Советско-германская: война приближается к Ставрополю.

В конце июля 1942-го, город стал чувствовать приближение фронта. По околицам, преимущественно ночью или рано утром, проходили нестройные колонны измученных бойцов. Они шли только на восток. А впереди них неслись слухи: нелепые и правдоподобные, страшные и успокаивающие... На базарах, улицах, бульварах и в очередях у магазинов говорили громко и открыто, будто бы немцы убивают почти поголовно всех мирных жителей и разрушают города.
Другие слухи передавались шепотом на ухо, с опасливыми взглядами по сторонам. По секрету рассказывали знакомым, что германец мирное население не трогает, ведет себя хорошо, а бомбит лишь те города, которые упорно защищаются советскими войсками.
Прежде всех в Ставрополе приближение фронта почувствовали евреи. Месяца за три, в начале лета, город наводнили эвакуированные из Донбасса, Харькова и Ростовской области. Из каких-то неведомых источников черпали они сведения о приближении немецкой армии, намного опережавшие сводки Информбюро, и сеяли панику среди населения. Коренные жители с изумлением слышали, что немцы находятся не в сотнях, а лишь в десятках километров от Ставрополя.
Об эвакуации люди узнали неожиданно, спустя несколько дней после того, как она началась. Кто-то из железнодорожных кондукторов под строгим секретом поведал знакомым, будто еще на той неделе на восток было отправлено несколько эшелонов с семьями крайкома партии, НКВД, крайисполкома...
За этой новостью скоро последовала другая. Поздно вечером над городом пролетел самолет со свастикой на борту. Он сбросил и рассеял по улицам листовки. В них было написано:
"Граждане! Завтра военные объекты вашего города будут подвергнуты бомбардировке. Мы не желаем вам зла и поэтому предупреждаем вас: уходите на окраины, не приближайтесь к военным объектам. Мы не хотели бомбить ваш город и предложили советским войскам оставить его без боя. Вместо этого большевистское командование ввело в город новые войска. Город мы возьмем с боем, но вина за напрасно пролитую кровь ляжет на головы большевистских военных руководителей"...
Содержание листовки еще больше всполошило население. И, наконец, в крайкоме партии состоялось большое совещание с участием всего краевого начальства. На нем выступил первый секретарь, который сообщил, что немецкие войска приблизились к городу на расстояние 50 километров и что теперь необходимо начинать эвакуацию в полном объеме. Подробности этого совещания были опубликованы позже в ставропольских газетах. Вот что прочитали после прихода германских войск горожане.
"Партийный руководитель Ставрополя: я предупредил: выехать удастся лишь тем, кто имеет в своем распоряжении автомашины. В централизованном порядке будет вывезен лишь краевой и городской актив. Во что бы то ни стало, мы должны сохранить наши кадры. Выехать из города на машинах сможет не больше пяти процентов населения, но на конных подводах и пешком необходимо отправить в путь как можно больше народа, ибо жителей в городе оставлять нельзя по той причине, что они в дальнейшем станут сотрудничать с немцами."
Потом слово предоставили начальнику отдела НКВД, он уточнил некоторые детали эвакуации, поведал о планах по организации нескольких крупных партизанских отрядов, куда войдут, прежде всего, коммунисты из числа особо надежных, работники НКВД, милиции, отдельные красноармейцы, осоавиахимовцы, бойцы истребительного батальона.
В конце своего выступления главный чекист края сказал такое, что по залу пронесся сдержанный шепот. Мол, завтра постараются эвакуировать из города в северо-западном направлении, то есть навстречу немцам, несколько тысяч рабочих и служащих. Вперемешку с ними будут посланы незначительные красноармейские части, может быть даже с танкетками. Очень даже возможно, что немцы встретят их огнем. Но от этого получится выигрыш во времени для собственной эвакуации. И потом появится шанс еще раз заявить миру о фашистских зверствах..."
Получилась ли задуманная операция? В то время трудно было загадывать вперед...
2-го августа появились немецкие самолеты. Их было около десятка. Затем появились еще столько же. На небольшой высоте летели они над городом. В одно мгновение опустели улицы. Из учреждений и жилых домов выбегали люди. Спрятав голову в плечи, мчались они к щелям и помещениям, предназначенным для защиты от бомб, прижимались к стенам, падали в канавы, устремлялись под деревья. Самолеты кружили над аэродромом, находившимся недалеко от города. Внезапно из-за леса вылетели четыре легких маленьких самолета. Наши летчики стали догонять немецкие самолеты, быстро приблизились к ним, и в небе затрещали пулеметы.
Немцы повернули навстречу, сошлись в воздухе. Один за другим загорелись и закувыркались в воздухе два аэроплана, но это были не немецкие, а наши самолеты. Два оставшихся истребителя повернули обратно.
Бомбардировщики сбросили в центре города несколько бомб. Они разрушили здания НКВД, краевого суда, штаба воинской части, гарнизона и красноармейских казарм. Несколько небольших фугасок и зажигалок упали на главной улице...
Заговорило радио на улицах. Диктор передавал запоздалое предупреждение: " Товарищи! В городе воздушная тревога"...
Вскоре с окраин снова донеслась частая пулеметная дробь, сменившаяся тяжелым грохотом, от которого задрожала земля. С каждой секундой эти звуки становились слышнее, отчетливее, приближались к городу. С молниеносной быстротой по улицам разнеслось: немецкие танки!..
Город охватила дикая паника.
Поначалу многие захотели как можно быстрее оказаться в безопасном месте, удрать куда-нибудь сломя голову, лишь бы не слышать свистящего воя бомб. А потом, оценив свои возможности, тысячи людей засомневались: стоит ли бежать, куда? Перед их глазами прошли сотни беженцев, не знающих, где приткнуться. А тут, как никак свой дом, крыша над головой. Даст Бог, и беда пройдет стороной.
Были среди оставшихся и такие, кто с нетерпением ожидал немцев, надеясь с их помощью возвратить все отнятое большевиками. Недоброжелателей Советская власть наплодила - хоть отбавляй...
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=7xAXyjhI74M