От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества. Часть VIII
Ход пореформенного периода в Российской империи и общеевропейский переход от доиндустриального общества к индустриальному имели огромное влияние на все религии в империи. Из-за идеологических предрассудок многих исследователей, история религии в революции – большое белое пятно в истории России и в Европе.
Начиная с французской революции, в общеевропейской истории часто дается упрощенный нарратив о падении и маргинализации религии в государствах и обществах и о росте и торжестве секуларизма и других передовых идей. Главные темы об истории религии в пореформенной России – реакционность Русской православной церкви, ее тесные связи с правительством, заведомое сохрание мракобесия среди крестьянста через смешивание дохристьянских и христьянских верований и обрядов («двоеверие»), участие иерархии и духовенства в черносотенных движениях, его сотрудничество с режимом в преследовании других вероисповеданий. История неправославных религий трактуется как бесконечным преслованием самодержавием и Православной церковью.
История религии в этом периоде и в России и в Европе, более сложная. Верующие составляли большинство населения во всех европейских странах. Миллионы верующих в России участвовали в революциях 1905 и 1917 годов и в русской гражданской войне. Как национальные партии, религиозные партии и движения охватывали весь политический спектр. Тоже важно заметить, что во французской и русских революциях, религиозные фактора разжигали острие междуконфессионалые и внутриконфессиональные конфликты.
Изучать религию в русских революциях обязательно нужно. Ведь в России и Европе все религии и политические идеологии включают сильные элементы эсхатологии – учение о конце мира и человечества. Степень интенсивности эсхатологии колеблется в каждой религии и идеологии, но никогда не отсутствует. Все европейские идеологии заимствовали элементы иудео-христианского понимания исторического процесса эсхатологии. Процесс включает: космическая борьба с начала времени между добрыми и злыми слилами; падение человечество из рая; обвинения и демонизация против внешних и внутренних врагов в падении человечества; окончательный бой между добрыми и злыми силами; страшный суд с наказанием и уничтожением злых сил; заря нового мира для добрых.
Во всех эсхатологических религиозных и политических движениях в Европе и России, бросается в глаза стремления людей торопить конец мира вместе того чтобы пассивно ожидать конец. [1] Накал страстей и истерия о внутренних врагов во французской революции были мощные взрывы эсхатологического менталитета [2]. В Российской Империи, религиозные и политические эсхатологические ожидания страсти сочетались особенно в революции 1917 года и во гражданской войне. Эсхатология в России будет темой будущих статьей. Тоже, это учение о конце мира не утратило свою привлекательность в современной России и Европе особенно среди националистических и крайне-правых партий и движений.
История религиозных движений в России имеет актуальность для современной Европы особенно когда речь идет об ассимиляции миллионов мусульман в западных европейских странах. Мусульмане России переживали многие аспекты модернизации и европеизацию в пореформенном периоде. Например, казанские и крымские татарки организовали движения женской эмансипации. Первый всероссийский мусульманский съезда в 1917 году принял великий прецедент в мусульманском мире и провозгласил равноправие мужчин и женщин. [1]
Россия была самая большая многорелигиозная страна в Европе. Однако, во всеобщей переписи в 1897 году, правительство и Святейший Синод Русской Православной Церкви заведомо занизили данные о старообрядцев (староверцы, раскольники) и сектантов. [2]. Некоторые исследователи предложили, что были 20 миллионов старообрядцев и 6 миллионов сектантов в дореволюционной России. Тоже предполагается что постоянная утрата миллионов самых стойких верующих подорвала способность Православной церкви сопротивляться большевикам после Октябрьской революции.
Условия жизни религий в России имели и сходства, и различия с европейскими странами во второй половине девятнадцатой веке. После французской революции, правительства обычно проводили политики веротерпимости и евреи обычно получили равноправие. Однако, либеральные правительства и партии часто выступали за политику антиклерикализма--уменьшение роль духовенства в государственных и общественных сферах жизни. Соблюдение религии должно стало быть частным делом. Правительства отняли у религиозных общин право регистрации актов гражданского состояния. Отношения между правительствами и религиозными общинами регламентировались разными законами. Такие законы еще в силу в современной Европе. [3]
Антиклерикальные выступления и правительственные меры, особенно те из антикатолического характера, часто отталкивали многих людей от либерализма. Организовывались конфессиональные партии, выступающие за защиту интересов церквей. Возникали первые христианско-демократические и христианско-социалистические партий.
Неудивительно что либеральные намерения и меры для устройства «свободной церкви в свободном государстве» углубляли разделение населения по религиозным направлениям. Многие европейцы отождествляли либеральный секуляризм с евреями (потому что либеральные правительства дали евреям равноправие) и организовали крайне-правые партия и движения политического антисемитизма.
Во всех церквах шли конфликты между противниками и сторонниками о роле церквей в новых государственных и общественных условиях. Великие перемены в Европе имели глубокое влияния на соблюдение христианства. Везде в Европе, как в России, имело большое место смешивание дохристианских и христианских верований и обрядов, особенно среди крестьянства. Этот период можно охарактеризовать как воцерковлением христианствa. Шли организация и наставление мирян в церквах, устроились разные церковные сообщества, улучшение образования для духовенства. Главный результат был сокращение соблюдения дохристианских верований и обрядов. [4]
Везде в Европе, националисты всех оттенков чаще отождествляли религию с национальных идентификаций. Например, католичество с ирландской национальностью; протестантизм с немецкой, православие с сербской. Националисты в некоторых странах рассматривали свою религию как национальную веру в противовесе к государственной религии. Например, чешские и венгерские националисты рассматривали протестантизм носителем национальных ценностей в противовесе к немецкому католичеству австрийских правителей. Даже секуляристы и атеисты видели пользу религии для политических целей.
Положение религиозных дел в России имели свои сходства и сильные различия от европейских стран. Членство в вероисповеданиях было обязательно для всех российских подданных. Регистрация актов гражданского состояния была ответственностью вероисповеданий [7, 182]. До революции 1905 года, государство старалось регламентировать религиозные самоидентиночности населения. Как государственная религия, Русская Православная Церковь имела исключительную привилегию проводить миссионерскую работу среди членов всех других вероисповеданий и верований (в том числе среди язычников, т.е. приверженцы традиционных религий). Переход от православия в другие исповедания наказывался уголовным кодексом. Католичество, протестантизм, армянское григорианство, иудаизм, караизм, ислам и буддизм имели законное положение «иностранных исповеданий» потому что большинство приверженцев жило заграницей. Старообрядчесто имело полулегальное положение. Христианские секты и «доморощенные» как молокане, духоборы и т.д. и «импортируемые» как баптисты, адвентисты, пятидесятники и т.д. – были разделены на категории «более пагубны» или «менее пагубны».
Тоже надо учитывать некоторые другие сложности о положении религии в России. Русские, украинцы и белорусы составляли большинство православных, но тоже представители многих других национальностей были членами церкви. В рядах православных тоже были миллионы добровольных и недобровольных обращенных и их потомков (особенно среди бывших греко-католиков и их потомков в Белоруссии и на Украине). Неудивительно что многие недобровольные обращенные и их потомки были под подозрением церкви в стремлении вернутся к верам своих предков. Даже среди традиционалистов православных имелись сильные сектантские явления под подозрением церковного руководства. Примеры включили странников, старцев, членов харизматических групп, людей утверждая видения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых и т.д. Эти явления были под подозрением иерархии из-за возможностей утраты контроля церковью народной религиозности. Cектанство внутри Церкви могла быть начальным этапом перехода от православия в секты. Тоже были в России мессианские националистические движения среди некоторых национальностей провозглашая новую веру и пришествие нового мира без русских правителей и священников. [8]
Историки и религиоведы замечают смешивания дохристианских и христианских верований и обрядов среди русских православных. Но смешивание верований и обрядов было нормой для всех оттенков христианства, иудаизма, ислама и буддизма в России, как и в Европе. Только великие перемены перехода от доиндустриального общества до индустриального общество сократило явление «двоеверия» во всех религиях. Россия только отставалa от европейских стран в этом смысле.
Великие перемены имели огромное влияние на историю всех вероисповедания в России. В каждой религии шли конфликты между традиционалистами и реформистами, противников и сторонников перемен в обществе. Политизация религий обострилaсь особенно когда этнические, религиозные и социальные фактора пересекались. Рассмотрим, как религии России, особенно Православная церковь, вснесли свои вклады в бурные события революции 1905 года.
Продолжение следует…
Комментарии