Перевода религии в формат бизнеса и политики.

На модерации Отложенный Новая схема для Украины БОРИС КОЛЫМАГИН Ежедневная Газета http://ej.ru
В эдакую жару даже чиновники самых высоких рангов не боятся стать нарушителями дресс-кода. Но не патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ходе своего многодневного визита в Украину он неизменно появлялся в подобающей его сану длинной одежде, выступал на залитых солнцем площадях и в душных помещениях, и, кажется, его речи и фигуры поведения даже добавили жару.

Это связано и с первым после 1991 года богослужением в Софии Киевской, и с речами о «русском мире», встреченными в штыки украинскими националистами.

Впрочем, третий уже по счету визит Кирилла в «незалежную» республику не вызвал массового энтузиазма верующих. И официальная статистика, если сравнивать ее цифры с сообщениями независимых корреспондентов, сильно завысила число участников праздничных мероприятий. Духовенство попыталось как-то расшевелить ситуацию внутри церковной ограды. В Киев привезли икону Богородицы Курская Коренная, мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и другие святыни, но паломнического бума не получилось.

Видимо, и в Украине уходит время, когда религиозную жизнь можно было конструировать на трафике мощей и на борьбе с ИНН. И хотя недалеко от Рады по-прежнему стоят палатки, борцы с числом зверя держат плакаты, сам их вид отсылает нас в 90-е годы, а не к будущему православия в Украине.

А каково это будущее, можно только смутно догадываться.

Вот недалеко от Киева прошли летние богословские курсы, организованные по примеру тех, какие устраивал о. Сергий Булгаков в довоенной Франции. Замечательный педагог и миссионер Аким Берлянд привлек к их работе историка Павла Проценко и библеиста о. Леонида Грилихеса, философа Александра Филоненко и искусствоведа Александра Копировского. А слушателями была молодежь и пожилые прихожанки разных храмов. Они не только исправно посещали лекции, но также играли в настольный теннис и купались в Днепре. На курсы могли подъехать и другие лекторы. Но они оказались задействованы в программе патриаршего визита.

Миссионерство, катехизация, просвещение, ставшие приоритетными для нынешнего патриарха, на самом деле везде продвигаются очень туго. И на Украине в частности. Слишком мало, как оказалось, священников, способных создать живые общины, поддержать братскую жизнь. А без нее единство православия становится брендом, используемым в разных играх.

Какого рода эти игры видно по патриаршему визиту. В ходе него Кирилл сказал о намерении ежегодно посещать с пастырским визитом Украину, приезжать на месяц-два в Одессу, на патриаршую дачу — поработать и отдохнуть. Если учесть, что патриарх не только опытный администратор, но и яркий проповедник, легко предположить, что его влияние на украинских верующих будет расти.
И вырисовывается примерно такая схема. Инертный украинский епископат занимается «круговоротом таинств» и подготовкой очередного визита первоиерарха, а Святейший вместе с командой «москалей» обходит владенья свои, молится, встречается с политиками и принимает наиболее важные кадровые решения. И не беда, что предстоятель не может объехать все епархии сразу. Следом можно ведь послать нового председателя ОВЦС и посредственного сочинителя музыки митрополита Илариона с «пастырскими концертами».

Нетрудно представить, что при таком перераспределении власти внутри Украинской православной церкви Московского патриархата неизбежен рост протестных настроений, усиление центробежных тенденций в сторону создания канонической автокефалии. Особенно в контексте перевода религии в формат бизнеса и политики.

Но все-таки подлинная духовность продолжает существовать внутри церковной ограды. И Московский патриархат в каком-то смысле несет на себе бремя вселенскости, не дает растащить Церковь по этноконфессиональным образованиям, запрячь ее в упряжку государственной идеологии.

Процесс огосударствления церкви, какой мы наблюдаем сегодня в России, может быть запущен и в Украине. И каноническая автокефальная церковь, буде такая появится, очень быстро ляжет под власть, здесь не надо быть пророком. Вспомним, в какой жесткой зависимости русское православие оказалось от власти царя после отделения от Вселенского патриарха. Так что Чистый переулок, зарубежный центр управления УПЦ МП, имеет не только минусы, но и плюсы.

В Киево-Печерской лавре патриарх Кирилл провел заседание Святейшего синода, на котором было принято решение о созыве в феврале следующего года Архиерейского собора. Синод принял обращение к православным, пребывающим вне единства с церковью, то есть к «автокефалистам» и «филаретовцам». «Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость Божия» — говорится в обращении.

Конечно, есть надежда, что после ухода престарелого главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета объединение верующих состоится. Но политические расклады пока мешают слиянию трех православных структур.

Синод также принял одно любопытное решение, указывающее на усиление брендовой стороны православия. В Патриарший совет по культуре вошли народный артист России Сергей Безруков и рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, Александра Пахмутова и герой ее песен Владислав Третьяк («трус не играет в хоккей»). А как же быть с надзором за переданными Церкви памятниками культуры, за древними иконами? Кто позаботится о древностях внутри церковной ограды? Патриарший совет явно под это не заточен.