Удар в спину: Иран готовит сирийский распил

На модерации Отложенный


Не секрет, что участие в боевых действиях в Сирии принимают многие страны, каждая из которых преследует свои интересы. Ресурсы, борьба с терроризмом, влияние в регионе — все это стало предметом жестокого торга. Однако до сих пор до конца так и не ясны мотивы одного из ближайших союзников Дамаска — Ирана, сообщает Федеральное агентство новостей.

Тегеран продолжает присваивать сирийские ресурсы, используя для этого союзные формирования, которым оказывает поддержку. Известно, что последние шесть лет войны в Сирии Иран активно помогает Башару Асаду и является одним из самых важных стратегических союзников. Правительство Тегерана оказывает легитимному Дамаску не только экономическую, но и военную поддержку. В Сирии находятся элитные бойцы Корпуса стражей исламской революции, присутствие которых сыграло огромную роль в битве за Алеппо. Также Иран снабжал оружием шиитские формирования. Однако в последнее время Тегеран открыто пытается подчинить себе ресурсы страны, фактически отнимая их у армии Башара Асада. К примеру, в ходе освобождения трассы Дамаск-Пальмира в конце прошлого месяца проиранские силы забрали фосфатные поля вокруг города Хнейфис. Эксперты отмечают, что занять эти позиции было крайне важно для САР, однако она не смогла этого сделать, а вот Иран воспользовался такой возможностью.
 
Помимо битвы за ресурсы, иранцы также принимают активное участие на театре военных действий, где стремятся исправить свое положение. Это наглядно демонстрируют события у сирийско-иорданской границы, где САА была вновь вынуждена прибегнуть к помощи иранских союзников. В частности, к участию «Бригад Имама Али» и ливанской «Хезболлы». Однако это продемонстрировало, что силы Тегерана пока не готовы к успешной координации действий со своими союзниками. Кроме того, иранские формирования стали быстрыми темпами продвигаться к границе с Иорданией, где располагается американский спецназ и обученные боевики оппозиции. В итоге это продвижение оказалось неудачным и для сирийцев, и для иранцев — самолеты ВВС объеденной коалиции во главе с США несколько раз накрывали огнем иранских бойцов, которые разбежались по пустыне.



Как считает эксперт Александр Сотниченко, Иран целится на эту территорию совершенно не случайно, поскольку пересечение границ Сирии, Ирака и Иордании даст Тегерану шанс соединиться с Ливаном и вывести нефть к Средиземному морю. По мнению специалиста, создание единой оси с Багдадом, Дамаском и Бейрутом имеет огромное значение для экспорта нефти через порты Сирии. Для США первостепенной задачей является этого не допустить, поэтому силы коалиции пойдут на все, чтобы не позволить союзным войскам заполучить контроль над границей с Ираком и Иорданией, отмечает Сотниченко..

Военный эксперт, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов, рассказал корреспондентам Федерального агентства новостей, что Иран постепенно наращивал влияние в Сирии различными путями. К примеру, с помощью создания собственного ополчения. Мардасов отметил, что при администрации Обамы Тегеран стал расширять свое влияние не только в Сирии, но и в Ираке. Это произошло путем заполнения вакуума, который иранцы заполонили собой вместе с коалицией США, отмечает эксперт. Первым делом Тегеран укреплял свое влияние за счет парамилитарных структур ополчении из местного населения, палестинцев, афганцев и иракцев.

Также Мардасов добавил, что эти силы на данный момент будут отвоевывать основные объекты и территории с ресурсами, что может негативно отразиться на ситуации в Сирии. По мнению эксперта, присутствие шиитского Ирана на поле боя грозит новыми конфликтами в центрах проживания суннитского населения.

Мардасов полагает, что борьба с терроризмом является инструментом торга для Ирана. Стоит заметить, что Иран не сразу начал воевать с боевиками – только после того, как получил ядерную сделку. Сейчас Тегеран пойдет путем дестабилизации ситуации в Сирии путем оставления различных «прокси-сил». Примечательно, что суннитские монархии Персидского залива постараются избавиться от присутствия Ирана, что создаст этно-конфессиональный дисбаланс, отметил эксперт.