственным годом в истории Дальневосточного управления, в котором оно не выполнила план по сбору платежей. Денег в бюджет поступило мало, меньше, чем следовало исходя из данных статистики». На новое место службы Эрнест Бахшецян прилетел в ноябре 2004 года. Бахшецян - новый тип руководителя. Просто заглянув в статистические данные, он увидел – то, что декларируется, это не то, что ввозится. Это было очевидно. На Дальневосточной таможне был рассчитан минимальный уровень рентабельности, и если предприниматель работал в убыток, это означало, идет контрабанда. Ежедневный мониторинг ввозимых товаров, введенный таможенным генералом Бахшецяном, вскрыл новый контрабандный канал - мясной. Особое подозрение вызывали грузы, приходящие в Находку. Согласно документам, корабли ввозили строительные материалы, тротуарную плитку и цемент. Но одновременно с прибытием груза, на железнодорожную станцию Находки, в порт, подгонялись рефрижераторные вагоны. В железнодорожных документы товаром значилось мясо. Начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян дает указание начальнику Находкинской таможни перекрыть этот контрабандный канал. Но указание было проигнорировано. Проверка документов Находкинской таможни, проведенная Управлением, показала, что налогообложение составляло 1 доллар за килограмм, то есть 120-130 миллионов долларов в год таможня теряла только на мясе. С огромным трудом Бахшецяну удалось сменить некоторых начальников таможен. В первую очередь это касалось таможни г.Находка.
Борьба за таможенные сборы продолжалась. Подкупить начальника таможенного управления или вовлечь его в криминальный бизнес не удалось. И когда стало понятно, что с начальником Дальневосточного таможенного управления договориться не возможно, была разработана комбинация по его устранению.
Март 2006 года. Эрнест Бахшецян в Москве, на коллегии Федеральной таможенной службы - подведение итогов 2005 года. За большой вклад в исполнение государственного бюджета премьер-министр Михаил Фрадков награждает его именными часами. А в это время во Владивостоке начальник оперативной таможни и руководитель службы собственной безопасности таможенного управления уже подали рапорта в управление ФСБ по Приморскому краю, в которых обвиняют своего начальника в содействии контрабандистам. Скорость, с которой возбуждалось уголовное дело против Эрнеста Бахшецяна, уникальна: заявление попадает на стол начальника УФСБ по Приморью, а затем в прокуратуру, затем в суд в один и тот же день. По прибытии во Владивосток, прямо у трапа самолета, генерал арестован. Суд длится 4 года. Летом 2009 вынесен приговор – виновен. И срок - 5 лет.
Слово Черкизон сейчас известно всей России. Именно на этом рынке оседал и продавался контрабандный товар. Именно этот рынок несколько лет пытались закрыть и не могли закрыть власти столицы. Директор именно этого рынка Исмаилов построил в Турции фешенебельный отель и заодно попросил турецкое гражданство. Прибыльный, настоящий, хорошо поставленный и отлаженный бизнес принес свои плоды. Только бизнес мимо казны.
Есть и бизнес совсем маленький. Недавно мне понадобилось детское питание. Нашла в Интернете ссылку на Супермаркет. И контактный телефон. Звоню по телефону. Отвечает небодрый мужской голос. Объясняю проблему, что хочу пробрести детское питание, называю марку торговой фирмы. «А вы перезвоните вот по этому телефону» - отвечает мне мужчина. – «Там у нас Тамара Андреевна, она все знает». Звоню по данному мне номеру. Трубку берет женщина: «Какое-какое питание?? да нет, мы веники продаем. А…..сейчас. Минутку. …Еще раз скажите, какое питание??? – переспрашивает она меня. (Видимо, записывает). – Сколько брать будете?? берите больше!!! Мы сейчас на базу поедем, там все есть. Все и привезем. И вы звоните почаще». Я кладу трубку. Вот такой он – бизнес по-русски. Но то, что он жив – меня очень и очень радует. Потому что тот, кто попробовал свои силы, никогда не останется равнодушным к возможности сделать что-то свое. Потому что тот, кто попробовал, всегда будет стремиться в новому, несмотря на трудности. И надеяться на удачу. Потому что есть такое сладкое слово - свобода. Это когда ты свободен делать, рисковать, творить, жить.
Валерия Карманова, Владивосток
Комментарии