Карточная система в Бресте в 1941–1944 годах

Журнал Нацбанка Беларуси. Но автор статьи - брестский историк Александр Баюра.
В настоящее время практически не имеется исследований, касающихся карточной системы на оккупированной территории Белорусской ССР в годы Великой Отечественной войны.
Первой карточную систему внедрила нацистская Германия: с 20 сентября 1939 г. меньше чем через три недели после начала войны в Третьем рейхе была установлена так называемая имперская карточная система распределения продовольствия. Всего с 1939 г. по 1945 г. в Германии было выпущено 62 вида продовольственных карточек.

В июле 1941 г. в Брестской городской управе был создан апровизационный отдел (отдел снабжения продовольствием). В нем были организованы различные подотделы (по мясу, по зерну, по овощам и т. п.), а также существовал карточный подотдел во главе с референтом (ляйтером), который занимался учетом имевшегося продовольствия и распределением его среди населения. Здесь велись книги выдачи продовольственных карточек и строгий учет купонов

29 августа 1941 г. немецкая власть объявила о введении карточной системы на хлеб и другое продовольствие на оккупированных территориях СССР. Брестская городская управа условно делила город на 8 районов, в каждом из них открывался пункт продажи хлеба и некоторых других продовольственных товаров. К магазинам прикреплялось население определенных улиц, при этом четко оговаривалось, какие пункты могли отоваривать местное население – «арыйчуков» (польск. – aryjczyków), а какие – евреев (польск. – żydów). Указывалось, что утерянные карточки не возобновляются, а также сообщалось, что пункты продажи мяса и молока будут открываться отдельно.
За время использования системы отоваривания с помощью продовольственных карточек случаев подделок карточек выявлено не было. По крайней мере, в архивных документах ничего подобного не упоминается.
Сразу после введения карточной системы отпечатывались только карточки на хлеб. Издавались они на трех языках – немецком, польском и русском (рисунок на ссылке). Карточки для покупки других продуктов были выпущены в обращение немного позже на немецком, украинском и польском языках (в связи с тем, что Брест к тому времени вошел в состав рейхскомиссариата «Украина»).

Они имели пять отрезных купонов: на хлеб, мясо, картофель, овощи и иные продукты, выдаваемые нерегулярно (это могли быть эрзац-кофе, макароны, рыба и т. п.). Отдельно выпускались карточки на молоко.
Все карточки подразделялись на «взрослые» и «детские», выдавались по месту жительства или работы и имели срок хождения один месяц.
Интерес представляют документы, устанавливающие нормы продовольственного снабжения продуктами по карточкам различных категорий населения.
С 6 января 1942 г.:
● для неработающих: 70 г жира, 1 500 г хлеба, 2 000 г картофеля;
● для работающих: 100 г мяса или изделий, 100 г жира, 2 000 г хлеба, 2 500 г картофеля;
● для работающих на военных предприятиях: 200 г мяса или изделий, 150 г жира, 2 500 г хлеба, 3 500 г картофеля;
● для детей до 14 лет: половина нормы, установленной в пункте 1 [7].
С февраля 1942 г. градация населения оккупи-
рованного Бреста увеличилась. Работающие были
разделены на:
● занятых на предприятиях местной промышленности;
● занятых на предприятиях оборонной промышленности;
● работающих в военизированных организациях.
Последней категории трудящихся полагалось на неделю: 2 100 г хлеба, 100 г мяса, 70 г жира, 140 г мармелада, 160 г сахара, 400 г макарон или бобовых, 6 000 г картофеля, 120 г ячменного кофе и 300 г свежих овощей (если они имелись на складе). Для сравнения, солдатам тыловых частей вермахта, стоявших в городе, в качестве основного недельного пайка было определено: мясо – 1 330 г, жир – 280 г, хлеб – 4 200 г, картофель 5 250 г, овощи – 4 200 г, сахар – 280 г. Вместо картофеля и овощей могли выдаваться 150 г макарон и столько же бобовых.
Необходимо отметить, что жители далеко не всегда могли получить положенное по нормативам. Сахар, мармелад, мясопродукты и даже картофель появлялись крайне редко и были в большом дефиците.
Оккупационная администрация нередко использовала продовольственные карточки в качестве инструмента давления на местное население. Так, с весны 1943 г. после поражения немецких войск и их союзников под Сталинградом и в Северной Африке началась принудительная мобилизация молодежи для отправки на работу в Германию. И если ранее случаи уклонения от выезда на немецкий «трудовой фронт» имели место, но не носили массовый характер, то в сложившихся условиях многие молодые люди старались избежать мобилизации. Для наказания «уклонистов» фашисты использовали прямые репрессии, а также такой метод воздействия, как невыдача продовольственных карточек. В объявлении продовольственного отдела городской управы Бреста от 16 июня 1943 г. говорилось: «в дополнение к объявлению от 31 мая 1943 года сообщается к сведению всех тех лиц, которые родились в 1923–1924 годах и которые не предоставляют свидетельства об освобождении их от выезда на работу в Германию, продовольственные карточки как им, так и их родственникам, выдаваться не будут».
-----------------
М.П. Не хочется махать кулачишками с поцреотами. Я, к примеру. толком не знаю, как жили люди в оккупации. Уверен, что 98.173 % поцреотов тоже не знают. Остальные 1,867 % не умеют читать.
Здесь немного об этом - оккупационные власти как-то заботились о продовольствии, хотя 300 г. картошки и 200 г. хлеба на день для неработающих в день - это сильно. Видимо - помогал черный рынок.
Набор продуктов поболее советского.
Так и непонятно - снабжали ли немцы жителей гетто ?
Комментарии
Так ведь под ней и живем.
Оккупация совком
Что касается оккупации совком так неоккупированные совком страны против немцев по максимуму 45 дней продержались с их прогрессивной капиталистической системой, а СССР войну выиграл.
В Полесье, где я родился и вырос. 4 деревни - Хатыни. Которые всех пофиг.
Я ведь предупредил - речь не о добрых немцах. Просто информирование
---
Что я оправдываю немцев. Мол, что добрые.
Бабушка рассказывала о карточной системе в Минске ? Сколько было бабушке ?
А вам ваши родственники рассказывали о карточной системе в Полесье? Те 4 деревни в них как получали по карточкам хлебушек.
Нет, у нас немцы в деревнях карточки не давали. Люди выживали своим хозяйством.
И вы (если бабушка про это говорила) говорите, что в Минске не было.
А вот в Бресте было.
Только это и ничего другое я и хотел сказать
Я вас понял, просто информация, что такое было.
Брест 1943 год:
А это деревня Патерки 1943 год: