СИНДРОМ, О КОТОРОМ МЫ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ

На модерации Отложенный Задели за живое посты об абортах и их последствиях. Думаю, тема актуальна для многих, судя по статистическим данным об абортах. В прессе и обществе много говорится о физических последствиях для женщины, о социальных для всего общества, а вот о последствиях психологических практически никто не пишет и не говорит, кроме небольшой группы профессионалов психологов.

Решила поискать в интернете что-то на эту тему. И вот попыталась резюмировать найденный материал.

Как термин «постабортный синдром» (ПАС) был впервые предложен в 1981 году американским психологом Винсентом Ру, который ввел его для обозначения посттравматического стрессового расстройства, развивающегося после аборта.

И с тех пор споры о существовании психических последствий аборта не утихают. Одни ученые полностью отрицают психологические последствия, например, Американская психиатрическая ассоциация, Американская психологическая ассоциация, Британский королевский психиатрический колледж отказались признавать наличие постабортного синдрома. Другие признают аборт в качестве необратимого тяжёлого стрессового фактора. Умеренная же точка зрения, находится между мнениями безусловных противников аборта и защитников права женщины на прерывание беременности. Сторонники такой точки зрения говорят, что аборт не является причиной психических нарушений, но может быть мощным фактором, провоцирующим их развитие. К числу таких нарушений относятся в первую очередь депрессивное расстройство, расстройства адаптации и различные виды тревожных расстройств.

Проявления психических нарушений могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д Причем симптомы в большинстве случаев проявляются и не сразу, а спустя время, от 6 месяцев до нескольких лет, в среднем 2 -3 года.
Некоторые авторы отмечают последствия связанные с воспитанием детей родившихся после аборта, до полного неприятия.

Ученые выделили группу риска возникновения ПАС. К ним относятся: наличие предрасположенности к психическим заболеванием, конфликтное отношение с партнером и родственниками, низкий социальный и материальный статус. Так же можно предположить, что одним из важных фактором риска является эндокринные изменения организма. Резкие гормональные изменения (понижение уровней эстрадиола и прогестерона) после аборта могут играть роль в развитии постабортных психических расстройств. Особенно подвержены таким влияниям женщины имеющие в анамнезе множественные аборты и ПМС(предменструальный синдром).

Некоторые авторы отмечают сложность исследований ПАС, так как у женщин срабатывает психологическая защита по типу отрицания или вытеснения. Женщина зачастую, не в силах сама справится с такими переживаниями. «Так, на вопрос психотерапевта «переживаете ли вы после аборта?» практически 100% женщин спокойно отвечают, что нет никаких переживаний. На самом деле это лишь скрытые и невыраженные эмоции, которые позже обязательно найдут свое выражение в болезнях тела. После продолжительного общения с психотерапевтом душевная боль и переживания могут начать проявляться вместе с пониманием того, откуда эта боль. Зачастую понимание причин депрессии может прийти из снов, похожесть которых у разных женщин удивляет: «В своих ужасных снах я вижу маленькую девочку, которая бежит ко мне и спрашивает: "Почему, мамочка, почему?" И этот сон, и взгляд девочки преследуют меня со дня аборта».

И в заключении - Анна Спекхард (США, Арлингтон) - один из ведущих психологов-специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. То есть женщина не может принять другую правду, о том, что ОНА САМА – ПРИЧИНА СМЕРТИ СВОЕГО РЕБЕНКА.