В чьих интересах будет проводиться реновация?

На модерации Отложенный

Малоэтажки стали символом престижа

Чем ближе к Красной Площади – тем дороже стоит квадрат столичной земли и тем сложнее получить «добро» на реконструкцию старых домов либо строительство на их месте элитной недвижимости. Большинство ветхих строений в ЦАО – памятники старины, и потому даже полуразрушенные здания не должны сноситься: они подлежат бережному восстановлению, с сохранением исторического облика. На деле застройщики по-разному обходят требования закона, стремясь на месте «ветхой старины» построить современные клубные дома. Нередки случаи, когда исторические здания вдруг «самовозгораются» и сгорают дотла. Тогда уже строителям остается лишь расчистить пепелище под новую стройплощадку. А бывает, что у исторического здания сохраняется только фасад, а внутри оно полностью перестраивается под нужды новых владельцев.

На Остоженке, Волхонке, Пречистенке, Полянке, Неглинке, Китай-городе, в Подсосенском, Казарменном, Лялином переулках стоят постройки XVIII-XIX веков, на которые уже давно «покушаются» девелоперы. Недавно на ул. Малая Бронная было «на законных основаниях» снесено четырехэтажное здание старейшей московской детской больницы – дом Нехлюдовой XVIII века. Правительство Москвы отказало ему в охранном статусе и выдало разрешительную документацию на строительство здесь жилого дома высотой 28 метров. А ведь совсем недавно (в 2013 году) был введен мораторий на многоэтажное строительство в районе Бульварного кольца…

По сходной схеме готовится снос купеческой усадьбы XVIII века по адресу: Покровка, 36/1 (источник: archnadzor.ru). Хотя дом обладает cтатусом ценного градоформирующего объекта, он не признан «Мосгорнаследием» памятником архитектуры, а значит, с ним можно не церемониться.

Немало в ЦАО и других «престижных» округах Москвы домов, попадающих под определение ««хрущевки» или подобные им строения». В большинстве своем это крепкие блочные или кирпичные дома, претерпевшие капитальный ремонт со сменой коммуникаций, проводки, заменой кровельного покрытия, то есть вполне пригодные для комфортной жизни здания. Владельцы квартир в таких домах вполне довольны и своим жильем, и окружающей инфраструктурой, и локацией, и потому категорически не желают переезжать куда-то в рамках проекта реновации.

В условиях, когда на дорогой земле себя окупает только «многоэтажка» уровня бизнес-класса, малоэтажные дома попали в категорию престижного жилья, даже если внешне проект выглядит как банальная «коробка» с отсутствием архитектурного декора. Зато внутри у жильцов сделан дорогой ремонт стоимостью от 1 млн рублей и выше; люди знают в лицо не только жителей своих подъездов, но и остальных соседей небольшого дома; дети без опаски гуляют в зеленых дворах: рядом с домом хватает парковочных мест для всех автомобилистов. Словом, плюсов у расположения «хрущевок» и малоэтажных строений в благополучных районах очень много. Именно жители таких домов и требуют не включать их жилье в «сносные» списки.

Размытые критерии

Согласно первоначальным планам столичной мэрии, программа реновации включает ликвидацию 7 934 столичных домов площадью 25,1 млн кв. метров, в которых проживают около 2 млн человек. Действие программы должно распространиться не только на «хрущевки» так называемых несносимых серий: I-510, I-511, I-515, II-07, I-335, I-447, но и их аналоги. Вот это упоминание «аналогов» сильно растревожило москвичей, поскольку в случае «коврового» сноса и «зачистки» территории под новую масштабную застройку под бульдозер могут попасть и прочные кирпичные «трехэтажки», и старые особнячки, и различные объекты инфраструктуры, к которым уже привыкли жители города (магазины, детсады, школы, гимназии, спортклубы, досуговые центры и т.п.).

К примеру, в «сносные» списки неожиданно попали прочные, капитально отремонтированные малоэтажные здания оригинальных архитектурных проектов и комфортных планировок в разных районах города: кирпичная «четырехэтажка» с толстыми стенами и высокими потолками по улице Бакунинская, д. 77с3 (1926-го года постройки), пятиэтажка с оригинальными угловыми балконами по улице Русаковская, д. 8 (год постройки – 1926-й), четырехэтажное добротное здание по улице Госпитальный вал, д. 5, корпус 13 (1950 г.п.), оригинальная «пятиэтажка» с арочными окнами первых этажей по адресу: ул. Южнопортовая, 14/32 (год постройки – 1952-й), и другие здания, являющиеся украшением города и вовсе не пребывающие в аварийном состоянии. Небольшой обзор на эту тему подготовил блогер Илья Варламов.

Ветхие и одинокие

В то время как девелоперы с нетерпением ждут разделки «большого пирога», надеясь получить часть зачищенной под новое строительство территории для возведения кварталов с домами уровня «бизнес-класса», в «спальных» районах столицы давно ожидают сноса одиночные малоэтажные здания разной степени ветхости.

Среди них – девять домов в 5-м и 6-м проездах Подбельского, дом 13 (корпуса 2, 3) по ул. Нагорной, четыре ветхих дома в Миргородском проезде, аварийный дом на ул. Гжатской, аварийный дом по ул. Преображенский вал, д. 24, корп. 2, и другие здания-«старики».

Бизнесмены не спешат заниматься этими одиночными строениями по разным причинам. Расселение жильцов – дело долгое и хлопотное. В кризис есть сложности с привлечением инвесторов. К будущей стройплощадке бывает сложно подъехать строительной технике, поскольку ветхие дома плотно окружены другими зданиями или стоят на узкой улице.

К примеру, в районе ж/д платформы «Красный Строитель» в ЮАО власти города в течение последних 12 лет провели масштабную реновацию, снеся десяток старых «пятиэтажек» и несколько домов высотой в 2-3 этажа с печным отоплением (бывший поселок Железнодорожников). На их месте были возведены типовые «многоэтажки» высотностью 14-17 этажей серии П44Т. Однако жилые дома по адресам: ул. Газопровод, д. 7, корп. 1 (пятиэтажный), и дом 7, корп. 2 (четырехэтажный), построенные в 1960 и 1961 гг. по индивидуальному проекту, не вошли в программу сноса. И хотя в обоих зданиях сгнили коммуникации, местами разрушились бетонные перекрытия между этажами, провалились полы,  «аварийными и непригодными для проживания в установленном порядке данные дома не признаны» и потому до сих пор не включены в адресную программу сноса и реконструкции. Чиновники рапортуют в ответ на коллективные просьбы жителей о сносе: «Основания для сноса домов и отселения жильцов за счет средств городского бюджета в настоящее время отсутствуют».

Нужно проголосовать!

После того как на сайте мэрии столицы и в управах префектур появился список строений, предназначенных под снос, москвичи получили возможность выразить свое мнение относительно данного проекта. Проголосовать «за» или «против» сноса можно на сайте «Активный гражданин» или лично – в своем МФЦ – с 15 мая по 15 июня.

На платформе «Активного гражданина» москвичам нужно зарегистрироваться, ввести свое ФИО, паспортные данные, уникальный номер СНИЛС и номер лицевого счета квартиры, а также номер свидетельства о регистрации собственности. Голосование происходит поквартирно, все зависимости от числа собственников или прописанных граждан. Проверка данных займет четыре дня.

По окончании голосования его результаты будут опубликованы в интернете. У каждого участника будет свой электронный код, с помощью которого он сможет проверить, правильно ли был учтен его голос. Кроме того, горожанам будут доступны промежуточные результаты голосования, то есть его участники смогут увидеть, как проголосовали другие собственники квартир в его доме.

Решение об участии или отказе в программе реновации также может быть принято на общедомовом собрании собственников жилья. Если 90% жильцов проголосуют «за» – сносу быть. Протокол данного собрания аннулирует любой параллельный учет голосов в МФЦ или на портале «Активный гражданин».

В итоговый перечень для голосования включили 85 районов и 6 поселений Москвы – 4,5 тыс. домов (вполовину меньше, чем было заявлено на старте).

Уже отстояли свою независимость граждане из 40 районов и 15 поселений. В основном это жители центральных районов Москвы: Арбата, Якиманки, Хамовников. Среди них много «влиятельных» персон (художники, депутаты, чиновники федерального уровня и просто не бедные люди).

Не вошли в перечень также дома в районах: Замоскворечье, Мещанский, Тверской, Гагаринский, Теплый Стан, Вешняки, Дорогомилово, Восточный, Новокосино, Преображенское, Крылатское, Тропарево-Никулино, Аэропорт, Беговой, Восточное Дегунино, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Ховрино, Хорошевский, Бибирево, Лианозово, Северное Медведково, Куркино, Строгино, Зябликово, Чертаново – Центральное и Северное, Орехово-Борисово – Северное и Южное, Братеево, Капотня, Марьино, Некрасовка, Печатники, Матушкино, Савелки.

В ТиНАО не попали в программу поселения Роговское, Киевский, Новофедоровское, Вороновское, Краснопахорское, Внуковское, Кленовское, Филимонковское, Щаповское, Десеновское, Марушкинское, Воскресенское, Троицк, Московский и Сосенское.

«Итоги голосования будут подводиться с участием Общественной палаты города Москвы», – заверил С. Собянин на заседании правительства Москвы. Однако голосование не будет иметь никакой юридической силы. Итоги акции будут иметь исключительно рекомендательный характер. Это не народный референдум, а всего лишь опрос общественного мнения. Также мэрпообещал, что попавшие в программу реновации пятиэтажки, жильцы которых не стали участвовать в голосовании, будут сносить в последнюю очередь.

Законопроект о реновации уже прошел первое чтение в Госдуме 20 апреля 2017 года. «Собака лает – караван идет».