Вольтер «Раздавите гадину», Николай II - «Уберите

На модерации Отложенный Кто был, тот не забудет, кто не был — тот побудет. НИКИТА КРИВОШЕИН Ежедневный Журнал http://ej.ru Кто был, тот не забудет, кто не былтот побудет
(
лагерная присказка)




Дорогой Александр Подрабинек,

Разменявшие срок у начальника и оставившие у вахты ложку могут, надеюсь, обойтись и без отчества.

Вы считаете, что я грешу склонностью обобщать и тем самым затуманивать. Это у меня с давних пор. Труд на пилораме не исправил, так что поделюсь ещё несколькими отвлечёнными соображениями. Обращаюсь к Вам «как антисоветчик к антисоветчику», начиная с этой Вашей статьи (и всего шашлычного эпизода) стараюсь не пропускать Ваших текстов.

Вы призываете сохранить зрение, какое у меня было в 57-м, когда меня упрятали во Внутреннюю, и действительно за текст о Венгрии. Но ведь климат со времён генерал-полковника И. Серова изменился, в смысле всеобщего потепления. Простите за календарный упрёк: но, по году Вашего появления на свет, Вы знали «империю зла», я же с 1948-го (прибытие в бывший СССР) по март 1953-го познал империю Абсолютного Зла. Тогда и слов таких не было, зато повсеместно окружающие ад-сумасшедший дом были и впрямь тотальными. Сейчас «переходный период», но в царство ли добра? Вряд ли. Однако безобразные ветераны КПСС во главе с т. Долгих и старослужащие чрезвычайки вкупе с «нашистами» — Вами, слава Богу, поперхнулись и Вы продолжаете действовать во благо. Так что сквозь очки, появившиеся у меня от возраста, империя зла больше не видна. Тогда ведь не то что Микки-Мауса как искусство показать не думалось, но на репродукции Матисса с Рублёвым глянуть было в счастье. Ещё обобщение, не моё, а одного пожилого священника Православной церкви за рубежом, из Германии, этой весной побывавшего в России. В одном большом волжском городе он захотел сориентироваться, посмотрел уличные таблички — и оторопел! Ангел путешествий поставил его на перекрёсток улиц Серафима Саровского и Ленина. Он с ходу понял, что пребывает именно там, где находится центр тяжести страны. И по всей вероятности, останется таковым ещё очень долго!

Вчера смотрел по компьютеру-телевизору увлекательный «Суд истории» Н. Сванидзе (Пятый канал) о конце Советов. После трёх дней говорения, коммунистически-имперских славословий с одной стороны и речей перестройщиков с другой — около 90% голосующих сказали, что конец Советов — катастрофа! При чём тут, скажите, православное мракобесие и инквизиционные дрова?

О правосознании и правоприменении: вот короткая перепечатка для информации, события недавние.

«В итальянском городе Пьетрасанте католики подали жалобу городским властям в связи с рекламным плакатом художника Джузеппе Венециано, автора картины «Дева Третьего рейха, где изображена Мария с младенцем похожим на Гитлера». Ранее автор высмеивал Христа и папу Бенедикта. Выставка спонсировалась местными чиновниками.

Организаторы мероприятия исключили картину из экспозиции, а мэр извинился перед католиками. Художник считает себя жертвой цензуры».

Фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988) практически в парижском прокате не шёл: владельцы кинотеатров опасались за сохранность залов, и фильм остался доступен в основном в виде дисков. А религиозных фанатиков во французской столице совсем мало, и присутствие церкви очень малозаметно.

В 2007 г. ньюйоркская галерея LAB решила выставить на Страстную пятницу скульптуру «Мой сладкий Господь» — скульптор изваял фигуру Христа из молочного шоколада.
После массовых выступлений граждан и Национальной католической лиги хозяину галереи пришлось выставку закрыть.

Не так давно кое-где по миру прошествовала выставка «креативных» трупов, обработанных доктором Хагеном. Она вызвала большие протесты, и в Париже тоже. Против «художника» был возбуждён процесс в связи с использованием тел покойников без их прижизненного на то согласия или согласия близких. Существуют веские подозрения, что скульптор купил тела казнённых в красном Китае.

Вы скажете, что приведенные примеры очень разнородны и по степени публичности, и по способу показа, и по реакции административных органов и гражданского общества. Общее есть: людям очень против шерсти, когда затрагивается самое для них сокровенное. Ведь царство духовной жизни мы куда более отождествляем с самой сущностью нашего «я», чем даже сферу сентиментально-любовную. В мировой литературе куда больше забавных любовно-эротических сказок, чем «исповедальных» текстов: Руссо с Бердяевым, да и обчёлся.

Представьте: что на уродливой картинке (пусть с платным входом и смотрением в дырочку) показаны обезображенные близкие Вам люди? Возникнет ли у Вас желание пойти к мировому судье или в околоток? А может быть, и начистить рожу тому, кто это показывает?

Или пришло бы кому-то в голову сделать выставку сокровенно-ненавистного: портретов Альфреда Розенберга в Бруклинской галерее или генерала Серова с Кобуловым и Берией в Грозненском центре прав человека?

Приведённые примеры чётко, по-моему, устанавливают, что Таганский суд (во времени) далёк от Торквемады, а в пространстве — от Тегерана, талибских земель и стран с конституционными теократическими основами. И что ни в прошлом, ни в настоящем нигде не было найдено удовлетворяющее всех юридическое соотношение небесного и земного. Годами в обсуждавшемся проекте Европейской конституции (это ли не закон законов?) преамбула содержала параграф, напоминающий о христианских корнях европейской культуры. Но вето социал-демократа и обожателя первобытных статуэток Жака Ширака помешало внесению этого положения в окончательный вариант конституции. Так вот она до сих пор не вступила в силу: некоторые страны отказались голосовать за конституцию в этой ее версии. О том же: сейчас в странах ЕС и Страсбурге идут процессы в связи с присутствием распятий в школьных классах, иногда — залах судов и больницах. Суд был затеян итальянскими «секуляристами».

И Вы, и я отбывали наказание с носителями многих вероисповеданий (в мои годы таких, думаю, было больше). В 60-е Мордовия была наполнена не только адвентистами и пятидесятниками, но и православными и католическими священниками. Ни лагерей, ни узаконенной теократии — вот чего ни Вам, ни мне не хочется. Стоит ли напоминать о том, что Русская церковь по мученичеству догнала и перегнала весь древний Рим. О двух московских выставках, их организаторах и авторах в этот раз вообще не говорю: практически все отзывы едины в констатации эстетической никчёмности показанного.

Очень был тронут перечислением того, чего Вы не понимаете: один к одному с моим инвентарём (особенно — футбол, опиум для народа, вызывает аллергию), только что я на церковные службы хожу и стараюсь улучшить свои познания в старославянском...

От обобщений перейду к свободным ассоциациям, столь ценным для психотерапевтов. Это относится к третьему лишнему, встрявшему в наш с Вами разговор.

Гуляя по коридорам Зимнего дворца, государь Николай I напал на бюст Вольтера работы французского ваятеля Гудона (Вольтер, как известно, автор «Орлеанской девственницы», изречения о Церкви «Раздавите гадину» и определения религии как «встречи лицемера и дурака»). Подумав, государь обернулся к флигель-адъютанту и сказал: «Уберите эту обезьяну!»

Имеющий уши...