Собственный дом – собственный город

Отсюда

Мало где в мире горожане могут переехать в новую квартиру за счет города, но только в России они будут делать это с возмущением

 

Мэр Москвы Сергей Собянин сформулировал ряд обязательств, которые примет на себя город в процессе реновации районов пятиэтажек. В проект федерального закона по реновации будет предложен ряд существенных поправок.

«Всем жителям сносимых пятиэтажек, включая жителей Центрального административного округа, будет гарантировано предоставление новой квартиры в том же районе. Исключение только для Зеленограда и присоединенных территорий, где переселение будет проводиться в пределах административного округа. По факту будем стремиться предоставить новую квартиру не только в том же районе, но и в том же квартале, в шаговой доступности от старой пятиэтажки», – написал С.Собянин на своей странице “ВКонтакте” в пятницу.

При желании жители пятиэтажек смогут принять решение об отказе от участия в программе реновации на общем собрании собственников жилья

«Прекращение права собственности на старую квартиру будет совмещено с регистрацией права собственности на новое жилье. Вывод пятиэтажки из эксплуатации будет осуществляться только после подписания всеми гражданами актов приема-передачи старых/новых квартир. Кроме того, правительство Москвы поможет жителям с регистрацией права собственности на новую квартиру».

Отдельно гарантированы права ипотечников. «Для владельцев ипотечных квартир в законе будет предусмотрена норма о замене предмета ипотеки (старой квартиры на новую) с сохранением условий и обязательств, ранее установленных заключенным договором залога. Права потребовать досрочного возврата кредита у банка не будет», – подчеркнул он.

Владельцы неприватизированных квартир смогут выбирать, получить новую квартиру в собственность или сохранить социальный наем.

А для собственников нежилых помещений в пятиэтажках в законе будет предусмотрено право выбора: получить равнозначное помещение или денежную компенсацию в размере рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений. Наконец, “нуждающимся категориям горожан будет оказана помощь в переезде”, – пообещал Собянин.

Думаю, этот пакет поправок и разъяснений должен положить конец нервозности, которую вызвала у многих москвичей программа реновации. И это чрезвычайно важно, так как  в  спорах вокруг переселения пятиэтажек и реновации территорий накопилось слишком много паники и белого шума и слишком много взаимных недопониманий. В частности – недопонимание того, что есть право собственности на жилье в условиях современной Москвы

Все понимают, что пятиэтажки давно уже превратились в мало достойное человека жилье. При этом городские власти не могут оставить всё «как есть», полагаясь на то, что со временем старение жилого фонда само, при помощи рыночных инструментов, переселит людей. Пятиэтажки, к сожалению, не являются того типа домами, которые благополучно стоят тысячелетия – срок их жизни, даже с учетом капремонтов, весьма ограничен. А если полагаться только на рыночные инструменты, то целые районы столицы попросту превратятся в гетто с криминально-миграционным душком.

Крайне маловероятно, что жители пятиэтажек соорганизуются и построят себе новый дом вместо прежнего. Разъезжаться будут поодиночке, – сначала те кто побогаче, потом те, у кого есть хоть какие-то возможности и, наконец, в этих домах останутся либо пожилые люди, не желающие растрясаться под старость, либо ограниченно платежеспособные и социально неблагополучные семьи.

Иными словами, «свободный рынок» эту проблему не решит и сам пятиэтажки не расселит. Единственным способом реально обновить город и, при этом, обеспечить людям достойное жилье, является продуманная и централизованная программа по сносу и переселению. Речь может идти только о централизованной и хорошо спланированной деятельности. Только при ней реальные права граждан будут соблюдены – а не будем забывать, что в число этих прав входит не только право частной собственности, но и право жить в чистом и безопасном городе, право будущих поколений унаследовать не разваливающуюся халупу, а реально пригодное для жизни жилье.

Обо всем этом противники реновации почему-то забывают. Они пытаются создать впечатление, что городские власти намерены искусственно ухудшить условия жизни людей и едва ли не покуситься на священное право частной собственности, и совершенно не учитывают намерение государства внести огромный вклад в обновление этой собственности

Борьба против реновации, вместо консервативной критики, которая служила бы защите реальных прав граждан, приобрела характер какой-то кампанейщины, причем осуществляемой людьми с явно неблагородными целями. Вспомним, к примеру, запущенную утку про «деревянные дома» в которые, якобы, будут переселять из пятиэтажек, выдуманное «временное жилье», раздувание панических настроений, что выселять будут за МКАД. Потребители информации, питающиеся в основном слухами, которые волнами распространяются по соцсетям, уже запуганы и пребывают в настоящей истерике.

Положения еще окончательного не принятого закона о реновации, целью которого, как подчеркнул президент, является неукоснительная защита жилищных прав граждан, уже приобрели извращенное толкование в духе массовых принудительных переселений. Разве что до рассказов о выселении под конвоем и бараках в чистом поле не додумались, но это только пока.

На слушаниях с главами управ ситуация тоже, порой, приобретает характер самораскручивающегося (или раскручиваемого кем-то) психоза. Вот впечатления одной женщины с хорошим юридическим образованием, проживающей в пятиэтажке, от атмосферы на подобном собрании: «в такой ситуации сразу появляется много самовыдвиженцев-отморозков, которые «точно знают» все планы Собянина по захвату мирового господства. Почему вокруг этих людей сразу формируются какие-то дикие инициативные группы и утрачиваются остатки здравого смысла, с этим пусть разбираются психологи.

Но это так – кто громче всех кричит «прокуратура», то и прав».

Все эти манипуляции общественным сознанием выходят далеко за пределы разумной обеспокоенности людей своим будущим и будущим своего жилья

Речь идет о запугивании и провоцировании социальной нестабильности, о создании у людей ощущения тотальной неуверенности в завтрашнем дне, которая вынудит их принимать неверные стратегические решения – например, постараться «сбросить» свои квартиры в пятиэтаэжках за мизерную цену, после чего они попадут в руки эффективных собственников, которые уж сумеют распорядиться ими при переселении.

Представляется, что нужно различать управляемую коллективную истерику и разумный диалог горожан и городских властей в ходе которого каждая сторона стремиться методом поиска компромиссов достичь своих целей: жители пятиэтажек – получить максимально комфортное новое жилье, городские власти – сделать дело, достигнув максимальной бюджетной экономии. Но истерика блокирует диалог.

Вместо того, чтобы лоббировать поправки в закон, создавать группы, которые смогут на юридическом поле отстоять свои права, люди попросту кричат на начальство

Кричат потому что напуганы и потому, что никаких более разумных стратегий защиты своих прав им никто не порекомендовал. Поэтому, прежде всего, необходимо успокоиться. И осознать несколько простых вещей.

Первое. Проблема пятиэтажек действительно существует. И если на взгляд обывателя может казаться «мой дом еще совсем новенький, до конца жизни простоит», то городская власть в общественных интересах вынуждена мыслить перспективно, учитывать предстоящее «загнивание» этих районов и стараться его предотвратить.

Второе. За ХХ век сложилось так, что Москва (как и другие города России) представляет собой не совокупность частновладельческих домов, а систему муниципальных домов, жилье в которых было роздано в частную собственность, по сути в компенсацию за своеобразные условия оплаты труда, существовавшие при социализме. Это жилье имеет юридические признаки собственности, но вот инфраструктурных, к сожалению, не имеет – ни обслуживание дома, ни его ремонт, ни его перестройка, самим собственникам не под силу.

Соответственно, – третье. Москвичи не могут сами решить вопрос не только реновации своего квартала, но и своего дома. Тем более, что психологически воспринимать свои многоквартирные дома как собственность мы так и не начали. Вспомним, что даже вопрос капитального ремонта вызвал несколько лет назад огромные трудности – люди не понимали почему они, а не государство, должны платить за ремонт своего дома. В такой ситуации говорить о «священности и неприкосновенности частной собственности», как это ни грустно, не приходится. Собственности, все выгоды которой принадлежат частному лицу, а издержки на государстве не бывает.

Можно, конечно, стремиться к тому, чтобы Москва состояла в будущем из частных домов, где горожане арендуют квартиры и из личных особняков, но, как мне представляется, в ближайшие сто лет перейти на такую модель вряд ли удастся

Таким образом, нам придется смириться с четвертым, – решение всех вопросов о перестройке, замене, ремонте жилого фонда Москвы может приниматься только совместно городскими властями и москвичами собственниками жилья, причем в обоюдных интересах. Права собственников обязательно должны быть защищены в полном объеме. Но это значит, что у городских властей должна быть реальная возможность защитить эти права. В случае с пятиэтажками это значит, что собственникам должно быть предоставлено новое, комфортабельное для них и удобное в обслуживании для города жилье.

И здесь мы подходим к пятому, – так тревожащей всех проблеме «равноценности» и «равнозначности». Тут снова есть опасность попасть в логическую ловушку. Можно понимать равноценность как сохранение доступа к основным социальным благам – расстояние до школы, поликлиники, магазина, общественного транспорта, наличие рядом парка или детской площадки. И здесь принцип равноценности должен быть соблюден безусловно.

Совсем другое дело, интерпретация равноценности как текущей рыночной стоимости. И такое требование равноценности, конечно, абсурдно. Понятно, что цена жилья в пятиэтажках будет снижаться, то есть требование рыночной равноценности является своеобразной попыткой «продать» свое жилье городу на пике рыночной цены, причем так, что покупатель будет лишен возможности торговаться… Но только это будет странная продажа, после которой актив останется в итоге у продавца. Так что давайте будем честны – внесение в разговоры о реновации категории «рыночной цены» откровенно абсурдно. В рыночной логике городу проще было бы дождаться разрушения пятиэтажек, а затем скупить квартиры в них у собственников за бесценок и без всякого предоставления другого жилья. Сейчас же мэрию, по сути, обвиняют в том, что она руководствуется соображениями городского благоустройства.

О чем действительно следует говорить и спорить – это о поиске формулы этого благоустройства

И тут есть ряд важных гарантий: гарантия переселения в пределах района, гарантия формирования очередности на снос исходя из позиции жителей дома. Именно об этом и говорит сегодня мэр, предлагая внести поправки в федеральный закон. Нет оснований сомневаться, – городские власти, сами, думаю, не ожидавшие такой массовой тревожной реакции, будут очень тщательно следить за соблюдением всех основных моментов сформировавшегося неформального соглашения. Важно, впрочем, сделать его формальным, предельно четко и точно прописать в законе права и обязанности как города, так и граждан.

Егор Холмогоров

 

Нам бы в Новосибирск этого Собянина на пару-тройку годков - эх, живым бы не ушел, пока все хрущевки по новым домам не расселил!