Меняются времена - меняется все, но не люди...

На модерации Отложенный В любые времена, в любом месте мы можем найти прототип или аналог любого литературного персонажа, вне зависимости от того, порождением какого общественного строя он является.
Вот пародия на «демократические выборы» в Древней Греции. Животные-избиратели пришли в Народное собрание, чтобы выбрать архонта-правителя. Свои кандидатуры выставили лев, слон, жираф, другие звери… Но собравшиеся одного за другим бракуют претендентов: этот – космат и кровожаден, тот – слишком толстокож и неповоротлив, у третьего - слишком длинная шея, высокомерен, до него не дойдут жалобы животного «народа»… И тут в круг претендентов стремительно врывается обезьяна. Пройдясь в присядку, она совершает головокружительные кульбиты, зубоскалит, братается с «народом»-животными, щедро рассыпает обещания… «Вот-вот, именно такой правитель нам нужен!» - восторженно кричат собравшиеся звери… Разве этот сюжет не актуален для сегодняшней «капиталистической» России?
Эта древнегреческая комедия имеет зеркальное отражение в образе индийского царя обезьян Ханумана из «Рамаяны». Хануман мудро и справедливо правит своими подданными, умело отражает атаки врагов, помогает супергерою Раме установить и сохранить «мировой порядок». Он, в отличие от своего греческого «коллеги», являет собой образец идеального правителя, хотя и ему – нет-нет – присущи мелкие слабости.
Заметим, что оба образа созданы в «рабовладельческую» эпоху, в разных концах света, разными людьми. Нет надобности искать следы индийских философов-гимнософистов в Греции или отсылать иудейских религиозных проповедников в дальние жаркие (или холодные) страны для проповедей «слова Божьего». Подобные персонажи мы найдем и в народных эпосах, возникших в первобытнообщинное время, и в немецких шванках, записанных в средние века. «Рабовладельцы», «феодалы», «коммунисты» не создавали новых людей с измененным мировоззрением, они приспосабливали свои новейшие доктрины к определенной группе людей, которые по сути своей оставались неизменными.
Разве коммунисты создали людей, подобных Шарикову и Швондеру, Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову? Нет, Шарикова создал профессор Преображенский, милейший человек, знавший доподлинно, с кем, когда и как надо пить «правильную» водку… Образованный ученый, «интеллигент до мозга костей», получивший блестящее бесплатное образование в «проклятое царское время» и прекрасно адаптировавшийся в «новых временах». Смелый экспериментатор, любимец власть придержащих… Кто ближайшие предки Преображенского? Разночинцы, в лучшем случае, за два-три поколения до того бывшие крепостными крестьянами… Такими же крестьянами, как и отец Клима Чугункина, породивший непутевого сына-балалаечника… Преображенский и Шариков родились вместе, в одной, можно сказать, колыбели, только один – выражаясь словами когда-то популярного водевиля – пошел в «графы», а другой – в «актеры».
В том водевиле граф оказался «подлецом», а актер – «благородным отцом из Костромы», в «Собачьем сердце» у Булгакова – наоборот. Подучись Швондер и Полиграф Полиграфыч в университетах, повращайся в «приличном обществе» – и хоть сейчас любого из них в губернаторы, в крайнем случае – в депутаты Государственной Думы…
«Перестройка» 17-го года, выдвинувшая Швондера и Аркашу Гайдара в «графы», закономерно перетекла в «перестройку» 80-х, породив в очередной раз не только бизнесмена-проходимца Бендера/Березовского, но и профессора Преображенского/Гайдара (уже Егора, а не Аркадия). И вот уже почтенный профессор Егор Гайдар, «благородный отец перестройки», учит нас правильно пить водку, т.е. жить, а сын узбецкоподданного Алишер Усманов дарит, с барского плеча, неудачливым и потому вымирающим потомкам Клима Чугункина картинные галереи и сборники мультфильмов… Правнуки Полиграф Полиграфыча, сменив простецкую балалайку на благородную виолончель, старательно учат гаммы в родовом особняке под присмотром гувернера-француза, в то время как их папа, в перерывах между заседаниями Общественного Совета и съемками очередного боевика, отбивается от журналистов, назойливо нарушающих его священное право на личную жизнь…
Что изменилось? В историческом плане мы можем сказать, что мировоззрение Преображенского, Швондера и Шарикова формировалось под воздействием реформ Столыпина, учения К.Маркса или итогов русско-японской войны. Взгляните на литературных героев, отражающих реальную жизнь, с другой точки зрения, и вы увидите не благородного Ахилла, главного героя Троянской войны, а капризного недоросля, нарушившего воинскую присягу и бросившего в тяжелую минуты боевых товарищей из-за любовной прихоти. «Нас на бабу променял…» - могли бы сказать они и были бы совершенно правы. Другой народный герой, он же, согласно УК, разбойник и убийца – Степан Разин – по воспоминаниям современников решил аналогичную проблему быстро и радикально, что до сих пор не мешает процветать российско-иранской дружбе.
Остап Бендер, родись он чуть раньше, стал бы незаменимым революционером-конспиратором, мастерски водящим за нос царскую охранку, отец Федор – с его фанатизмом и настойчивостью - мог вывести народ на баррикады, Ляпис-Трубецкой не хуже Демьяна Бедного сумел бы воспеть «подвиги народа»… Меняются эпохи, персонажи, акценты. А суть людская остается неизменной… --