Дикая Россия глазами просвещенной Европы...
На модерации
Отложенный
Апокрифический диалог (с сокращениями)
...В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. Поздний антитатарский фольклор связан не с эпохой Чингиса, а с трехсотлетней эпохой набегов крымских и причерноморских татар и ногайцев на Литовскую и Русскую Украину. Впрочем, ради справедливости надо отметить, что запорожские и донские казаки не уступали ногайцам в стремлении к грабительским набегам. И те, и другие были храбрыми и предприимчивыми воинами.
Но, как ни странно, больше всех возненавидело тюрко-монголов и особенно Чингиса романо-германские народы Западной Европы. Это странно и даже противоестественно: ведь они Чингиса никогда не встречали, и монголы их не завоевывали.
Тем не менее, именно в Западной Европе пятьсот лет росло и крепло убеждение, что монголы, тюрки и даже русские - чудовищные носители зла и разрушения. Это обывательское мнение можно было бы рассматривать как разновидность расизма, но дело обстоит не столь просто; ведь к арабам и османским туркам, с которыми католическая Европа вела тысячелетнюю войну, такое отношение не возникло. Монголо-фобия породила ненависть и к сибирским народам, живущим своим бытом и не подозревающих о том, какое большое место они заняли в европейской историографии. А в ней сложились три версии, объясняющие образование Монгольского улуса в XIII веке и считающие это историческое событие проклятием времени.
Первая версия. Тэмуджин, избранный ханом с титулом Чингис, организовал банду, подчинил все кочевые народы Азии и провел ряд войн, продолженных его сыновьями и внуками с корыстной целью - ради личного обогащения. При этом непонятно только: как ему это удалось?
Вторая версия. Весь монгольский народ совершил это преступление согласованно. Неясно только, для чего ему это было нужно, ибо привозить добычу домой при наступлении - невозможно.
Третья версия. Кочевники всегда нападали на трудолюбивых земледельцев, следовательно, здесь не единичное «преступление», а предопределенный положением образ жизни. Надо отметить, что эта версия фигурирует еще в Библии, но с обратным знаком: Каин убил Авеля и за это был осужден. В западноевропейской историографии осужден Авель, а Каин реабилитирован.
Поскольку автору этой статьи приходилось уже не раз вступать в дискуссии и споры с самыми разными оппонентами, попытаемся изложить их возражения и дать на них ответы.
Итак, возражения и упреки в адрес автора гневного оппонента-профессора.
- Вы уже не раз писали о Чингис-хане. И ни ему, ни Тамерлану не дали должной оценки! Почему?
Автор. Наука не базар, где любой товар оценивается для продажи. Я не торговал историческими персонажами. Объекты научного исследования не оцениваются, а исследуются. К тому же Чингис, хан монголов, и Тимур, эмир Чагатайского улуса в истории занимали диаметрально противоположные позиции. Чингис защищал свой народ от могучих и беспощадных соседей, которых ему удалось временно разбить, а Тимур боролся с наследниками Чингиса - кочевниками, одновременно совершая грабительские нападения на оседлых соседей. Общего между ними ничего не было.
Профессор. Можно ли говорить о прогрессивной роли таких завоевателей?
Автор. Конечно, нет, как нельзя говорить о направлении точки. Прогресс - движение вперед, регресс - назад. Как назвать движение вбок? Зигзаг! Человек, идущий по полю без теодолита, всегда отклоняется от прямого направления. Даже движение дождевой капли от облака до земли зигзагообразно. На практике это не существенно, потому что ошибки взаимно компенсируются, но только на значительных отрезках пути. В истории происходит нечто подобное. Можно говорить о прогрессе за двухсот-трехсот летний промежуток, а десятилетия - почти всегда зигзаги.
Профессор. Так, значит, Вы считаете грандиозные завоевания дикими кочевниками оседлых народов пустяками? А где классовая борьба?
Автор. Завоевания монголов, находившихся в первобытнообщинной формации, произошли в 1200-1260 годах, после чего их улус распался на пять самостоятельных государств, вступивших в жестокую войну друг с другом. Четыре из этих государств стали феодальными, но ведь смена общественно-экономической формации происходит не сразу. Для такой смены требуется рост производительных сил и смена производственных отношений (чего не бывает при натуральном хозяйстве - экстенсивном скотоводстве). Да, империя Юань в Китае, государство ильханов в Иране, Золотая Орда на Волге, Чагатайское ханство в Средней Азии сохранили феодализм, выработанный там задолго до монголов. Но в Джунгарии, где монголы не растворились в массе местного населения, которого там не было, они остались на стадии военной демократии, которая, как известно, является доклассовой. Не понимаю, зачем Вам нужно оспаривать теорию исторического материализма?
Профессор. Как Вы можете защищать разрушение культурных областей и городов дикарями?
Автор. Не могу и не хочу. И не делаю этого. Северный Китай был завоеван и опустошен чжурчженями в 1114 -1140 годах, за сто лет до монголов. Средняя Азия и Иран были разорены сначала сельджуками (туркменами), а потом хорезмшахами, опиравшимися на племя канглы (печенеги). С ними-то монголы и воевали. А страна оазисов, торговли и культуры Уйгурия от монголов не пострадала вовсе.
Профессор. Но развалины Хара-Хото!!!
Автор. Этот тангутский город Эцзин-ай, или по-монгольски Урахай, после захвата его монголами в 1227 году процветал более века, пока не был взят китайцами и дотла уничтожен. Ведь осаждающие отвели реку Эцзин-гол, а у монголов шанцевого инструмента не было.
Профессор. А как же монгольское иго в России, продолжавшееся, как известно, по XV век?
Автор. После похода Батыя в 1237 - 1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву, как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы, или, как тогда говорили, «великой замятни», Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань. При Тохтамыше Тимур напал на Орду, после чего она уже не оправилась.
Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. Иногда такая ненависть возникает и бывает затяжной, чему пример мы видим в Ольстере: ирландцы не могут забыть расправ Кромвеля в XVII веке над жителями Дрогеды.
Но, к счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно.
Казахи примкнули к России добровольно в XVIII веке, а узбеки н туркмены так сжились с Россией, что в тяжелые годы гражданской войны не отделились от нее. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом»? И потому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками "диких грабителей"? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это? Пусть объяснит мой оппонент.
Профессор. Я не могу с Вами разговаривать. У Вас биолого-энергетический подход к прошлому, который не может определять социальный прогресс.
Автор. Такой подход не только у меня, но у К. Маркса и Ф. Энгельса (Соч., т. 46, ч. I, с. 462-463). Конечно, природные явления социальное развитие не определяют, ибо социальное развитие спонтанно, а этносы (народности или племена), согласно К. Марксу, - предпосылка социального развития. Древний человек жил группами или стаями ради успешной охоты и защиты от хищников. Этносы существуют поныне, переживая общественные формации. Этногенезы - происхождение и исчезновение этносов - природные явления, взаимодействующие с социальным развитием. Этногенезы - это зигзаги на глобальном развитии человечества. С этим вы, вероятно, спорить не будете.
Профессор. Не буду! Я гуманитарий; знать не хочу эту природу! Скажите четко: что благо, а что вред?
Автор. В природных явлениях нет места категории оценки. Штиль и ураган, засухи и наводнения - это бытие, существующее вне нас и помимо нас. Изучать их необходимо, чтобы предохраниться от их воздействий. Для этого существует метеорология, наука об атмосфере. А историческая география - наука об антропосфере. Ее можно изучать, но не нужно оценивать. Происходящие в ней грандиозные события, с точки зрения личной вины или заслуги, отдельные люди не могут ни инициировать, ни предотвратить такие планетарные явления, как эволюция или миграции народов. Но если с этими явлениями считаться, то можно уберечься от их пагубных последствий. Точно так же, как, например, предвидя извержение вулкана в океане, можно увести людей с побережий в горы. И тогда цунами не повлечет за собой человеческих жертв.
Предоставим теперь слово оппоненту рассудительному. Он – искусствовед.
Искусствовед. Самое дорогое из того, что сделало человечество, - это культура и, особенно, искусство. Я люблю нашу Древнюю Русь с ее городами, монастырями, богатырями, вечевыми порядками и уважением к своим князьям. Разрушение этой прекрасной старины, ее культуры, ее памятников, ее обычаев, совершенное в XIII веке полчищами монголов, которых наши предки ничем не обидели, представляется мне чудовищным преступлением, вызвавшим наше отставание от Европы. Разве это не так?
Автор. В том, что искусство прекрасно, а разрушение его ужасно - Вы правы. Действительно, Москва была красивым городом, полным изукрашенных зданий, богатых товаров, денных рукописей. И все это погибло в огне... в 1812 году. Утрата непоправимая, но разве Наполеон был монгол? А за 200 лет перед этим Москву начисто сожгли поляки, так что Минин и Пожарский отбили дорогое всем русским пепелище. В 1571 году Москву сжег вассал Высокой Порты (Турции) крымский хан Девлет-Гирей, который никакого отношения к монголам не имел. За два века до него ее уничтожил отдаленный потомок Чингиса, хан Синей Орды Тохтамыш. Он совершил набег на Москву, поддерживая своих союзников - суздальских князей Василия и Семена Дмитриевичей, Олега Рязанского и многих других бояр, противников разрыва русских княжеств с ханом.
Искусствовед. Но Вы ни слова не сказали о Батые, завоевавшем Русь и установившем татарское ого. Вы его забыли?
Автор. Отнюдь нет. Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 года, в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам, и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего тогда там было около трехсот городов. Монголы нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении.
Искусствовед. Но они разгромили мать городов русских державный Киев!
Автор. До Батыя, а точнее в 1169 году, Киев опустошил Андрей Боголюбский, отдавший столицу Руси на трехдневный грабеж своим ратникам, как поступали только с чужими городами, В 1203 году то же самое сделал и князь Рюрик Ростиславич Смоленский, которому содействовал князь Игорь Святославич, известный герой «Слова о полку Игореве». Так что Батыю мало чего осталось от Киева...
Искусствовед. А дикая расправа с жителями Козельска, который монголы прозвали «злым городом»?
Автор. Действительно, этот трагичный эпизод выпадает из ряда прочих, но объяснить его можно. В 1223 году монголы, воюя с половцами, послали им в тыл 30 тысяч воинов. Они прошли через Кавказ с боями, подвергаясь нападениям грузни и осетин, но пробились через Дарьяльское ущелье к половецким становищам. Тогда все южнорусские князья выступили на защиту половцев. Монголы направили к русским князьям посольство с мирными предложениями, но князья этих послов убили. Среди инициаторов убийства был Мстислав, князь черниговский и козелъский.
Монгольский обычай, основанный на родовом строе и военной демократии, предусматривал коллективную ответственность за преступления. Худшим поступком они считали обман доверившегося и убийство посла. Этого они никогда не прощали, ибо на Востоке посол - гость. «Злыми городами» они называли те, где убивали их послов. В 1238 году монголы дошли до Козельска. По их обычаю, советчики князя - бояре и дружина, а также их родня отвечают за содеянное князем зло. Русские тоже это знали, и за семь недель осады никто не прислал подмоги Козельску, хотя тогда на Руси было не менее ста тысяч воинов.
Искусствовед. Я считаю, что Древней Руси было полезнее объединиться с Западной Европой, где расцветала культура, слагали баллады менестрели, и на горизонте уже мерцала эпоха Возрождения.
Вы же сами писали, что на Руси XIII века было немало людей, стоявших за тесный контакт с Европой, например, автор «Слова о полку Игореве». Я на его стороне! Вообразим, что было бы, если не вмешательство монголов в нашу историю...
Автор. Простите, перебиваю. Воображать не надо, ибо уже в XIV веке это вмешательство вот что принесло Руси. Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой, благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева - Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани - Револь, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав - польские замки - перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину. В 1340 году Русь исчезла с политической карты Европы. Возродилась она в 1480 году в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину ее, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетенную, пришлось спасать в XVIII веке.
Искусствовед. А почему же в русской литературе, в частности у А.К. Толстого, существовало устойчивое мнение о европейцах как естественных союзниках и друзьях Руси?
Автор. Русские интеллигенты, даже такие патриотичные, как поэт А.К. Толстой, не разобрались в истории вопроса. Действительно, князья дружили со шведами, англосаксами, датчанами и выдавали за их королей своих дочерей. Но со временем Западная Европа набрала силу и стала рассматривать Русь как очередной объект для колониального захвата. Удобный момент представился в XIII веке, но тогда рыцарям и негоциантам помешали монголы. Когда возник очередной конфликт Руси с Ливонией, великий князь Ярослав Ярославич в 1269 году привел в качестве союзников татар, чем так напугал немцев, что те сразу запросили мира.
Разумеется, ливонские рыцари, их сюзерен - император Священной Римской империи и папа, объявивший в 1246 году на Лионском соборе крестовый поход против татар, отнюдь не были рады такому обороту дела. Но так как никто не винит в неудаче себя, то опять появился повод для того, чтобы осудить татар, в очередной раз назвать их «варварами», «дикими кочевниками».
Искусствовед. Но у монголов тогда действительно не было ни грамотности, ни изобразительного искусства...
Автор. Уточним: Вы просто ни того, ни другого не знаете. Большая часть кочевников XII-XIII веков была крещена несторианскими миссионерами, следовательно, богослужебные книги, пусть на уйгурском алфавите, у них были. Значит, их могли читать миряне. А в это время во Франции, Англии и Германии эти книги писались только по-латыни и, следовательно, были недоступны для народа. А что касается изобразительного искусства, во всех европейских странах изданы прекрасные альбомы и монографии по монгольской живописи. Перечислить их в статье невозможно, так их много.
Искусствовед. Средневековая Европа строила грандиозные замки, величавые соборы. Ничего подобного не оставили после себя ни хунны, ни монголы.
Автор. Здания сооружаются для того, чтобы в них жить. Конечно, камень долговечнее войлока, но в замках было сыро и холодно. Рыцарям и их дамам приходилось проводить долгие вечера перед каминами, потребляющими много дров, а слуги, пажи и оруженосцы даже в северной Руси спали в неотопленных клетях, под перинами. Жилище кочевника - гер, или юрта, сооружалось из двух куполов. Воздушная прокладка между ними служила изоляцией и от холода, и от жары. Маленький костер среди юрты нагревал круглое помещение равномерно инфракрасными лучами. Юрты были вместительны и хорошо вентилировались. Ханские юрты вмещали до пятисот гостей.
Искусствовед. А прекрасные одежды средневековых дам и кавалеров! Ведь ни бархата, ни полотна у монголов быть не могло. Они ходили в овчинах.
Автор. Зимой в овчине теплее и удобнее, но для праздников у них были собольи меха и беличьи шубки, а в Англии горностаевую мантию носил только король. Проблема передвижения у кочевников решалась просто: они ездили верхом, тогда как европейские крестьяне передвигались пешком, и лишь богачи и кюре - на ослах. Да, кочевые народы оставили мало памятников, но ведь и русское деревянное зодчество той эпохи не сохранилось до наших дней. И это не значит, что его не было.
Искусствовед. Просто Вы любите монголов!
Автор. Мои личные вкусы и эмоции не имеют отношения к делу. Я историк, и как исследователь верю только реалиям. Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы, у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Он воскрес в 1261 году маленьким и слабым. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году. Неужели непонятно?
Искусствовед. Я не умею верить в то, к чему я не привык. Мне трудно относиться к изложенному Вами положительно.
Оппонент (самовлюбленный писатель). Монголы тех времен - это сброд без рода и племени, а Чингис - негодяй, запугавший свой народ. Да и не свой он для него. Ведь Чингис был не монгол, он же блондин! И воины его не монголы, а разноплеменное войско, объединенное культом жестокости и страха.
Автор. Но как один человек мог объединить Монголию и победить сильных соседей?
Писатель. Ему помогали «люди длинной воли». Злодеи. Они разгромили племя меркит на Иргизе и открыли в 1216 году монголам путь на запад.
Автор. Монголы оттуда двинулись на Семиречье и Хотан, а это не запад, а юго-восток. Потом они взяли Отрар, который лежит восточнее Иргиза.
Писатель. Не все ли равно! Целью монголов был только грабеж. Иначе ради чего они появились в степях, принадлежавших киданям, меркитам, найманам, в государствах чжурчжэней, тангутов, в Корее, Индии, Афганистане, Иране, Азербайджане и многих других странах?..
Автор. Нy и ну! Однако потратим время и вежливо объясним. Меркиты жили в тайге, а не в степях рядом с монголами, и в 1200 году начали войну с улусом Чингиса, входили во все коалиции против него, пока не были разбиты. Кидани с монголами не воевали. Восточные кидани изменили чжурчжэням и перекинулись к монголам, а западные добровольно примкнули к улусу Чингиса. Найманы в 1204 году начали войну с монголами за гегемонию в степи и проиграли. Однако монголы их приняли в свою Орду. В Корею они действительно вошли и обложили ее данью. Вошли и в Индию, преследуя отступивших хорезмийцев, и тут же ушли.
Не завоевывали они и Афганистан, Иран, Азербайджан, хотя бы потому, что таких государств в XIII веке не было. Это были территории, подвластные хорезмшаху Джеляль ад-Дину, сыну Мухаммеда.
Писатель. Восхвалять кочевников, врагов Руси, непатриотично.
Автор. А клевета на наших предков разве патриотична? По Вашему мнению, трусливый, разноплеменный сброд, удерживаемый в покорности только ужасом перед злобными олигархами, перебил все русские рати, имевшие преимущество в числе, вооружении и снабжении? Неужели наши предки были трусами? Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь.
В истории все сложно. Не обижайтесь, но еще Данте сказал: «Если поэт не сможет объяснить написанного им сонета, то вечный стыд такому поэту». С Данте литератору считаться необходимо.
Источниковед (строгий и ученый). Спор с невежественным оппонентом - занятие бессмысленное. Есть восточная пословица: «Собака лает, а караван идет». Зачем Вы уделили этому лаю столько внимания, когда в истории есть поистине существенные и нерешенные проблемы?
Автор. Во все времена было немало читателей некомпетентных и доверчивых, а поэтому склонных подменять науку сказкой. Но винить их не следует. Ведь ученые работают ради всех читателей. Поэтому именно они обязаны разъяснить истинное положение вещей и показать, что мнение того или иного исследователя следует принимать лишь постольку, поскольку оно доказано фактами и эмпирическими обобщениями.
Источниковед. Пожалуй, Вы правы. Но мне хотелось поговорить вот о чем. Известно, что все средневековые европейские авторы писали о монголах крайне недоброжелательно. Почему?
Автор. Это-то верно, но все ли европейцы так думали? В XIII веке в Европе были паписты-гвельфы и сторонники императора - гибеллины. К числу гвельфов принадлежали юго-западные французы - Анжуйский дом, северо-восточные немцы - саксонская династия герцогов Вальфов, половина Италии и орден тамплиеров. Гибеллинами были швабские герцоги Гоген-штауфены, которых поддерживали французские Капетинги. Гибеллины искали поддержки у восточных христиан: в Никейской империи, армянском царстве, в Киликии и у монгольских несториан. Папы за это отлучали их от церкви.
В этой расстановке сил в Европе XIII века и кроются истоки переходящей лжи о монголах, которая стала столь распространенной, что ее правильнее называть «черной легендой».
Эта «черная легенда», конечно, не единственная в европейской историографии. Были и другие.
Испанские историки, изучающие эпоху колониальных захватов, весьма обижены на то, что их английские и германские коллеги не жалеют черной краски в описании конкистадоров XVI - XVII веков. Те, в самом деле, были жестокими воинами, но чем лучше их англо-французские флибустьеры, американские «охотники за скальпами», французские корсары, английские «джентльмены удачи» южных морей, работорговцы, буры-рабовладельцы и голландские "коммерсанты-плантаторы" в Индонезии?
Когда о них писали авантюрные романы, то симпатии авторов, как правило, были на стороне европейцев, славных парней, просто желавших разбогатеть. Это создавало определенный настрой в читающей публике, одобрение колониальных захватов, а преступления колонизаторов рассматривались как подвиги.
Однако из числа «положительных героев» исключались испанцы. Им ставили в вину и инквизицию, и ограбление мексиканских и перуанских храмов, и борьбу с корсарами на Карибском море. Все это действительно имело место, но пуритане Новой Англии жгли своих женщин, обвиненных в колдовстве, чаще, чем в Севилье, скваттеры и трапперы, перебив немногочисленных индейцев, уничтожили бизонов и бобров, а плантаторы Виргинии хищническим разведением монокультуры хлопка превратили роскошные субтропические ласа в песчаные дюны.
Короче говоря, одни других стоили, и испанцы правы, что осуждать конкистадоров больше, чем флибустьеров и скваттеров, несправедливо. И они назвали эту тенденциозную подачу материала - «черной легендой».
Но если «черную легенду» об испанцах легко объяснить накалом протестантской пропаганды и тем, что именно в протестантских странах были более развиты книгопечатание и грамотность, то гораздо сложнее проблема возникновения такой же «черной легенды» о монголах, распространившейся в Западной Европе не с XIII века (эпохи их завоевательных войн), а позже - с XIV по XX век.
Эта тенденциозность не случайна. Когда в 1260 году монголы-христиане пошли в Палестину освобождать от мусульман «гроб господень», тамошние тамплиеры (орден крестоносцев, защищавший христианские святыни) пропустили мамлюков в тыл уставшим монголам, а те начали истреблять сирийских и армянских христиан. Тамплиеры не выступали в их защиту, они бежали сначала на Кипр, а потом уехали в Европу.
В Европе возмутились таким предательством, но тамплиеры все грехи свалили на монголов и оправдались в общественном мнении. Со временем семена лжи проросли в либеральной историографии, дав особо бурные всходы в XVIII веке, когда усиление России Европа стала рассматривать как возрождение Монгольского улуса. Итак, с легкой руки предателей-тамплиеров европейская историография начала чернить татар, монголов и русских, противопоставляя этим «диким азиатам» благочестивый цивилизованный Запад.
Так и закрепилась «черная легенда» сначала в Западной Европе, а потом и у нас в России, ибо реальность всегда воспринимается труднее, чем миф.
Лев Гумилев.
Комментарии
По поводу Куликовской битвы спорить не буду, как и по поводу всей истории России - сохранившиеся летописи и документы подвергались ревизии и уничтожению сначала Московскими князьями, потом Романовыми, потом советами... Со времен Иоанна Грозного сохранилось всего 9 документов. Сейчас уже многие ученые спорят, один ли это царь или их было несколько? И был ли он тем, кем его представляют историки? Современная историческая наука стала такой проституткой - каждый ее использует, как пожелает... На этом фоне для нас обывателей работы Гумилева очень полезны, даже если его иногда и заносит, то не так категорично, как продажных историков, служивших и служащих власти. Вы посмотрите, как они его ругают, а ведь - это один из признаков настоящего открытия...
Собственно всё как всегда - главный наш враг мы сами, остальное так, мелкое хулиганство.
)))
Моё мнение такое - а потому и не любят, что хан Батый, во главе РУССКОГО войска, раззорил ВСЮ Еуропу.
)))
небольшое сравнение сил - в крестовые походы европейские кАроли, собирали примерно треть воинства со всех углов Европы - до 80 000 воинов. Раз в 30-40 лет. А в промежутке, армия в 5 000 человек была НЕСОКРУШИМОЙ силой...
А в это время, Черниговские, Владимирские, и прочие...Тмутараньские... князья-ханы, выводили друг на друга, по 15-25 тысяч воинов. С регулярностью в 5-10 лет.
И вот приходит на Русь монголо-татарин, наводит порядок. Рассаживает "гордых" князей по порубам, а кто правильно понял "политику партии" Чингизидов, присоединился к ним, выгреб все дружины, и пошол воевать ещё не воёванное - Европецкие кАролевства.
Надо думать, что собрали в поход не менее 150 000. Оттого и ввалилсь в Европу широким фронтом. Польшу и Венгрию просто затоптали. Немецко-польское войско было разбито при Легнице, не очень большим отрядом "татар".
Ещё говорят что Батый торпился на курултай, по династическим делам.... А что мешало оставить при войске способного военначальника и продолжить погром? НИЧЕГО.
А может хан ждал когда европейские герцоги-бароны наконец "созреют", и вынесут ему "правильную" сумму? В компенсацию за трудный поход? И ведь похоже что и "вынесли". И хан ушёл довольный! Впрочем если хан и ушол самолично. Он мог оставить в Европе своих "смотрящих".
)))
На то что история "скрыла" эту неприятную для "просвещённой" Еуропы картину...так ведь и сейчас, на наших глазах шельмуют НАШУ победу над Гитлером.
И нужно сказать успешно.
(((
Вот такое вот моё мнение...
http://www.libereya.ru
Читал про такое. Петухов очень много говорит о миллионолетней истории славян, и русских в частности...
Просто здравый смысел мне подсказывает - ни один народ не может сохраниться более 10 тысяч лет.
На одном сайте мне попалась древняя славянская былина (действительно древняя, о Полынь-Звезде, между прочим) человек, который её представил оценивает возраст в 50-70 тысяч лет...???
А может-ли народная память сохранить устное предание столько времени? Думается - нет.
Ну а Христос, Богородица, и прочие немцы... ну всем почётно иметь ТАКИХ предков...
))) Вот и тянут одеяло, каждый на себя. ))))
Лично мне для гордости хватает и 1000 лет русской истории.
))) Даже последние 400 лет, если по уму разобраться (невзирая на всяких разных приблудных, Романовых-Нарышкиных, и прочих Голштинцев)- предмет гордости.