Тайм-менеджмент для православных — учимся управлять своей жизнью
На модерации
Отложенный
Пожалуй, одна из самых актуальных проблем сегодня – постоянная нехватка времени и неумение организовать себя так, чтобы эффективно и на постоянной основе справляться с текущими делами дома и на работе, не доводя себя до нервного истощения от переутомления. «Я ничего не успеваю» – эту фразу можно услышать практически от каждого. Мощный поток информации, характерный для нашей современности, породил иллюзию, что и люди должны в одну единицу времени делать огромное количество дел без учета массы сопутствующих физических и психологических факторов, характерных для живых существ. Отсюда – постоянная спешка и суета, режим цейтнота становится почти постоянным, когда некогда думать, а надо делать.
Причем сейчас эта проблема стала всеобъемлющей. Если раньше суета воспринималась как непременный атрибут мирской жизни, а пребывание в Церкви, тем более в монастырских стенах, считалось образцом тихой и размеренной жизни в Боге, то теперь в церковной среде перегруженность разнообразными делами и послушаниями порой даже большая, чем в миру, со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями. Ну как тут не вспомнить: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк. 10, 41–42). Что именно? Внимание к Слову Божию и исполнение воли Его. На что тоже вполне резонно, и тоже из Евангелия, можно ответить: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10, 2).
И можно бесконечно закидывать друг друга подходящими цитатами, но для нас, православных христиан, живущих в миру, вопрос все равно остается открытым. Как совместить исполнение воли Божией с бесконечной чередой дел на работе, в семье, на приходе? Как все успевать и при этом не утонуть в делах, забыв о душе? Как найти время на семью, тоже требующую внимания, на отдых, на любимое дело и т.п.? Ведь порой для выполнения только того, что требуется по работе, не хватит времени, даже если работать без перерыва все 24 часа в сутки. И как тогда быть?
От размытости к целостности
А что вообще мы хотим успевать делать в нашей жизни? Как ни парадоксально, но мало кто способен предельно четко и конкретно обозначить все те сферы своей жизнедеятельности, над которыми готов трудиться, чтобы жить полноценной жизнью. Да даже на уровне «чего я хочу от этой жизни» конкретики нет, есть некие обобщенные, порой весьма абстрактные представления о некой идеальной счастливой жизни. А еще есть куча ежедневных рутинных дел в семье и на работе, и кажется, что этих текущих дел так много, что просто нет сил, времени, а порой и желания подробно вникать в каждое, хочется поскорее хоть как-то сделать и забыть. И получается, как в одной песне поется: «Ты отчего же так живешь, как будто свой башмак жуешь, как будто жизнь вся для тебя сплошной недуг?»
Но бывает и по-другому, когда человек излишне сосредоточен на чем-то одном – так называемое состояние увлеченности, поглотившее его практически целиком. И тогда в той сфере, которой он увлечен, он как будто даже развивается и весьма успешно, но все остальное (а чаще всего это здоровье, семья, отношения с близкими и т.д.) – на таком плачевном уровне, о котором и думать даже не хочется. Поэтому происходит еще большее погружение в то, что приносит удовлетворение, видимость самореализации, то есть это как своеобразный уход от проблем.
Причем о духовной жизни в обоих случаях можно говорить только с очень большой натяжкой, потому что нет самого главного – целостного представления о собственной жизни, о ее ценности и значимости перед Богом. Такая размытость – это как рассеянность на молитве: вроде много всего прочитал, время и силы потратил, только совершенно не вникал в смысл прочитанного. Немудрено, что подобная «молитва» довольно скоро превращается в тяжелую обузу, и с каждым разом все труднее заставить себя ее исполнить, а под конец она и вовсе кажется бессмыслицей. То же самое и в нашей жизни: ежедневные дела, лишенные глубинного смысла, не приносят нам удовлетворения, как будто захламляют нашу жизнь, и счастье видится в том, чтобы поскорее от них избавиться.
А что такое полноценная жизнь? Это то, чего я хочу от этой жизни или все же то, чего от меня хочет Бог? Думаю, для православных ответ очевиден. Тогда как же начать жить по-новому и эффективно действовать на постоянной основе, чтобы наша жизнь была богоугодной и приносила нам ту радость, о которой говорится в Евангелии?
Целостный взгляд на жизнь
Наш мозг так устроен, что для лучшего понимания и запоминания необходимы наглядность и схематичность, закрепленные конкретным действием. Поэтому можно часами думать и размышлять о жизни – и ничего не изменится, а можно просто взять лист бумаги и ручку, наглядно изобразить то, что необходимо прояснить в своей жизни, и тогда будет намного легче начать действовать. Для начала давайте попробуем создать свой жизненный круг: выписать все сферы своей жизнедеятельности, которые для нас представляют ценность, и расположить их на окружности в виде секторов. Причем в центре этой окружности будет духовная жизнь как базовая ценность православного христианина, а вокруг, в секторах, разместим остальные значимые для нас сферы. К примеру, таковыми могут быть работа, семья, здоровье, спорт, значимые отношения (друзья, коллеги и т.п.), самообразование, творчество (любимое дело) и т.д. Главное здесь: предельно четко определить, что для нас является важным, ценным. При этом на данный момент что-то из перечисленного может едва присутствовать в нашей жизни (потому что, как нам кажется, на это просто нет времени), но, если мы об этом часто задумываемся, если очень хотим этим заняться, значит это уже для нас важно, представляет для нас ценность.
Перечисленные нами сферы в той или иной мере охватят три составляющие человека – тело и все, что связано с материальной стороной жизни, душу и дух, и очень важно следить, чтобы это было именно так. Если про телесно-материальную сторону все более-менее понятно, то о душе поясню, что сюда мы отнесем социально-эмоциональную сторону нашей жизни. Ведь мы вплетены в огромное количество отношений с разными людьми, эти отношения неизбежно вызывают у нас какие-либо эмоции, представляют для нас определенную ценность, а значит оказывают влияние на нашу жизнь. Плюс к душе относится разум и связанное с ним умственное развитие. Конечно, этими двумя пунктами не исчерпывается душевная сторона жизни, и в процессе работы над своим жизненным кругом каждый добавит еще что-то свое, я лишь обозначила ее некоторые важные компоненты. Что касается духовной жизни, которую мы разместили в центре нашей окружности, то здесь, помимо работы над собой в этом плане, огромное значение имеют молитва и регулярное участие в церковных таинствах Исповеди и Причащения. Именно такой трехсоставный подход обеспечит целостный взгляд на собственную жизнь и поможет начать жить по-новому. Игнорирование какого-либо из компонентов будет медленно вести к разрушению себя, что довольно часто и происходит в нашей жизни.
Здесь сразу же уточню. Некоторые скажут: «А как же святые? О плоти своей почти не заботились, многие и образованными людьми-то не были, а Бог им столько всего давал, они же целиком жили жизнью Духа…» Верно, и не зря мы расположили духовную жизнь в центре нашего воображаемого жизненного круга. Расширяясь, она с помощью Божией как бы поглощает собой все остальные сферы, потому что духовная жизнь и есть то самое главное, на чем должна быть основана полноценная человеческая жизнь. Но кто из нас, современных, сразу способен на это?
Да и святые не сразу таковыми стали, этому предшествовали десятилетия напряженнейшего труда, а главное – их решимость служить Богу была явно не такой слабой, как у нас. То есть, получается, мы смотрим на них, как на пример для подражания, но видим-то уже конечный результат – святость. И сходу пытаемся на нее ориентироваться, а это то же самое, что строить многоэтажный дом с последнего этажа. Поэтому, особенно в наш век почти всеобщего духовного оскудения, гораздо надежнее идти заповеданным еще святыми отцами древности «царским путем», не игнорируя телесные и душевные потребности.
Роли и цели
После того как мы разобрались со сферами-ценностями, давайте определим для себя, какую роль мы выполняем в каждой сфере (ролей может быть несколько). Почему это важно? Во-первых, это облегчит и персонифицирует (сделает личностно-значимыми для нас) постановку целей. Ведь мы это все прописываем для того, чтобы, в первую очередь, разобраться в своей жизни и постоянно работать над собой. Основу нашей жизни составляют отношения с Богом, потом с самим собой, с ближними и дальними людьми. И вот когда мы четко пропишем свои роли в каждой сфере-ценности, то сразу увидим, какими отношениями и с кем мы связаны. И тогда, исходя из этих отношений, надо начинать ставить цели.
Теперь распишем на ближайшие месяц-два свои цели, исходя из ролей и отношений (хотя бы по 1-2 цели для каждой роли). Каковы признаки правильно поставленной цели? Она должна быть:
- предельно конкретной и состоять из простых шагов, не требующих значительных временных затрат;
- результат ее выполнения можно будет реально оценить, измерить;
- достижимой лично для нас в указанные временные сроки, то есть у нас уже сейчас должны быть какие-то ресурсы для ее осуществления;
- согласованной с другими сферами жизни.
Например, стать лучше – это не цель, а абстракция, потому что совершенно не ясно, какие шаги предпринимать и как увидеть и оценить результат. А вот если расписать то, что входит в понятие «стать лучше» в виде конкретных целей: всегда выполнять свои обещания, вовремя приходить на встречи, разговаривать без раздражения и крика и т.п. – это уже конкретные вещи, которые можно отследить. И еще: под словом «цели» я имею ввиду те верстовые столбы, опираясь на которые мы будем отслеживать, как у нас идет работа над собой и насколько мы приближаемся к богоугодной жизни. В этом основной смысл, а не просто, как в популярных книжках по тайм-менеджменту: сидит человек и вымучивает, чтобы такое еще захотеть и поставить себе как цель, которой надо добиться, чтобы потом гордиться своими достижениями. Именно это меня всегда и отвращало в подобных книгах. И хоть средства там интересные, которые можно взять на вооружение, но общий дух не верный, пропагандируется устроение своей жизни по собственному разумению, а не по воле Божией.
Сдвиг мотива на цель
А теперь перейдем к тому, с чего все и начиналось: как же выстроить свою жизнь так, чтобы эффективно справляться с ежедневными делами на постоянной основе? И чем нам могут в этом помочь вышеназванные задания? Все это нужно и крайне важно расписать, чтобы получить целостноепредставление о своей жизни, понять, что в нее входит, что является значимым и запустить психологический механизм, который называется «сдвиг мотива на цель».
Эффективное выполнение текущих дел для нас пока еще всего лишь мотив для того, чтобы научиться побыстрее с ними разделываться. Потому что все эти дела, чаще всего, мы воспринимаем просто как отвлекающие нас от чего-то, что мы считаем гораздо более важным в своей жизни. Каждое новое дело довольно часто воспринимается нами просто как лишняя обуза, которой порой очень неприятно заниматься и от которой хочется быстрее избавиться.
Но если эффективное выполнение текущих дел превратить в цель для реализации наших ценностей, то какой же свет прольется тогда на все наши текущие дела, если мы будем понимать, что каждое порученное нам дело дано Самим Господом именно для того, чтобы мы боролись с собой и своими страстями, выправляя свою жизнь по евангельским меркам. И каждая встреча, каждый человек, с которым нас связывают определенные отношения, и каждое порученное дело – не случайные помехи на нашем пути, а ступеньки, ведущие к Богу, через которые нельзя просто перепрыгнуть, их нужно «потом и кровью» пройти. И тут не имеет значения, много у нас ума или мало для их выполнения, считаем ли мы себя способными или нет, чтобы с ними справляться. Если мы не сами выискиваем себе все эти дела, а принимаем порученное нам как данное Самим Господом, значит, по выражению старца Паисия Святогорца, мы уже как бы обязываем Бога прийти к нам на помощь в том, что по человеческим меркам сделать очень трудно.
О богоугождении в нашей жизни
Как православные христиане мы вроде бы и держим в голове основную цель нашей жизни – богоугождение, но на практике оказывается, что это только слова, потому что нет четкого представления о том, что мы должны изменить и чего достичь в каждой сфере своей жизнедеятельности с целью богоугождения. Это тот самый фундамент, без которого строить дом бесполезно. Конечно, самый основной фундамент прописан в Евангелии – это вера в Господа и исполнение Его заповедей. Но как именно их исполнять в своей повседневной жизни – мало кто может сказать, тем более в наше время, когда мощный информационный поток валом обрушивается на людей и рассеивает и без того размытые представления о собственной жизни. Поэтому надо четко понимать, какие сферы для нас представляют ценность, какими отношениями мы связаны с окружающими и что именно мы можем исправить или подтянуть в своей жизни. Когда есть такой порядок в голове – жить намного продуктивнее. Об этом надо постоянно задумываться, постоянно вот так структурировать свою жизнь с учетом происходящих изменений.
И когда мы четко пропишем в виде целей (ориентиров), к чему конкретно следует стремиться в каждой сфере жизнедеятельности, чтобы угодить Богу, тогда вся наша жизнь, и каждое порученное дело, и каждая встреча, и каждое событие будут как кирпичики укладываться на свое место в фундамент всей нашей жизни, направленной к Богу. Но самое интересное, что, добиваясь цели в чем-то одном, мы ведь автоматически будем продвигаться и в другой сфере, потому что все взаимосвязано. Например, поставили себе цель выполнять обещанное себе и другим, и уже люди будут воспринимать нас как островок стабильности, которой так мало в нашей жизни, соответственно и мы уже будем гораздо успешнее выполнять дела, потому что слово надо держать, тем самым исполняя одну из евангельских заповедей, следовательно, приближаясь к богоугодной жизни еще на один шажок.
Именно поэтому надо четко прописать свои ценности, роли и цели, чтобы понимать, как они взаимосвязаны в нашей жизни и осознать, что продвижение в одном влечет за собой сразу же сдвиг и в другом в сторону улучшения. Это очень МОТИВИРУЕТ! От этого вся жизнь предстает как одна большая ценность, а именно так и есть для Бога, для Которого ценна каждая человеческая жизнь.
И теперь, получив целостное представление о своей жизни, осознав, в чем заключается ее ценность перед Богом, остается перейти к практическим приемам, которые позволят нам эффективно справляться с текущими делами. Но об этом – в следующий раз.
Комментарии