Что такое религиозная вера?
На модерации
Отложенный
Это одна из многих загадок, на которую многие так или иначе пытались ответить. Почему у одних людей вера есть, а у других она вызывает отвращение? В этой статье предлагается ответ на эти вопросы и священника, и психолога в одном лице.
Обратимся к базовым источникам: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Итак, «осуществление ожидаемого» — что это такое? Прежде всего, это то, что нужно, в чем есть потребность. Например, утраченное здоровье или семейное благополучие.
Но многие ли верующие за десятки лет своей веры получили «ожидаемое»? Такое иногда бывает, но чаще всего состояние человека — душевное и физическое — остается прежним или становится еще хуже от этого бесплодного ожидания. Но люди по-прежнему ходят в церковь и веруют.
Вместо стремления что-то получить начинает преобладать сам процесс ожидания, бесконечного и безнадежного ожидания чего-то. Это психологическое состояние выражается в догматическом предписании ожидания посмертного Царства Небесного. Можно сказать, что на этом построена вся религиозная культура православия.
Таким образом, вместо чего-то конкретного верующий человек начинает ожидать — если так можно сказать — само ожидание. Это становится главным психологическим содержанием религиозной веры. Подтверждение этому — мой двадцатилетний опыт священника. Почему же так происходит? Ответ находится в детско-родительских отношениях.
Ребенок, хочет этого или нет, обречён на влечение к родителям. Это обусловлено, в первую очередь, биологическими причинами — без материнского молока, заботы и ухода, особенно в первый год жизни, ребенок просто не выживет. В дальнейшем от родителей ребенок получает все необходимое для полноценного человеческого развития. Это обучение хождению, речи, мышлению, туалету, человеческим отношениями т. п.Но самое главное, что необходимо ребенку, — это забота и любовь родителей.
Стремление к получению всего этого от родителей поддерживается в ребенке инстинктом — если так можно сказать — инстинктом становления человеком. В этом случае более подходит терминК. Г. Юнга — психоид, промежуточное образование между инстинктами и архетипами, но в нашем случае в целях упрощения будем использовать слово «инстинкт».
Итак, инстинкт заставляет ребенка ожидать от родителей всё то, что ему необходимо для нормального психофизиологического развития.
Но часто бывает так, что ребенок этого не получает, прежде всего, в эмоциональной сфере. Представьте, ребенок целыми днями сидит один дома и ждет маму. Приход мамы в этом случае для ребенка будет сверхценным событием, которое избавляет его от скуки и приносит радость.
Приходит мама, но жизнь ребенка в целом от этого не меняется — на следующий день он также вынужден ждать маму. Более того, сверхценное событие — приход мамы — может быть обесценено её плохим настроением или её хроническим недовольством ребенком. Другой пример: ребенок целый год ждет сверхценное событие — обещанную игрушку. Наступает долгожданный день, и ребенок слышит: «Отстань!» К чему приводит такое отношение родителей?
Ребенок привыкает ждать, не получая ожидаемого. Привыкает томительно ожидать, без надежды наступления самого сверхценного события, которое, как ему мечтается, подарит полноценную радостную жизнь. Это бесплодное ожидание структурирует психику ребенка. Бесплодное ожидание становится привычным образом жизни.
Так формируется привычка жить ожиданием и «уверенностью в невидимом», которое никогда не настает. Так формируется склонность к религиозной вере. Такой человек ищет созвучную своему внутреннему состоянию среду и находит её в церкви, здесь он чувствует себя, в полном смысле этого слова, как дома.
Надо заметить, что «ожидание ожидаемого» может существовать не только в церковной среде. Например, женщина с таким детским опытом может всю жизнь ждать любимого женатого мужчину и, конечно, при этом привычно страдать. Часто религиозная жизнь совмещается с подобными зависимостями, и одно усиливает другое.
Очевидно, что ребенок, привыкший в детстве получать от родителей необходимое и не только необходимое, привыкший добиваться своего от родителей, совершенно не «поймет» ребенка, постоянно живущего несбыточным ожиданием. Поэтому так трудно неверующему человеку понять верующего. Это совершенно разные психотипы.
Надо отметить, что церковная среда предоставляет не только возможность привычного ожидания несбыточного и невидимого, но и многие другие возможности для зависимого поведения — отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего.
Игорь Поляков
Комментарии
А причина по моему, в следующем:
Слабые люди ищут способы самоутверждения. Религия - создаёт им иллюзорные категории, которые прпротивопоставляются реальным.
Пример из реального- ботаник смотрит на качка, и говорит себе "зато я умный"
Качок аналогично пялит щенки на ботана, и " зато я не дрыщ"
А когда тупой и жидкий смотрит на мир до уровня которого ему не дотянуться, (надо учиться, и на тренировки ходить, а это тяжело) - он про себя злобно бормочет, что "зато он духовный".
Создали себя искусственную категорию, поверили в её реальность, и теперь можно дальше гонять лодыря.
Отсюда же вытекает их желание пронивелировать мир по свему уровню. Одноногий тоже может быть чемпионом по бегу, если он отрежет ноги бегунам. Как и второгодник - академиком, если навяжет административно академии наук свои дурацкие правила, которые понимает и устанавливает только он.
Так почему же не поверить кристально чистым людям – святым, которые утверждали, что видели Бога всем своим существом, и многие за это отдавали свою жизнь?
А на вопрос кто и что видел, слышал или знает, меньше РЕН ТВ нужно смотреть и больше голову включать, если она есть.
А тускнеют образы не у тех,кто понимает роль всего этого в формировании сознания,а у тех,кто отвергает и отрицает это. Иисус Христос возжёг свое сердце от Бога и передал людям.У каждого есть возможность зажечь свою свечу от этого факела,либо от переданного по эстафете жизни огня сердец его сподвижников.Главное,не лениться,а,увидев такое горение свечи,зажечь от нее свою,чтобы потом тоже кто-то смог зажечь себя от нее. Эта мысль ко мне пришла недавно.Приходится работать с дочкой...Моя свеча для нее горит...дай Бог,чтобы хоть что-то ...
***
Вера - это принятие некоторого утверждения за истинное, без соответствующих доказательств и категорический отказ рассматривать саму возможность ложности подобного утверждения. Т.е., верящий человек не только никогда не станет сомневаться в предмете своей веры самостоятельно, но и не примет любые, в том числе неоспоримые доказательства неправильности принятого им утверждения, если таковое будет ему предоставлено.
Или весь этот код - это как обычно, то, что еще битлы просто сформулировали "Всё, что тебе нужно — это любовь"
https://www.youtube.com/watch?v=dsxtImDVMig
Думаю, от самой обычной зависти.
Религиозная вера - начальная ступень познания Бога.
Отсюда ясно, что отсутствие у человека веры относительно чего либо, означает: либо наличие у человека знания об этом, либо нахождение человека ниже начальной ступени познания.
Например: отсутствие религиозной веры имеет место у гностиков, - по причине наличия у них знания, а также - у атеистов, по причине примитивизма их развития.
Или: школьный учитель математики не имеет веры в теорему Пифагора, поскольку имеет знание её верности, а ученики-первоклашки не имеют веры в справедливость той же теоремы, по причине примитивизма своего образования. Ученики средних классов, уже знающие элементы прямоугольных треугольников, могут иметь веру в справедливость этой теоремы, поскольку уже взошли на начальную ступень познания данной истины.