Чудесный вальс
На модерации
Отложенный
На фото: канадский премьер-министр Пьер Трюдо танцует позади королевы Елизаветы во время встречи клуба G7 в Лондоне 7 мая 1977 года
Расхожее мнение гласит, что приверженность традиции, духовным скрепам, убежденность в том, что не ты устраивал, не тебе отменять и даже в безличной форме – “не нами заведено, не нами и кончится”, присуща консерваторам и архаистам. Тогда как новаторы и модернисты лишены почтения к традиции просто потому, что она традиция –
Ненужный хлам
Столь милый вам
Мы шлем к чертям собачьим.
Что было так,
То станет сяк,
Мы все переиначим
После чего, естественно, настанет вожделенье.
Однако наблюдение за институциями новаторов, реформаторов и даже целого сообщества передовых стран, показывает, что приверженность к традиции присуща им не в меньшей степени.
Хрестоматийный пример – G7 (точнее G6/7/8/7). Учрежденный по инициативе французского президента Валерии Жискар д’Эстена съезд державцев полумира впервые собрался 15 ноября 1975 г. в замке Рамбуйе, чтобы обсудить животрепещущий вопрос: как державам Запада выйти из стагфляционной ловушки и обустроить взаимную торговлю. Что-то действительно было решено.
После чего съезды стали ежегодными, но их КПД монотонно падал, покуда к 90-м годам эти съезды не превратились в чисто ритуальное мероприятие на тему “мы за все хорошее, против всей <…>”. В каковом качестве мероприятие пребывает и по сей день.
СБ ООН ведет свое происхождение от трех военных совещаний “Большой тройки” (Тегеран, Ялта, Потсдам), где в самом деле принимались серьезные решения. Первоначально предполагалось, что постоянные члены СБ ООН продолжат эту практику мирового полицейского. Однако крайне скоро выяснилось, что этому многое мешает, и СБ ООН (равно как и ООН в целом) превратился в говорильню, с которой не очень-то и считаются.
В этом смысле он mutatis mutandis повторил судьбу Священного Союза
После действительно важного для судеб Европы Венского конгресса было решено учредить Священный Союз, дабы проводить подобные мероприятия на постоянной основе. Было в самом деле проведено три конгресса, последний – в Вероне в 1822 г., после чего Священный Союз тихо ушел в небытие. Тогдашние европейские монархи были недостаточно консервативны и рассуждали по принципу “умерла – так умерла”. Принципу совершенно чуждому нынешним прогрессивным лидерам.
Сходная картина наблюдается и на формально неправительственных экономических форумах. Всемирный экономический форум, проводящийся в Давосе с 1971 г. давно уже не волнует, не греет, не заражает. То же самое – “Наш форум не море, не печка, не чума” – могли бы сказать и устроители подобных отечественных мероприятий.
Торжество рутины видно невооруженным глазом. Из года в год произносится одно и то же в буквально тех же словах, воз и ныне там, что a la longue прискучивает.
Картина, описанная еще Булатом Окуджавой в стихотворении “Чудесный вальс” (1961 г.) –
Целый век играет музыка. Затянулся наш пикник…
Так давайте успокоимся! Разойдемся по домам!..
Но Вы глядите на него… А музыкант играет…
Такая приверженность лидеров XXI в. традиции получает разные объяснения.
Говорят о полезности регулярной “сверки часов”. В принципе, если у А есть часы, которые ходят, и у Б есть часы, которые ходят, сверить их показания полезно, чтобы не случилось недоразумений. Но это – если ходят. Тогда как выступления, например, наших знатных экономистов на последнем форуме наводят на мысль, что часы им подарил старик Хоттабыч. Прекрасный хронометр из чистого золота, но с одним небольшим изъяном. Стрелки не движутся, потому что внутри нет механизма, приводящего их в движение. Смысл сверки часов, полученных от Хоттабыча, не вполне понятен.
Другие говорят о разных коммерческих сделках, заключаемых в ходе форумов. Сделки – вещь полезная, но точно ли крупные дельцы, т. е. мужчины серьезные, взвесившие все “за” и “против”, не пошли бы на соглашение помимо форума? Или имеется в виду, что они даже и не знали о выгоде интересной, а вот послушали, допустим, Г. О. Грефа и тут же поняли, какой прекрасный гешефт подворачивается? Но крупные контракты заключались и при Л. И. Брежневе без всяких помпезных форумов и, кстати, тоже в условиях серьезных ограничений со стороны Запада (те же санкции).
Возможно, не следует недооценивать ни основательность иностранных дельцов, ни присущую им тягу к наживе, ни важность предварительной кулуарной проработки соглашений со стороны соответствующих инстанций
Думается, причина проще. Полезность многих институтов довольно не очевидна, картина того, как наши министры ездят по такого рода мероприятиям ровно с повальным обыском, вызывает порой непонимание (премьер-министр В. В. Путин в 2008 г. заметил: “Разъезжать по различным мероприятиям — это важное, конечно, дело, но надо смотреть, и чем люди живут!”), но сказать: “Так давайте успокоимся” – никак невозможно.
Получится, что много лет время, силы и средства тратились впустую, причем инициатору успокоения доброжелатели тут же припишут банкротство его прежней политики. Это относится и к G7, и к Давосу, и к разным прочим форумам. Не исключено, что и к таинственному и всемогущему Бильдербергскому клубу.
Пойти на такое никак не возможно, так что скорее всего эта музыка будет вечной. Или, по крайней мере, просуществует до таких крупных потрясений, когда всем станет не до грибов.
Автор: Максим Соколов
Комментарии
Комментарий удален модератором