Не стояли в сторонке. Американский портал назвал женщин движущей силой революции 17-го

На модерации Отложенный

Считается, что во время революции 1917 года русские женщины стояли в стороне. В это время в России не было явного феминистского движения, да и на передовой машины перемен они не стояли. Действительно, женщины не зажгли искру Октябрьской Революции, но были ее движущей силой. Материал о вкладе русских женщин в революцию появился на американской портале Jacobin, который, как указано в описании, является "ведущим голосом американских левых":

... В 1917 году, в Международный Женский День работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.

Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.

Согласно многим современникам и историкам, прежде, чем на сцену вышли многочисленные батальоны рабочих мужчин, и во главе с управляемыми мужчинами же политическими партиями заслонили собой женщин в той борьбе, именно этот женский бунт за кусок хлеба непреднамеренно начал бурю, уничтожившую царизм. Бунт без какой-либо теоретической подготовки, которым руководило чувство, в котором исключительно экономические требования достигались «примитивными», но проверенными временем методами протеста.

С самого начала февральских забастовок лозунги, направленные против войны, были прочно вшиты в ткань протестных движений. Отвага женщин, их непреклонность и методы борьбы, которые они избирали, говорили о том, что они ясно видели, в чем состоял корень их проблем. Они понимали необходимость единения рабочего класса и важность привлечения и присоединения солдат, защищающих царистское государство, к бунту.

Позже Троцкий писал: Женщины сыграли огромную роль в налаживании отношений между рабочими и солдатами. Они с большим безрассудством, чем мужчины, взбирались на кордоны, хватались за винтовки, взывали, практически отдавали команду солдатам: «Опустите штыки – присоединяйтесь к нам!» Солдаты взбудоражены, им стыдно, они обмениваются тревожными взглядами, начинают колебаться. Кто-то решается первым, и штыки с виноватым видом поднимают над головами приближающейся толпы.

К концу 23 февраля, женщины смогли убедить солдат, охранявших трамвайные парки, и перевернутые вагоны превратились в баррикады. Причиной того, что солдаты поддержали женщин, был не нависший груз войны над армией, и даже не «заразительная» спонтанность протестов.  Мужчины в бараках и женщины с фабрик, приехавшие в город из одних районов вели беседы и формировали отношения, стирая границы между рабочими и солдатами, что и позволило женщинам получить вооруженную поддержку.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров.

Февральскую революцию называют спонтанной и в каком-то смысле это так: она не была спланирована и совершена революционерами. Однако, спонтанность это не то же самое, что отсутствие политической сознательности. Протесты рабочих женщин, штурмовавших фабрики Петрограда в то время, как и работники, и домохозяева были вынуждены стоять в очередях, чтобы прокормить родных, помогли избавиться от разделения между «экономически обусловленной» проблемой отсутствия хлеба и политически обусловленной проблеме завершения войны. Тяжелое материальное положение в итоге помогло направить недовольство голодом и бедностью в правильное русло. Причиной всего этого была война и политики, которые ее вели. Такие требования нельзя было удовлетворить без масштабных политических изменений в стране.

После февраля в течение 1917 года женщины во многих отношениях перестали принимать участие в развитии революционного движения. Исключением являются несколько выдающихся революционерок, такие как Александра Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд, чья личная жизнь в качестве жен и любовниц обсуждается намного чаще, чем их вклад в теоретизацию революции и революционную деятельность.

Россия до 1917 года представляла собой преимущественно агрикультурное общество. Абсолютная власть царя поддерживалась и укреплялась церковью, что отражалось институте семьи. Религия главенствовала в вопросах свадьбы и развода, женщины на законном основании ставились в подчинение, считались собственностью, а не людьми. В известных русских пословицах встречалось такое отношение к женщинам: «Мне показалось, увидел двух человек, а это всего лишь мужчина со своей женой».

В 1896 году работницы текстильных фабрик приняли участие в забастовках и протестах против воинской обязанности перед Русско-Японской войной. А в революции 1905 года женщины сыграли значительную роль, когда работницы текстильных, табачных и кондитерских фабрик вместе с домработницами и прачками предприняли попытку образовать собственный союз в рамках общего бунта.



Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 – 18%.

При двоевластии, сложившемся в результате Февральской революции, протесты рабочих женщин не исчезли, но стали использоваться как часть процесса, в результате которого рабочий класс перешел на сторону Советов, а внутри социалистического движения к сентябрю оказал поддержку большевикам вместо умеренных социалистов – меньшевиков и эсеров.

Ожидания рабочих женщин и мужчин, надеявшихся на улучшение условий жизни после падения царизма, не оправдались, так как и правительство и Советское руководство не желали прекращать войну. К маю антивоенные митинги привели к распаду первого Временного Правительства и меньшевики совместно с эсерами создали политическую коалицию с либералами, которая по-прежнему выступала за участие в войне. Разочарование рабочих стало причиной продолжившихся забастовок, вновь возглавляемых женщинами.

Историки Джейн МакДермид и Анна Хиллиер описывали это так: С поддержкой других активисток из профсоюза, Гончарская заходила в одну за другой прачечные и убеждала работниц присоединиться к забастовке. Они заливали печи холодной водой. В одной из прачечных владелец напал на Гончарскую с гвоздодером, но ее спасли другие работницы, схватив его сзади.

После Февральской революции феминистки вновь начали выступать за всеобщее право голоса, и когда в июле они его добились, это стало значительным шагом вперед. Однако для большинства женщин право голоса мало что меняло в их жизнях. Нищета, долгие рабочие дни и борьба за сохранение целостности семьи никуда не пропали.

В 1908 Коллонтай писала: Какими бы радикальными ни были требования феминисток, нельзя забывать о том, что, исходя из их классовой принадлежности, они не могут бороться за то фундаментальное изменение в современной экономической и социальной структуре общества, без которого освобождение женщин невозможно достичь.

Для большинства крестьянок и женщин из рабочего класса вопрос угнетения и достижения равенства был далеко не абстрактным, а напрямую возникал из процесса борьбы за улучшение условий своих жизней и жизней своих мужей и детей, в которой они участвовали. Те из них, кто принял непосредственное участие в политике и стали более уверенными, зачастую вступив в партию большевиков, достигли этого в результате собственных коллективных усилий, направленных против войны и политиков. Усилий, которые фокусировались на неприятие голода, продолжения войны и борьбы за право владения землей.

Роберт Сёрвис утверждает: Программа Большевиков оказалась наиболее близкой к крестьянским и рабочим массам, а также к солдатам, когда во второй половине октября социальная напряженность и экономический упадок достигли пика. Но этого могло оказаться и недостаточно для Октябрьской революции.
Все это женам рабочих, крестьян и солдат приходилось переживать наравне с ними. Без поддержки неквалифицированного рабочего народа Петрограда, большинством из которого являлись женщины, Октябрьский переворот не преуспел бы.


Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.

Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское правительство, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за октябрем.
Во время революции, женщины не смогли в равной степени с мужчинами принять участие и сделать свой вклад в ход политического процесса на высочайших уровнях, но, будучи угнетенными, им удалось вопреки всем ожиданиям задать курс революционного движения.

Как писали МакДермид и Хиллиер: Действительно, разделение труда между мужчинами и женщинами осталось прежним, но, вместо того, чтобы утверждать, что женщинам не удалось бросить вызов доминированию мужчин, мы можем оценить искусность их маневра в отведенной им традиционной сфере, и какое значение он имел для революции.

Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.