Развитие кустарного и колхозного производства при местном самоуправлении Ставрополя в 1942 году.
На модерации
Отложенный
Немцы пришли в Ставрополье в разгар уборочной страды. Когда Красная Армия отступала, колхозники бросили убирать хлеб и занялись дележом колхозного имущества. Но вскоре местная управа выпустила приказ: в трехдневный срок все возвратить на место.
В газете появились объявления такого рода. "Химбакинститут просит учреждения и граждан г. Ставрополя, к которым приблудились лошади, принадлежащие Химбакинституту, имеющие тавро на правой задней ноге, возвратить институту по адресу Европейский переулок, 7". Но гораздо убедительнее звучал приказ местной управы: " Граждане и организации, имеющие у себя крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз и свиней, принадлежавших бывшим конторам или совхозам системы "Заготскот", а также пригульных, бесхозных - должны сдать в соответствующие базы "Заготскот" к 1 сентября 1942 г... Не сдавшие будут рассматриваться как грабители и наказываться"...
Угрозы подействовали и вскоре колхозы, совхозы, сельскохозяйственные предприятия вновь приступили к уборочным работам. Городское население также привлекалось на помощь селу. Но это была не "шефская" помощь, оказывалась она не в принудительном порядке. Городская управа объявила набор мужчин и женщин от 16 до 55 лет. Гарантировала оплату (1 рубль час), бесплатное питание в течение дня. Всем участвующим выдавалось, также бесплатно, пять процентов собранной продукции (зерна). Проезд к месту работы, а также доставка продуктов обеспечивалась властями. Срок работы - месяц. Рабочим предоставили жилье, но люди должны были брать с собой постельные принадлежности.
Управа местного самоуправления совместно с комендатурой старались материально заинтересовать в результатах труда и колхозников. Принимавшие участие в уборке овса, ячменя, проса и гречихи, надеялись получить натуроплатой 1/4 часть зерна и соломы, пшеницы - 1/5, кукурузы - 1/8, подсолнечника, фасоли, гороха - 1/6, картофеля - 1/6, свеклы, моркови, пастернака, петрушки -1/6, тыквы, кабачков, арбузов, дынь - 1/12, помидоров - 1/12, винограда - 1/10.
В целом колхозам и совхозам предоставлялось до 40 процентов от собранного урожая. Остальной урожай они обязаны были отправить на прокорм немецких войск и городского населения.
Старания местных властей увенчались успехом. Если к 1 августа, то есть за полтора месяца уборочной страды, по краю было скошено только 43 процента хлебных культур, то 15 сентября уборка хлеба была уже закончена, и широко развернулась ручная уборка подсолнечника.
Выращенный урожай на огородах и полученные сельхозпродукты в качестве натуроплаты селяне повезли на продажу в город. Обозреватель газеты "Ставропольское слово размышлял: "Если сравнивать положение на рынке в первые дни освобождения города от большевиков с нынешним положением, то можно отметить, что подвоз продуктов увеличился. Но цены несколько поднялись. Наметилась какая-то нездоровая тенденция и стремление к искусственному вздуванию цен. Для дальнейшего понижения цен на рынке необходимо увеличить подвоз продуктов из села, чему бы помогло введение утреннего пригородного поезда"...
Тогдашние власти не торопились разгонять колхозы и совхозы. В Пятигорске в связи с этим произошел такой случай. В земельный отдел городского управления поступили несколько заявлений от горожан и жителей пригорода с просьбой разрешить им использовать сады, огороды, дома и сельхозпредприятия, которые когда-то находились в их единоличном пользовании, а затем в недобрую годину коллективизации отобрали и передали в распоряжение совхозов, колхозов, артелей. Заявления сопровождались указаниями на то, что бывшее имущество расхищается, портится или всевозможным способом укрывается "во временное пользование" разными гражданами, "обладающими цепкими руками, бесцеремонностью и бессовестностью". Авторам заявлений разъяснили, что колхозы и совхозы временно сохраняются для сбора урожая. А что касается их имущества, то оно будет со временем возвращено бывшим хозяевам.
В данный момент можно забрать обобщенные дома, огороды. Земельный же вопрос будет решен несколько позже.
И вскоре крестьяне узнали, что к весне 1943 года колхозы и совхозы необходимо "реконструировать" в так называемые земледельческие товарищества. "Это явится главным этапом на пути к выделению земли единоличным земледельческим усадьбам, право на которые имеют все, кто даст гарантию, что будет трудолюбиво обрабатывать землю". Право имеют и те, кто выселен большевиками за пределы края или их потомки.
Размеры наделов предполагались от 5 до 15 гектаров. Это должно было зависеть от количества трудоспособных лиц в семье. Но выделение участков не должно проводиться по едокам, как это было в царской России...
Рыночные реформы военного периода коснулись и остальных отраслей экономики Ставрополья. Вот как писал об этом обозреватель "Ставропольского слова": "Нет больше мышиной возни с планами, лимитами, контрольными цифрами и прочими краеугольными "камнями" большевистского планирования. Теперь предприятие имеет дело с определенным заказом, и само решает, как наиболее целесообразно его выполнять... Формы учета и отчетности в сравнении с прежними правилами резко сокращены и упрощены, что позволило сократить счетный персонал"...
Ставропольская промышленность сравнительно благополучно пережила отступление советских войск. Некоторые заводы на два-три дня приостановили свое производство, иные работали замедленными темпами. Маслозавод, взорванный отступавшими большевиками, прекратил свою работу надолго.
Ставропольская газета внимательно следила за производственными делами: "Хлебный завод работает полным ходом. Специально выпускаемый хлеб и белые пироги для населения выпекаются хлебным заводом № 2 и булочной № 3. Химкомбинат при некотором переоборудовании, переключении электроэнергии на переменный ток и получении трех грузовых машин трехтонок в сентябре сможет регулярно выпускать 600 килограммов растительного масла и 1 300 килограммов зеленого мыла в сутки. Мясокомбинат, за исключением отдельных зданий и одного вспомогательного цеха начал свою работу... До 10 000 голов овец и более 1 500 голов крупного рогатого скота было угнано из города... Но постепенно мясокомбинат собирает скот и пригоняет его обратно. Возвращено уже более 1000 овец и 20 голов крупного рогатого скота... Работает кожзавод. В основном готова к пуску прядильная фабрика. Подготовлен к сдаче в эксплуатацию чугунно-литейный завод (бывший "Красный металлист").
Это сообщение публиковалось в середине августа. А в начале сентября газета написала: "В городе учтено 61 предприятие. Почти все за исключением кирпичного завода и маслозавода возобновили свою работу. Значительно расширен выпуск мыла. До 3 августа оно в городе почти не вырабатывалось из-за недостатка каустической соды. Теперь же, благодаря использованию всех городских ресурсов, удалось выработать за три недели около шести тонн. Для расширения производства пуговиц используются пластинки с записанными на них речами и докладами Сталина... Таких примеров использования городских ресурсов немало"...
В этом же номере газеты сообщалось о том, как трудятся рабочие станкостроительного завода "Металлист". Германское командование оказало ему всемерную помощь. Сюда привезли новейшие станки и электрооборудование, которое позволило повысить производительную культуру предприятия.
Период оккупации стал раздольем и для кустарной промышленности Ставрополья. Уже 16 сентября в краевом центре зарегистрировали 421 кустаря из 42 профессий. А, например, в селе Петровском (ныне г. Светлоград) в октябре открыли свыше 40 разных частных мастерских. Валовая выработка этих производств неуклонно росла. В августе она составляла один миллион рублей, а в сентябре 2,5 миллиона. Средняя выработка одного рабочего в частных промышленных предприятиях составляла в августе 250 рублей, в сентябре - 400.
Комментарии
А "олигархи" и прочие компрадоры?
А ТНК? А Monsanto Company?